Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер75.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока:

«Альтруизм и эгоизм»

Аверкиева Татьяна Александровна,

учитель истории МОУ Павинская СОШ

Художественно – педагогическая идея:

«Хороший человек тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем»

Плутарх
Цель:

Помочь учащимся раскрыть смысл понятий «альтруизм» и «эгоизм», и осознать понятие «разумный эгоизм» как добродетель, находящаяся между двумя крайностями.
Задачи:

- сформулировать понятия «альтруизм» и «эгоизм», конкретизировать понятия через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;

- показать отличительные особенности альтруистических и эгоистических поступков;

- дать возможность учащимся выразить свою точку зрения к данным понятиям;
Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями.

Ход урока:
1.Вводное слово учителя.
Здравствуйте ребята.

Давайте вспомним, примерно вначале нашего курса мы с вами изучали такое понятие как «добро».
- Что же такое добро?

Это образец благородных поступков людей и отношений между ними.

Благородные поступки человеком совершаются либо на благо самого себя, либо на благо других людей.
Подумайте и скажите, как называется стремление человека удовлетворять только личные интересы?

Ответы детей.

Да, действительно, ребята – это эгоизм.
А знаете ли вы, какое понятие отражает совершение бескорыстных поступков человеком ради блага других людей? Ответы детей. Это альтруизм. Слышали ли вы это слово ранее? Где, при каких обстоятельствах оно употреблялось?
Тема нашего сегодняшнего урока «Альтруизм и эгоизм».
Ребята, а как же вы понимаете два этих понятия?

- Что такое эгоизм?

- Каких людей считают эгоистами?

- Что такое альтруизм?

- Каких людей считают альтруистами?

- Приведите примеры эгоизма и альтруизма среди людей (можно литературных героев).
2. Работа с учебником

Давайте обратимся к определению данных понятий. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 30-31 и дополните предложение.

Альтруизм - это

Эгоизм - это
3. Работа с иллюстрациями.

Посмотрите внимательно на экран, вам представлено 6 фотографий. Подумайте и определите, на каких из них изображены эгоистические поступки, на каких альтруистические. (1,4,6 – альтруизм, 2,3,5 – эгоизм)
4. Работа с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» на примере притчи.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
    — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

  — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
   Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
Вопросы к притче:

  1. Кто герои этой притчи?

  2. Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

  3. Как объяснил причину своего поступка один из детей?

  4. Каким образом слова мальчика:«Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?

  5. Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

  6. «Каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень». Как ты понимаешь значение этих слов?


Мы с вами уже выяснили, что эгоизм – это стремление к удовлетворению личных потребностей. Наверно каждый встречался с проявлением эгоизма.

Как же разобраться с таким понятием как «альтруизм»? В словаре синонимов русского языка слова альтруизм и альтруист имеют ряд близких по значению слов:

Бескорыстие – это отсутствие стремления получить материальную выгоду.

Бессребреник – это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение.

Человеколюбие – это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему.
О недостатках эгоистического поведения мы можем сказать точно, что это отсутствие помощи ближнему, заботы о ближнем, и просто окружающих людях, самовлюбленность. Скажите, могут ли быть недостатки в альтруистическом поведении? В чем они могут проявляться?
Альтруист заботится о всех окружающих его людях, но иногда излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближнего».

5. Работа с понятием «разумный эгоизм».
Ребята, сейчас я вам приведу ситуацию из вашей школьной жизни, а вы подумайте, как можно охарактеризовать действия, о которых здесь говорится.

В 6а классе есть отличница Яна. Она всегда хорошо и добросовестно выполняется все задания учителя. Рядом с ней за партой сидит Влад, который не всегда готовится к урокам и часто просит Яну дать ему списать домашнее задание. Яна несколько раз позволила Владу списать, но потом сказала, что не даст больше пользоваться своей тетрадью. Влад расстроился, а Яна в свою очередь предложила Владу готовить домашнее задание вместе, с тем, чтобы он сам усвоил материал.


  • Как охарактеризуете поведение Яны?

  • Какой поступок она совершила? Альтруистический или эгоистический?

  • Почему вы так считаете?


