Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 107.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер107.29 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ








Урок нравственности по рассказу А. Костюнина « Рукавичка» в 9 классе
Человек- мерило всех вещей.
Предварительная подготовка к уроку:

1) самостоятельно прочитать и осмыслить рассказ А.Костюнина “Рукавичка”

2) определить тему и проблематику произведения,

3) нарисовать словесные портреты главных героев, аргументируя своё мнение цитатами из текс

4)Индивидуальная работа. Учащиеся готовят презентацию, сообщение о жизни и творчестве писателя.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с творчеством современного писателя

2) словарная работа с литературоведческими понятиями (автобиографичность, сюжет (фабула), композиция, проблематика...),

3)Воспитывать нравственные качества ( бережное, гуманное , внимательное отношение к

человеку; требовательность , совестливость в оценке своих поступков, милосердие)

4)Формировать коммуникативные качества, развивать речь, мышление

5) воспитывать любовь к родной литературе и языку

6) развивать навыки самостоятельной работы с текстом
Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-анализ, беседа.

Ход урока
1.Слово учителя.

Знакомство с эпиграфами, которые записаны на доске. Скажите, что их объединяет.
«Будущее не предопределено –

нет судьбы, кроме той,

которую мы делаем сами»

Андрей Ларин.
«Каждый кузнец своей судьбы». Ю. Цезарь

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, на протяжении веков над загадкой человеческой судьбы размышляют ученые, философы, эта тема волнует каждого из нас .Одни считают, что жизненный путь определяют звезды, рок, другие говорят о необходимости правильного выбора поступка самим человеком, утверждая, что именно он несет ответственность за свое счастье. Эти вопросы волнуют и современного молодого автора Александра

Костюнина.
2.Биография писателя.

Просмотр презентации.

Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни А. Костилина.

(1. Web: http://kostjunin.karelia.ru. О себе: Мне 42 года. Родился и живу в Карелии.

Работаю на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков проекта 12650 - противоминных кораблей, обеспечивающих развёртывание стратегических ядерных сил морского базирования (МСЯС).

Так сложилось, что на протяжении последних шести лет моя должность - Председатель Совета директоров. Работа на производстве в современной России создаёт тепличные условия для творчества. Как метко заметил Сергей Довлатов: «От хорошей жизни писателем не станешь». Мои литературные наброски не относятся к коммерческому проекту. Это скорее разновидность «креста», который каждый по жизни несёт в силу своих убеждений. Кроме упражнений с русским языком, вторым моим увлечением является фотография.
2.В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово - связующая нить времени» за книгу « В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. Куприна и вручением памятного знака « За вклад в русскую литературу».

“На конкурсе, организованном литературным сайтом “Русский переплёт”, который прошёл в г.Москве были подведены итоги и получили оценку работы российских писателей, опубликованные в 2005 году.

За лучшее произведение в номинации “Документальная проза” дипломом отмечена повесть Александра Костюнина, Председателя совета директоров судостроительного завода “Авангард” – “Земное притяжение”.

23 июня на очередном собрании акционеров в очередной, седьмой по счёту раз, Александра Костюнина избрали Председателем Совета директоров Стратегического предприятия России – ОАО “Судостроительный завод “Авангард”.

“Авангард” – закрытое предприятие. Основная продукция – по заказу Минобороны РФ.

“Авангард” – единственное предприятие в стране по строительству и ремонту противоминных кораблей пр.12650 типа “Яхонт”, обеспечивающих развёртывание стратегических сил ядерного сдерживания морского базирования.

“Авангард” – единственное предприятие в Карелии, исполняющее Государственный оборонный заказ.

Когда говорят “авангард”, подразумевают идущий первым. Здесь – просто единственный!

– Убеждён, – делится своими мыслями Александр Костюнин, – между моим творчеством и профессиональной деятельностью существует неразрывная связь. Я несколько раз публиковал свои размышления в “прикладной” литературе – публицистике. Такие материалы, как “Жив ли русский медведь?”, “К вопросу о национальной идее России” и ряд других, были замечены.

