Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka
«Имена существительные собственные и нарицательные»
Предметы гуманитарного цикла (русский язык)
Горланова Светлана Вячеславовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Родниковская сош Алексеевского района Республики Татарстан
Цель:
образовательная дать понятия нарицательных и собственных имен существительных, повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
развивающая развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
воспитательная воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в
оценивании себя. Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: карта города, маршрутный лист.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Организационный момент.
Задача: подготовить учащихся к работе
| -Здравствуйте, ребята! Ежедневно мы так приветствуем друг друга улыбаясь, излучая радость от встречи, и тем самым передавая частичку собственного благополучия: радости, счастья, как бы подзаряжая друг друга на расстоянии психологической положительной энергией жизни. Именно этого я вам желаю.
| Дежурный сообщает о готовности класса к уроку, об отсутствующих
| Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Задача: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.
| По слогам твердим едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту... –
Так предлагают нам поэты
Задуматься о том, что говорим
О том, что сказано впервые,
О том, что помним, любим и храним.
Интересный день сегодня и урок
Цель наша – узнать и вспомнить,
А также запомнить, как стишок
Правила о главной части речи –
Имени существительном
- Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну
Морфологию.
Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?
- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах.
Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий..
Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – небольшое, но очень важное
Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:
Имена существительные собственные и нарицательные.
- Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запищите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?
Вместе сядем в катер, соберем рюкзак
Карта, компас, лупа – как любой моряк –
Знания в багаж, почтовых голубей...
Пусть нам завидует Джек Воробей!
У каждого из нас маршрутный лист,
На остановках нас ждут задания.
Должны мы улицу сию пройти
И разгадать загаданное таяние. - Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.
«Четвертое лишнее» - устно
жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;
цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;
врача, фальши, товарища, роща. - Кто ответил, выставляет себе баллы.
- Ну что, ребята, в путь!
- Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает
1.«Синтаксический причал».
Синтаксический причал
Нас непременно повстречал,
Задание припас для нас-
Должны исполнить в тот же час!
Маршрутный лист, перо в руке –
Работа синтаксическая.
Выполняем, но при этом –
Настроение лирическое.
- Задание 2 – запишите предложение:
В мамином сердце всегда горит
любовь к малышу. Вопрос 1 Внимание ваше обращено
На предложение, в котором
Какой части речи особо полно?
Скажем?! Попробуем?!
(имя существительное - перечислим) Вопрос 2 Чем в предложении чаще всего
Может быть существительное? На этот причала вопрос Ответьте незамедлительно!
(подлежащее и дополнение – подчеркнем их)
Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.
Улица «Одушевленности».
Синтаксический причал покинув,
Выполнив задачи без ошибок,
Ждет нас увлекательное путешествие
По улице удач, пятерок и улыбок
Маршрутный лист подсказывает нам
О том, что вышли к улице Одушевленности,
На которой притаилось задание.
Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.
Задание 3.
Вот суть задания –
Имена существительные
Одушевленные и неодушевленные
В тексте найти и выписать,
Распределив на два столбика.
Я помню руки матери моей,
и я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете!»
Н. Рыленков.
| Учащиеся вспоминают правило.
Знакомятся с маршрутным листом.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети отвечают что раздел науки о языке Морфология изучает части речи
Дети записывают в тетради тему урока и заполняют маршрутные листы.
Да
Дети выполняют задание устно Выбирают лишнее слово
Дети записывают предложение в тетрадь и разбирают его
Дети отвечают на вопрос .
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные на вопрос что?
| Этап усвоения нового материала.
Задачи: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных, повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в
оценивании себя.
| - Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?
◄ Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь
такой вопрос. Существительное медведь собственное или
нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса
в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите! - Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.
«Собственные и нарицательные существительные».
Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?
Какие животные живут у вас дома?
А какую кличку вы им дали?
У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.
Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?
Вы живете в городе или деревне? В каком?
Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?
медведь Миша
собака Найда
кошка Федор
мальчик Максим
девочка Маша
деревня Родники
В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.