Да, действительно здесь проявляется эгоистическое поведение: Яна не дала тетрадь Владу, но в то же время и альтруистическое: предложила помощь в подготовке домашнего задания. Такое поведение ребята, где стремление удовлетворить свои интересы сталкивается со стремлением к общему благу, называется разумным эгоизмом.
Откройте страницу 31 учебника. Найдите 3 абзац сверху и прочитайте, что же такое «разумный эгоизм».
Разумный эгоизм – преследуя собственные интересы, исполнять нравственные требования и содействовать всеобщему благу.
Приведите, пожалуйста, примеры разумного эгоизма.
Молодцы ребята, но кроме разумного, существует еще и крайний эгоизм, когда человек не только не замечает никого кроме себя, но когда он начинает пренебрежительно относиться к окружающим его людям, к правам людей. Этого допускать ни в коем случае нельзя.
6.Самостоятельная работа в группах.

1 гр. Выбрать из приведенных ответов на вопросы, правильный.


  1. Что означает призыв «не будь эгоистом»?

Не думай обо всех, думай о себе

Помоги ближнему

Думай об интересах других

Не помогай случайному человеку

  1. Каким может быть эгоизм?

Долгим и быстрым

Большим и маленьким

Крайним и разумным

Сознательным и несознательным

  1. Что может быть недостатком альтруизма?

Забвение родных

Отказ от помощи людям

Помощь незнакомому человеку

Невнимание к близким

  1. Что значит быть альтруистом?

Тратить свои силы на добрые дела

Сочувствовать чужому горю

Потратить свободный день на помощь нуждающимся

Все ответы верны
2 гр. Вам предоставляется рассказ. О каком поступке здесь идет речь, альтруистическом или эгоистическом? Как вы это поняли? В чем он проявился этот поступок?

Когда случается беда, человек отдает свои силы людям, не задумываясь о возможных последствиях для себя. В одном из сел в Красноярском крае начался пожар. В одном из горевших домов находились дети, которых родители оставили без присмотра. Дети, увидев пламя, попытались его сбить, но на девочке загорелась одежда…страшно подумать, что могло бы произойти с детьми, если бы пламя и дым, который валил из дома, не увидел соседский парнишка. Пятнадцатилетний подросток разбил окно в горящей комнате, вытащил девочку, потом нашел под кроватью мальчика. Вызвал пожарных и скорую помощь. Малышей с сильными ожогами доставили в Центральную районную больницу.
3 гр. Выполнить задания.

Вставьте пропущенное слово.

Бескорыстные действия, направленные на благо другого человека или общества называются (альтруизм)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов и в ущерб интересам общества ил и других людей называются (эгоизм)
Распределите высказывания на две группы: в одну – те, где речь ведется об альтруизме, в другую – говорящие об эгоизме.

Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.

Мальчик не поделился подаренными конфетами.

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседу.

Одноклассник не передал домашнее задание.
Укажите высказывание, в котором говорится о проявлении крайнего эгоизма.

Проявление заботы о себе.

Неуважение к другим людям.

Пренебрежение правами других людей.

Высокое самомнение.

Удовлетворение своих интересов.
Проверка самостоятельной работы по группам. Заслушиваются ответы.

7. Подведение итогов.

- Какого же человека можно назвать альтруистом?

( Высказывания детей: человека, который уважает других, совершает бескорыстные поступки по отношению к окружающим)

- Всегда ли альтруизм бескорыстен?

- Нет.

- Ребята, а согласитесь ли вы со мной, что проявление разумного эгоизма является добродетелью, проявлением добра. Что разумный эгоизм находится между двух крайностей: эгоизмом и альтруизмом?

- Обоснуйте свой ответ.

8.Рефлексия.

- Узнали вы сегодня что-то новое?

Я попрошу вас подумать немного, и оценить свои поступки за сегодняшний день. К какой категории они относятся, эгоистические или альтруистические. Возможно кому-то вы сделали сегодня доброе дело, и это очень замечательно, а кто-то позаботился о себе, но при этом мог обидеть ближнего, это не очень хорошо. Но можно все исправить и попросить прощения.
9. Домашнее задание. Обратится к русским сказкам. Выбрать героев, которые совершали альтруистические поступки и определить в чем они заключались.
Вывод: «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо, не за красивое « спасибо» услышавшего тебя рядом».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск