Скачать 65.76 Kb.
|
МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажского района Вологодской области Назаровская Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Тема. Повторение по теме "Имя прилагательное", 6 класс Цели: 1) обучающие - научить учащихся пользоваться определенными группами слов; научить точно, правдиво и ярко описывать предметы; формировать навыки самоконтроля; 2)воспитывающие - воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувство красоты, интерес к русскому языку; 3)развивающие - развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, развивать чувство прекрасного. Ход урока.
Обратите внимание на высказывание К. Д. Ушинского и подумайте, как может это высказывание быть связано с темой сегодняшнего урока? Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. К. Д. Ушинский.
(Обобщить их, систематизировать).
(Морфологический разбор).
Морфологические признаки части речи взаимосвязаны, зная один из признаков, можем определить следующий. Грамматика помогает освоить правила орфографии и пунктуации.
Педагогический прием "Погружение" (по цепочке).
(«Отвечает на вопросы какой? какая? какие?» - «Обозначает признак предмета» - «Изменяются по родам, падежам, числам» - «Могут иметь краткую форму» и т. д.)
3. Контрольно - подготовительный этап урока. Постановка учебной цели.
Я сформулировала общие для всех цели. А сейчас предлагаю вам сформулировать свои (важные для вас лично) цели. ( Вспомнить то, что известно об имени прилагательном как части речи; повторить морфологический разбор). ( Педагогический прием - игра "Согласен - не согласен") (Диалог с учащимися)
ЗАДАНИЕ. Образуйте простую и составную формы сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных. Внимательный, ужасный, близкий. ЗАДАНИЕ. Найдите прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения. 1) Забавный. 2) Красивый. 3) Слепой. 4) Стремительный. 5 Медленный.
Как пишется не с прилагательными? ( Слитно: 1) если не употребляется без НЕ; 2) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ. Раздельно: 1) есть противопоставление с союзом А; 2) если к прилагательному относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. ) Объяснительный диктант. Недозрелый; невеселый; вовсе не красивый; не светлый, а темный; неожиданное известие; далеко не удачный ответ; нестрогий человек; не обрывистый, а пологий берег; неглубокий овраг. ( Педагогический прием Игра "Знаю - не знаю".)
"что я знаю" "что я могу узнать" "чего я не знаю" (Ответы учащихся).
4. Этап "сотворчество". - Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина "Недоросль". Театрализация фрагмента. ПРАВДИН. Грамматика, что ж в ней вы знаете? МИТРОФАН. Много. Существительна да прилагательна. ПРАВДИН. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное? МИТРОФАН. Дверь? Котора дверь? ПРАВДИН. Котора дверь? Вот эта. МИТРОФАН. Эта? Прилагательна. ПРАВДИН. Почему ж? МИТРОФАН. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существител ьна. ПРАВДИН. Да, в грамматике он силен.
(Ответы детей).
(Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).
ЗАДАНИЕ. 1. Прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста. Что такое эпитет? Объясните орфограммы и пунктуацию. (Текст на карточке). Каким-то чутьем знает русский человек, что море должно быть синее, поле - чистое, сад - зеленый, мать-земля - сырая; никогда не ошибается он в синонимах и неизменно верно скажет: красное солнышко, светел месяц, ярки звезды...Ясный сокол, белая лебедь, серая утка, черный соболь, гнедой тур, лютая змея - эти выражения нераздельны. Как будто неловко слову в песне без своего постоянного эпитета!
особенности названных частей речи? (Дети выбирают сами). ЗАДАНИЕ. Родина Деда Мороза? - Прочитаем небольшой текст о славном городе Великий Устюг. Найдем прилагательные и определим их разряд. (Текст на карточке). Славный город Великий Устюг. Городом-музеем или городом-заповедником называют этот небольшой старинный северный городок, что раскинулся на берегу реки Сухоны. Издавна славится он своей архитектурой, белокаменными храмами, монастырями да красивыми купеческими особняками, а еще - и это, пожалуй, самое главное - своими мастерами, которые преуспели во всех видах народного искусства: в резьбе по дереву и в художественной обработке металла, в керамике и в ткачестве, в вышивке и в кружевоплетении... Все, что производят эти чудо-мастера, и не перечислить! Лучшие их творения показывают на выставках в других городах России и за рубежом.
- Вернемся к записанному на доске эпиграфу. Удалось ли привести в систему знания об имени прилагательном? Какие действия помогли нам в этом? "Эссе". - Вы сейчас напишете эссе. Что такое эссе? Подытожьте свои знания по изученной теме. Что у вас получилось, что нет, на что нужно обратить внимание. (Пишите только о себе, удалось ли реализовать поставленные вами цели). Ваши впечатления по уроку.
|