А вот теперь проза.

О безусловном Главенстве духовного над материальным, о грустном, о забавном, о трагичном, о восторженном, о том, очищающем и возвышающем, что даёт нам шанс стать Человеком, – моя повесть “Земное притяжение”.)
3. Работа над формой и содержанием рассказа..

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

С чего он начинается?

С эпиграфа из Евангелия.

Зачем писатель вводит в рассказ цитаты из Евангелия? Какую роль они выполняют в тексте?

Они помогают выявить основную проблему рассказа.

Что такое Евангелие?

В переводе это означает “откровение”. В Новом Завете содержится 4 Евангелия 4 апостолов Иисуса: от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка.

Как бы вы определили тему рассказа?

Воспоминания писателя о своей жизни:

– школьные годы,

– “роковые девяностые”.

Рассмотрим композицию сюжета рассказа и выявим её особенности.
Класс с помощью учителя определяет композиционные особенности
Особенности композиции:

Мемуарный тип речи.

Автобиографичность повествования.

1 рассказчик – рассказ от 1 лица, позволяющий наиболее точно, детально, ярко и эмоционально описать пережитое.

Наличие эпиграфа.

Наличие 2 параллельно введённых в повествование историй.

Введение в рассказ цитат из библии.

Антитеза.

Речевая характеристика героев.

Композиция
I.Экспозиция

Размышления-воспоминания рассказчика о своём детстве и школе.

II. Завязка

Экскурсия учащихся 1 класса в кабинет домоводства.

III. Развитие действия

1) Диковинные альбомы с лучшими образцами детских работ,

2) возвращение с экскурсии на урок,

3) пропажа рукавички,

4) унизительный обыск.

IV. Кульминация

Обыск Юрки Гурова и обвинение в воровстве рукавички.

V. Развязка

Изгой. Унижение Юрки одноклассниками.
4. Беседа по вопросам.

Какие чувства испытали дети – первоклассники – на экскурсии?

Интерес, восторг, любопытство, “с завистью”, “с удовольствием”.

Почему лучшие образцы детских работ вызвали у детей такой интерес?

Жили все тогда туго. Бедовали.”

Способность мастерить ценилась.”

Маленькие вещи кукольного размера вызвали восторг: брючки, шарфики, рукавички...Эти изделия – “чудо”, “диковинка”.

Почему добрая, благостная атмосфера урока резко испортилась?

Известие о краже рукавички.

Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента?

1. Крошащийся в руках 1-й учительницы Аллы Ивановны мел.

2. Красные пятна на лице учительницы домоводства и сбитая набок причёска.

3. Короткий обрывок чёрной нитки на месте рукавички.

Какие ассоциации вызывает у вас мел, крошащийся в белую пыль?

Разбитые, как осколки зеркала, тёплые отношения между учителем и учениками;

Кусочки мела – это “разложение” чего-то целого, единого на части (единство школьного коллектива разрушено после обнаружения вора – Юрка – изгой);

Белая пыль напоминает белый холодный снег, засыпавший “человеческие отношения” между ребятами;

Обрывок чёрной нитки символизирует разрыв отношений, “чёрная полоса” в жизни детей и учительницы.
5. Раскрытие системы образов.

А.Образы детей

Какими изображает первоклашек автор? Чем для них была школа?

-Выписать детали, лексические средства характеристики.

Как реагируют на действия учителей дети?

Дети у автора- маленькие, беззащитные, доверчивые. Это светлые, чистые души, не

знающие греха. Не случайны развернутые сравнения: « как стайка взъерошенных

воробьев…ноги еще не остановились, еще скачут».., лексика с уменьшительно-

ласкательными суффиксами: башмачки, косички, пальчик, панталончики и др.. Не

случайно на шее ребенка оказывается крестик здесь символ чистоты, безгрешности.

