Скачать 0.58 Mb.
|
МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №2» Интегрированные уроки (из опыта работы учителей школы) Мельниково Содержание:
(математика – русский язык) 6 класс……………………………….…...…3
мира Австралии (география – биология) 7 класс ………………………..8
(литература – обществознание) 8 класс……………………………….…11
(русский язык – литература – музыка – ИЗО) 5 класс ……..…………...16
ключик» (чтение – письмо – математика)1 класс …………………...…19
умножения (математика – трудовое обучение) 2 класс………….….….25
«Поднятая целина» - суровая летопись коллективизации (литература – история России) 11 класс………………………..…….….28
зимние праздники (английский язык – музыка) 8 класс…………….....32
(природоведение – математика) 3 класс ……………………...………..…35
«Число. Имя числительное» (математика – русский язык) 6 класс Учителя: Иванова Г.Н. - учитель математики, Овчинникова Л.И. - учитель русского языка и литературы. Цель урока: сформировать у учащихся отличие числа от имени числительного. Задачи:
Ход урока: I этап 1. Оргмомент 2. Спор математика и филолога. (Читают учителя). Математик: Нет ничего важнее той науки, что люди математикой зовут. Что людям могут дать пустые звуки? Писать стихи… Но разве это труд? Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных, Каких-то формул, множества нулей. А слово нужное? Оно ведь лечит душу. И в трудный час нас делает сильней. Математик: Нет! Миром числа управляют. Они в порядок наш приводят ум. И истину лишь математики познают, Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг. Филолог: Есть листьев шум и мир под облаками. Рассвет. Туман. Осеннее ненастье. Числом не скажешь все, что выразишь словами - И боль, и страх, любовь и счастье. Математик: Но математику учил ракет создатель, И в космос полетели мы без вас. Филолог: Нет! Первым в космос полетел писатель, Писатель тот, который был фантаст. 3.Вступительное слово учителя. (Почему урок речи объединяет два предмета: русский язык и математику? Какие формы речи вам известны?)
Приобрел я для жирафа Тридцать три огромных шарфа, Чтоб он горло завязал, Чтоб в мороз не замерзал. А жираф сказал: "Смотри! Еще нужны мне тридцать три". (Учитель собирает и проверяет работы к следующему уроку). 3. Выразительное чтение этого стихотворения одним из учеников. Задание. Назовите слова, обозначающие числа. 4. Учитель объявляет тему урока, записанную на доске: "Число и имя числительное", знакомит с терминологией урока. Запись на доске: Художественный стиль, научный стиль, точность, 5.Учитель предлагает прочесть спроецированные тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской: 3 - три. Есть у нас 3 сесЗцы, Вы не знаете их? Как бы мне ухитрится Рассказать о троих? У одной, что в СЗжове, Над окошком жил сЗж. С3чь она мастерица - Приходи к ней, малыш! 100 - сто. У про100го 100рожа - Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! (Перевод Л. Кондратенко). Вопросы классу:
самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном тексте.)
Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи. "Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на плоской пыльной полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту. Вопросы к упражнению:
задачу? Краткое условие задачи на доске: 10 аршин по 3 р. 64 к. 10 аршин по 4 р. 10 аршин по 2 р. 36 к. Ребята устно решают задачу, четко проговаривая числительные.
Учитель русского языка корректирует речевые погрешности. Итог: надо верно употреблять числительные в речи. 7. Попробуйте решить задачу по условию отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Найдите среднюю скорость движения ученого кота, если направо он прошел 15 км со скоростью 5км/ч, а возвратился налево со скоростью 3 км/ч. 1. (5 + 3): 2 = 8: 2 = 4 км/ч Согласны ли вы с работой Незнайки? 2. ..... ( а) 15 + 15 = 30 (км) - путь кота направо и налево. б) 15 : 5 + 15 : 3 = 3 + 5 = 8 (ч) - общее время, потраченное на весь путь. в) 30 : 8 = 3,75 (км/ч) - средняя скорость движения кота.) II этап. Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений и при прочтении произведений 1.Работу ведет учитель математики, учитель русского языка корректирует речь. Чтение параграфа об особенностях употребления числительных:п.111, «Теория» стр.150-151. При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, г мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято. Например: х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти; х=25 - икс равен двадцати пяти; р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати; р=38 - [пэ] равно тридцати восьми. Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:
Вопрос: -Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные после знака равенства? В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков "+" и "-" говорят "сумма" и "разность". Например: 32+78 - сумма тридцати двух и семидесяти восьми. 433 - 96 - разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести. При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов: Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. Например: из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять; или: от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять. 2. Прочитайте произведения: 175 х 60 80 х( Х+70 ) III. этап. Игра "Эксперт" В ходе игры ребята решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи. Предварительно спросив: - Какое лексическое значение слова эксперт? Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса. "Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях. Математические примеры для этой игры могут быть заранее написаны на доске. Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами, учителя, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться с вопросом к классу: - Какие ошибки не были замечены? В конце игры учителя оценивают работу экспертов и отвечающих. Эта игра нравится ребятам. В течение урока экспертами смогут побывать 8-10 учеников, как по выбору учителя, так и по выбору класса. Выбирая эксперта, дети должны понимать, что это должны быть знающие ученики. На обычных, традиционных уроках можно предварительно провести конкурс на право быть экспертами на интегрированном уроке. Таким образом, у всех учеников будет дополнительный стимул проявлять знания и умения в течение четверти при подготовке к необычному уроку, чтобы иметь возможность побывать в роли учителя, самоутвердиться, закрепить свои знания. Таким образом, оба учителя формируют начальные навыки употребления числительных в конкретной речевой ситуации - на уроках математики. IV. этап. Запись числа и числительного 1. Учитель русского языка проводит беседу. Вопросы:
2. Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм. Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. Назовите автора и произведение из которого взяты отрывки. (А.Пушкин«Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане…»). Вставь пропущенное слово. а) Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно ....................лет и .......... года. (Тридцать, три) б) Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: ......... торговых городов Да ............... теремов. (Семь, сто сорок) V этап. Итог урока Беседа: что нового вы узнали? Чему научились? Было ли интересно? Домашнее задание: сочинить сказку, в которой есть числительные. «Своеобразие органического мира Австралии» (география – биология-экология) 7 класс Учителя: Напылова Т.А. - учитель биологии, Кубусевич И.А. - учитель географии Цели: 1.Сформировать у учащихся знания о своеобразии органического мира Австралии, опираясь на изученный материал по географии и биологии, установить причинно-следственные связи в природе. 2.Расширить и конкретизировать знания по экологии, сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка. 3.Сформировать познавательный интерес учащихся, прививать интерес к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление. Оборудование: проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, карта Австралии, плакаты «Природные зоны Австралии», обучающие диски – «Биология», «География в школе. Австралия», фильм, кактус опунция, эфирное масло эвкалипта. Ход урока: ГЕОГРАФ - Человек, впервые оказавшийся в Австралии, не покидает ощущение, что он находится на другой планете. Несхожесть природы материка с другими частями Земли объясняется длительной изоляцией Австралии от остального мира.
Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Это объясняется тем, что Австралия давно отделилась от других материков. Органический мир долгое время развивался изолированно. До 75% видов растений и животных материка встречается только в Австралии – это эндемики («эндо» - «внутри») – уникальные виды растений и животных, встречающиеся на ограниченной территории. Леса в Австралии занимают незначительные площади, но отличаются подлинной неповторимостью и своеобразием. – показ с диска леса Австралии Самое распространенное дерево Австралии – это эвкалипт. По данным статистики, из каждых четырех австралийских деревьев три – эвкалипты. – сообщение об эвкалиптах. Повсеместно растут акации. – Сообщение. Уменьшающееся количество осадков с севера на юг материка приводит к изменению растительности. Постепенно редеющие леса сменяются саваннами. –показ слайдов. Деревья и кустарники на густом травянистом покрове растут группами, образуя парковые ландшафты. Кроме эвкалиптов и зонтичных акаций, для саванн характерны травянистое и бутылочное дерево деревья. – сообщение. Центральную часть Австралии занимают песчаные и каменистые пустыни. – показ слайдов. В австралийских пустынях есть места, где осадки не выпадают годами. На других территориях небольшие дожди не успевают смочить почву. Резкая смена ночных и дневных температур, песчаные бури-смерчи создают дополнительные трудности для всего живого. В засушливое время деревья и кустарники увядают. Многие растения сбрасывают листья. Огромные пространства центральных районов занимает скрэб. Это заросли из непроходимых колючих кустарников, акаций и низкорослых эвкалиптов. БИОЛОГ Поражают своей многочисленностью разнообразием птицы Австралии. – показ слайдов. Самым крупным представителем птичьего царства является страус эму. Мощное туловище птицы с коричневато-серым оперением с сильными ногами весит до 54 кг. С поднятой головой рост эму достигает до 2-х метров, а передвигается птица со скоростью 50 км в час. В тропическом лесу – царство сказочной птицы лирохвоста. Величиной с небольшую курицу, птица обладает роскошным хвостом, напоминающим лиру. Лирохвост – прекрасный подражатель любым звукам. Он может копировать пение других птиц, ржание лошади, свисток паровоза и др. В австралийских зарослях живут сорные куры, обладающие удивительными способностями. Эти птицы являются «изобретателями» настоящего инкубатора. Для этой цели сорные куры возводят грандиозные сооружения из земли, причем не в любом месте, а с учетом положения относительно солнца. Такая гнездовая куча достигает до 15 м в окружности и до 5 м в высоту. Внутрь кучи укладываются листья. Листья через некоторое время начинают перепревать и выделять тепло. Самка начинает откладывать яйца, а самец зарывает их в кучу. Температура в куче должна быть постоянной - 35ºС. Самец с точностью поддерживает температуру, измеряя ее с помощью открытого клюва, и в зависимости от температуры окружающей среды снимает с кучи листья или добавляет новые. Повсеместно во внутренних областях материка встречаются попугаи. Самым распространенным видом является волнистый попугайчик. По настоящему оригинальны пресмыкающиеся Австралии: |