Аннотация к рабочей программе по русскому язык для 6 класса Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009, учебника «Русский язык. 6 кл. В 3 ч.: учеб. для общеобразоват. Учреждений» С.И. Львовой, В.В. Львова. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом в области «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении и базисным учебным планом МАОУСОШ №4 г. Калининграда.
Исходными документами для составления данной программы являются:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (см.приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования»);.
2.Письмо департамента образования «Об утверждении регионального учебного плана» №01-10/163 от 19.01.2007;
3. Примерные программамы по русскому языку для основного и среднего полного образования;
4.Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе» / «Русский язык в школе» № 2-2007;
5.Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09. 03. 2004 года №1312)
6.Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в ОУ в 2010/ 2011 учебном году ( Приказ Министерства образования и науки РФ № 379 от 9 декабря 2008 г)
7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
В основу рабочей программы положена авторская «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» С.И.Львова М., «Мнемозина», 2009 г. Рабочая программа составлена на 175 часов (5 часов в неделю) по учебному плану образовательного учреждения и рассчитана на 35 учебных недель по решению педагогического совета: протокол № 1 от 30 августа 2013г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программой по русскому языку С.И.Львовой на изучение курса «Русский язык в 6 классе» предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю). Базисным учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отведено 6 часов (204 часа в год). В рабочей программе увеличено количество часов практически по всем изучаемым разделам. Большое внимание уделено изучению сложных разделов морфологии: глаголу и его формам, причастию и деепричастию, имени числительному, местоимению. Курс русского языка направлен на совершенствование коммуникативных умений и навыков, на освоение знаний о русском языке, формирование умения анализировать языковые факты.
Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательной школы МАОУСОШ №4.
В УМК входят:
1.С.И.Львова, В.В.Львов. Учебник «Русский язык» 6 класс, М., «Мнемозина», 2010 г
2. И.П.Васильевых «Уроки русского языка 6 класс» М., «Мнемозина», 2010 г
3. С.И.Львова, В.В.Львов. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса.
4. С.И.Львова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5-7 класс
5. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку для 6 класса. Богданова Г.А. Москва «Просвещение»2009год. Оборудование :
1.Таблицы по русскому языку
2.Тесты
3.Контрольные работы
4.Задания к олимпиадам
6.Дидактический материал
7.Лингвистические словари
8.Методическая литература по предмету
9.Тематические презентации
10.Компьютер Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Преподавание ведется 5 часов в неделю, всего 175 часов.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие , урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи. Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
участие в диалогах различных видов;
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
-ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
Виды контроля:
1 Диагностический
2.Текущий
3.Тематический
4.Промежуточный
5.Итоговый
Формы контроля:
1.Контрольная работа
2.Самостоятельная работа
3.Практическая работа
4.Словарный диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой,
объяснительный, предупредительный, терминологический)
5.Сочинение
6.Изложение
7.Тестовая работа
8. Комплексный анализ текста
9.Составление сложного и простого плана к тексту
10.Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).
11.Составление диалога на заданную тему.
12.Составление текста определённого стиля и типа речи.
13.Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
14. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).
15. Работа с деформированным текстом. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за курс 6 класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
1 Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-сновные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- какие бывают словари, как строятся словарные статьи;
- различие слов русского языка по сфере употребления ( общеупотребительные и слова
ограниченного употребления); нормы употребления диалектной и профессиональной
лексики;
- о профессиональных словах и сфере их употребления;
- о жаргонизмах, эмоционально окрашенных словах и сфере их употребления;
- о причинах появления устаревших слов и неологизмов;
- о заимствованных словах в русском языке, о фразеологизмах и их роли в обогащении речи;
- основные способы образования слов в русском языке;
- о видах сложносокращённых слов по способу их образования;
-разносклоняемые существительные;
-о несклоняемых существительных, употреблении их в косвенных падежах;
- способы определения рода несклоняемых существительных;
- о сравнительной степени имён прилагательных, способах её образования;
- о значении и грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных
прилагательных;
- о разноспрягаемых глаголах;
- о переходных и непереходных глаголах;
- о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении;
- об образовании и изменении форм условного наклонения глагола, повелительного
наклонения;
- о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления;
- признаки числительного как части речи ;
- об особенностях склонения количественных числительных;
- о функции и составе дробных числительных, особенностях их склонения; о значении
собирательных числительных, их образовании, особенностях сочетания с
существительными;
- об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными,
синтаксической роли в предложении, назначении в речи;
- о местоимении как части речи;
- личные местоимения, особенности их склонения; о лексическом значении и особенностях
склонения местоимения себя; вопросительные местоимения, их назначение в речи;
-относительные местоимения их употребление в речи;
- об отличительных признаках неопределённых местоимений, их образовании и написании;
- об образовании и изменении отрицательных местоимений;
- притяжательные местоимения, склонение притяжательных местоимений;
- указательные местоимения, определительные местоимения; их значение, употребление в
речи;
|