Представления о школе у детей вначале- как о святом месте («Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым жаждал я увидеть жизнь новую, яркую,

возвышенную»).

Б.Образ учительницы

Выписать детали, лексические средства, характеризующие Аллу Ивановну. Оценить ее поведение в сцене допроса.

Семилетние малыши, впервые переступившие порог класса ,обожествляют обычно свою учительницу. Образ первой учительницы в литературе один из самых теплых , светлых образов.

Первая учительница Алла Ивановна у Костюнина - недалекая женщина, жестокая, бездушная, облеченная властью. Она совершает недопустимое: устраивает публичный допрос и обыск ребятишек, растаптывая их человеческое достоинство, ни минуты не сомневаясь в собственной правоте: « Алла Ивановна степенно встала..». « цепким взглядом прошлась по каждому».., « зло процедила».., « хлестко скомандовала»… эпизод допроса и обыска превращается в избиение душ, в публичную нравственную казнь., не случайно он является центральным в рассказе. Читатель вместе с малышами переживает трагедию позора и унижения, еще более безобразную оттого, что происходит она в святая святых - школе, и разыгрывает эту трагедию второй после мамы человек – учительница. Мы видим беспомощную первоклассницу Светку Кондроеву, которая , как загипнотизированная идет к учительскому столу под цепким взглядом Аллы Ивановны « не мигая», « безвольно» .И вот перед всем классом вываливается содержимое портфеля вместе с куклой, что вызывает смех: « Ха, вот дура!..Ляльку в школу притащила..» Светка безропотно раздевается, показывая всему свету дырку на колготках с выглядывающим розовым пальчиком. И наконец, на шее у нее обнаруживается нательный крестик. Личное, тайное предательски обнажается для всеобщего обозрения. Чистота и невинность снова возведены на Голгофу. Выразительные детали характеризуют и состояние ребенка, над которым совершено моральное насилие, и авторское отношение к происходящему: кукла застыла «в неловкой позе» - неловко не за Светку, притащившую куклу в школу – неловко за учительницу, унижающую ребенка. И не только « розовый Светкин пальчик.. торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру»,- это Светка, пристыженная за негрехи стоит перед всеми как на Голгофе, безвинная страдалица. Сочувствие к ребенку и

одновременно осуждение Аллы Ивановны передается и при помощи лексики:

«одежонка», « юбчонка», « шейка», « ножки», контрастных деталей: « Светка стояла босая на затоптанном школьном полу».. , « шлепая босыми ножками… пошла на цыпочках к своей парте». Чистота ребенка среди грязи, пошлости и подлости взрослого мира.

В.Образ Юрки Гурова.

-Кто он? Его поведение в сцене допроса. Зачем Юрка взял эту “маленькую синюю рукавичку”?Как вы относитесь к поступку Юрки? Роль школы, учительницы в его судьбе.

Главным героем рассказа является Юрка Гуров. Это у него из-за майки выпала злосчастная рукавичка .Как она там оказалась, Юрка и сам не помнил. Возможно,

поддался минутной слабости, секундному соблазну. Он глубоко переживает то, что

натворил: « разревелся во весь голос», «залепетал , от волнения перейдя на карельский

язык», « Юркины губы мелко дрожали».. Педагог не увидела этих переживаний, не

заметила раскаяния и при всех, сразу же вынесла приговор : « Вор!» Вместо того, чтобы

поддержать росток очищения и добра, выразить уверенность в дальнейшем правильном

пути ребенка, растоптала духовные устремления мальчика. Слово «Вор» стало клеймом

для него и всей семьи. Оно определило дальнейшую судьбу малыша, для которого школа

обернулась заточением. Мы не знаем, воровал ли Юрка в 90- е. В произведении

приводится аргумент: « Кто в нашей деревне не знал их по именам?» Но ведь может бытьЮрку записали в воры по привычке благодаря клейму, полученному в детстве? Возможно,действительно поступок и слова учительницы послужили психологическим

программированием, и Юрка связал свою жизнь с грабителями. Но второго позора он не

вынес.