Имена существительные называют различные предметы: дерево, город, книга, река, газета. Одинаковые или однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Например, есть множество различных книг, но о каждой из них мы можем сказать: это – книга. О любой кошке мы говорим: это – кошка. Такие существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными. Но если нужно выделить какой-то отдельный предмет из всей группы, ему дают специальное название. Существительные, которые называют единичные предметы являются собственными. Например, каждый город имеет свое название, у каждого человека есть собственное имя, отчество, фамилия. Например, Новый год, Казань, «Мурзилка», Сережа, Александр Сергеевич Пушкин.
Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (собственные, так как называют единичные предметы).
- Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?
Имена собственные могут состоять из одного слова: Енисей, Сергей, или из нескольких слов: М. Ю. Лермонтов, Нижний Новгород.
Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, кораблей, поездов и др.
Имена собственные пишутся с большой буквы, а названия книг, газет, журналов, кинофильмов выделяются кавычками: журнал «Мурзилка», газета «Заря», мультфильм «Трое из Простаквашино».
|
Дети читают вопрос Ивана-царевича
Дети отвечают на вопросы
Дети отвечают на вопросы учителя
|
| Закрепление изученного материала.
Задача: закрепить у учащихся содержание новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные пробелы.
|
Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? Устно
сказка «Колобок»
журнал «Мурзилка»
город Казань
река Валга
озеро Байкал
Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.
Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.
Улица Мира
Кинофильм «Девчата» Сказка «Три поросенка» Шоколад «Белочка»
Яхта «Беда»
Газета «Свежий ветер»
Город Казань.
Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?
Дорога «Любопытных».
Задание 6. Даны слова:
Вести, сережка, костер –
Составим словосочетание.
Одно с нарицательным,
А другое с собственным.
(золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные «Вести», яркий костер, интересный «Костёр»)
Выполним задание 7 – запишем упражнение 483, самостоятельно, а затем проверим.
.
|
Дети закрепляют материал, исправляя ошибки
Ответы уч-ся
Самостоятельная работа учащихся
| Итог урока.
Задача: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели, оценка работы класса
|
Какие существительные называются собственными? Пример
Какие нарицательными? Пример.
Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.
Наша дорога подошла к концу,
На остановке самой последней,
на карте отмечена точка пути.
Внимание! Всё, что мы с вами прошли!
Теперь мы сможем без лести сказать,
Кто был самым умным? Отменно!
Кто не боялся все заданья выполнять?
Безукоризненно на вопросы отвечать? –
5 класс - непременно! Путь пройден. Тайна разгадана
Путешествие удалось.
Все собрано. Вещи уложены,
Чтоб завтра нам все же пришлось...
Пришлось и хотелось увидеться
В Великой стране Языка!
| Комментарии
уч-ся
| Этап информатизации о домашнем задании.
Задача: сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
|
Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных.
Прочитать правило на странице 196 – 197 упражнение 489.
|
| Пояснительная записка к уроку Класс, в котором проводился данный урок по успеваемости сильный. В классе преобладают мальчики, но это не сказывается на качестве знаний детей. На уроках дети активны, любознательны, увлеченно работают. В классе обучаются 10 учащихся (6 мальчиков , 4 девочки). Работа по русскому языку ведется по примерной программе основного общего образования по русскому языку и программам общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская , Н.М. Шанский, по учебнику «Русский язык» 5 класс, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Уроки русского языка в 5 классе проводятся 3 раза в неделю.
Данный урок по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» третий в разделе изучения имен существительных. До этого дети уже узнали об имени существительном как о части речи, морфологических признаках имени существительного, синтаксической роли существительного в предложениях. На данном уроке дети должны узнать о делении существительных на собственные и нарицательные, уметь разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их. Метод, применяемый на уроке : объяснительно -иллюстративный; форма урока: урок-путешествие; формы работы: фронтальная, индивидуальная; тип урока: объяснение нового материала; оборудование: карта города, маршрутный лист (презентация). |