Скачать 40.82 Kb.
|
УРОК ПО ТЕМЕ «Алфавит. Графика». 5 класс.
Урок проводится в 5 классе. В 5 классе 15 учащихся. Из них 7 девочек и 8 мальчиков. Возраст – 10 – 11 лет. Второгодников нет. По успеваемости – средний уровень (4 учеников имеют «4» по русскому языку, 11 – «3»). Дисциплина на уроках была в начале учебного года не очень, т.к. требования учителя начальных классов расходились с моими. Сейчас проблем с дисциплиной в классе нет. Уроки не пропускают. Класс принимает активное участие в общешкольных делах. В коллективе есть 2 формальных лидера и 1 неформальный. Также есть 1 отверженный ребёнок, но классным руководителем ведётся плодотворная работа в этом направлении, и ситуация уже начинает меняться в лучшую сторону. Класс сплочённый, мотивация к обучению присутствует, но в неравной степени. В основном ребята из социально неблагополучных семей.
Место УЗ в изучаемой теме: это пятый урок в разделе «Фонетика. Графика.». Для последующих тем «Орфоэпия», «Фонетический разбор» очень важно, чтобы учащиеся усвоили на данном уроке разницу между буквами и звуками
2 научиться различать буквы и звуки; 3 помочь учащимся понять, для чего нужен алфавит; 4 научиться пользоваться алфавитом в жизни; 5 развивать устную речь учащихся Проверяемость достижения цели: учащиеся в процессе парной работы рассказывают содержание понятий «графика», «каллиграфия», «алфавит»; в собственном высказывании отражают функции алфавита; в индивидуальной работе выполняют задания с помощью алфавита.
2 понимать и извлекать информацию из текста; 3 уметь задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы; 4 уметь делить текст на абзацы; 5 уметь озаглавливать текст и его части; 6 уметь пересказывать текст; 7 уметь создавать собственное устное высказывание 8 уметь пользоваться алфавитом
КАРТОЧКА № 1.
Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной – с буквами, которыми обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными). Буквы обозначают звуки, поэтому говорят: «Буквы, обозначающие гласные звуки», «Буквы, обозначающие согласные звуки», а иногда – короче: гласные буквы, согласные буквы. Различайте звук и букву! Графика изучает начертания букв, их виды. Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв – особенно это важно для рукописных букв.
КАРТОЧКА № 2.
Буквы располагают в определённом, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит (или азбуку). По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия учреждений и фамилий жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.
КАРТОЧКА № 3.
Двумя словами – «алфавит» и «азбука» - обозначают одно и то же. Слово «алфавит» состоит из названий первых двух букв греческого алфавита: «альфа» и «вита». Взятые вместе (в несколько изменённом виде), они и образуют слово «алфавит». Русское слово «азбука» состоит из названий первых двух букв русского алфавита. Первая буква русского алфавита в старину называлась «аз», вторая («бэ») – «буки». Из этих названий и образовалось слово «азбука».
2. Учащиеся в парах выполняют задания. Работа идёт сначала по карточке № 1, потом по карточке № 2 и т.д. После выполнения работы над каждой карточкой идёт фронтальная беседа – проверка – обсуждение. Во время работы учитель консультирует пары по их запросу. 3. Завершающим этапом парной работы станет устное высказывание пар по теме урока «Графика. Алфавит». 4. После обсуждения устных высказываний пар каждый учащийся получает индивидуальную карточку с набором фамилий и заданием: расположить данные фамилии в алфавитном порядке. 5 Завершающий этап урока: рефлексия – учащиеся высказываются на предмет, что сегодня узнали нового на уроке, чему научились. |