Г. Образ автора.

-Автор – ребенок и автор – взрослый_ разные ли это люди? Какой вины не может

простить себе автор? Как это его характеризует?

Автор - рассказчик не снимает вины за гибель Юрки и с себя. Это он вместе с другими

одноклассниками превращал каждый день пребывания Юрки в школе в пытку. Он, как

и другие, ничего не сделал, чтобы помочь мальчику обрести человеческое

достоинство, почувствовать себя человеком. Боль вины не покидает его: « Юрка,

Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растет… Но заглушать эту

боль я почему-то не хочу…» Неутихающая душевная рана - за чувство причастности
6. Расскажите о второй истории с Юркой Гуровым , которая тесно связана с первой

Одним из воров, который крал у сельчан много лет, был тот самый Юрка Гуров. Именно его вместе с другими ворами рассказчик пытается “хорошенько проучить” - искупать в ледяной проруби.
Почему сельчане устроили самосуд в карельской деревне?

Из-за бездействия милиции: “терпению односельчан пришёл конец”.
Можно ли оправдать их действия?

Наверное, да, если бы не трагические последствия этой экзекуции. После унижения вор Юрка Гуров повесился в сарае.
Почему смерть Юрки перевернула жизнь рассказчика?

Что-то провернулось в моей душе”, “чувство вины растёт”, трагическая Юркина “судьба – укор” для автора, так как он по сути второй раз подставил одноклассника, унизив и растоптав его человеческое достоинство.
Кем ощущает себя рассказчик?

Иудой из библейской притчи. Вот почему рассказ заканчивается цитатой из Евангелия о кающемся грешнике.
7.Выводы по уроку.

-Почему рассказ называется так просто – “Рукавичка”?

Наверное, этим заглавием автор хотел подчеркнуть то, с чего началось всеобщее нравственное “падение” героев рассказа: обеих учительниц школы; Юрки Гурова, ставшего “вором” с подачи одноклассников и учителя; Светки Кондроевой, которую первой публично унизили; рассказчика, не заступившегося за товарища, а, как и все, промолчавшего. Именно история с кражей этой маленькой кукольной рукавички через 30 лет заставила рассказчика пересмотреть свою жизнь, покаяться в содеянном, вернуться к истокам своего грехопадения.
-От чего же зависит жизнь человека, его судьба, его счастье?

В первую очередь, от желания самого героя идти по светлому достойному пути, от того, есть ли внутренние духовные силы для того, чтобы преодолеть все препятствия. Конечно, велика роль школы, близких, современников – всех, кто должен укреплять в душах детей веру в добрые, гуманистические начала жизни воспитывать духовную стойкость и милосердие.

8.Слово учителя.

Нельзя забывать, что одно из главных назначений живущих на Земле - поддерживать

в каждом доброе, светлое начало, помогать быть человеком.

Раскаяние - это росток чистоты, устремленности к нравственному

совершенствованию. И важно принять, укрепить в душе кающегося этот росток, иначе,

растоптав его, мы можем направить человека на путь нового преступления.

По мнению А. Костюнина, на судьбу человека влияют многие факторы. Конечно,

велика роль обстоятельств, школы, окружающих людей. Но вера человека в свои силы,

в добро, в Бога помогает идти по правильному пути к светлой цели, помогает в

конечном итоге состояться личности, реализовать свой творческий и человеческий

потенциал.
Домашняя работа.

1. Написать эссе. «Жизнь коротка. Но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменивать каждый час, каждый прожитый день…» Какое отношение имеют эти слова А. Костюнина к его рассказам?

2.Прочитать рассказ « Вальс под гитару».Что общего и в чём различие рассказов « Вальс под гитару», « Рукавичка»?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск