Скачать 106.44 Kb.
|
Тема урока «Однозначные и многозначные слова» Тема урока: « Многозначные и однозначные имена существительные». Тип урока: изучение нового материала. Средства реализации УУД: проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника. Цель урока УУД. Развитие учебно-познавательных интересов и мотивов, любознательности через составление разноуровневого теста по теме «Однозначные и многозначные имена существительные» Метод обучения: проблемный (исследовательский). Задачи урока: -формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, - учить выделять общее и различное, - развивать умение планировать обучающимися своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, -учиться составлять тест 1. Познавательная: узнать о многозначных и однозначных словах. 2. Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём. 3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся. 4.Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка. 5. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать. В результате: ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Технологическая карта урока.
УУД: регулятивные: принятие учебной ситуации, образа «хорошего ученика»
УУД: познавательные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
УУД: регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; корректировка своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале. коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
УУУ: личностные: самосознание «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества), регулятивные: контроль и самопроверка. познавательные: умение выделять общее и различное.
УУД: регулятивные: планирование обучающимися своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные: поиск необходимой информации для достижения целей; коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи.
УУД: регулятивные: оценка правильности выполнения работы; коммуникативные: адекватное восприятие оценок одноклассников и учителя; личностные: уметь отстаивать свою позицию, объяснять самому себе «что я хотел» (цель) и «что я смог» (результат).
-Вчера на уроке русского языка вы поставили перед собой цель. Какую? (научиться составлять тест) -Мы много тестов выполнили, а составление - это работа сложная, требует умственного напряжения. Поэтому логично будет начать с зарядки для активизации мыслительных процессов. -Юля, помоги мне, пожалуйста.
- Готовы? Начинаем. 2.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса. -А с чего же мы начнем? (надо выяснить тему урока) -Предлагаю вам стихотворение из «Ларца мудрых мыслей». Его нашел Коля с мамой. «Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». (С. П.Данилов) - Что значит владеть русским языком? ( правильно и красиво говорить, любить русский язык, расширять свой словарный запас) -Знаете ли вы лексическое значение слова «всеохватный». (выслушать ответы, если нет. то есть Коля) -Коля обещал узнать значение этого слова. Где ты искал информацию? ( в библиотеке, Наталья Николаевна помогла, вот книга) -А вы о чем-то хотите меня спросить? (почему слова выделены красным цветом) -Они помогут нам определить тему урока и помогут при составлении тестов. - Что объединяет эти слова? Обсудите. (существительные, неодушевленные) -Какую большую тему изучаем? (лексика) (значение слов) -Попробуйте теперь обсудить. Что общего у этих слов? -Кто готов поделиться мыслями? (язык- несколько значений, ключ тоже) -Сколько значений слова «ключ» и слова «язык» вы назвали? ( 5, несколько, много) -Если у слов 2 значения, то как мы их назовем? (двузначные) -А если три? (трехзначные) -Но у нас не урок математики, а урок русского языка. -Если у слов много значений, то как мы их назовем (многозначные) -Если есть слова многозначные, то какие еще есть? (однозначные) (Если дети не могли правильно назвать слов,. то) -Это мы так назвали эти слова, а что же говорят авторы учебника? ( с. 26) -Какой значок помогает нам узнать тайну языка? (ключ) - Прочитайте тайну про себя? -Как же называются слова, у которых только одно значение? -А если много? (балы за обсуждение. Активно работали оба в пере- 2, если один другому объяснял -1) (на поля) -можем ли мы сейчас приступить к созданию теста? ( нет, рано, надо тренироваться) 3.Работа с учебником. -Все задании в учебнике интересные, посмотрите на разворот и скажите, какое задание вы хотите выполнить. (слушаю желание) -Прочитаем стихотворение А.Барто «Разговор с мамой» ( про себя) -Прочитай, Таня, выразительно. -Поделитесь своими чувствами. - А почему мама грустная? -Попытайтесь сформулировать задание? (найти однозн. и многозн. слова) -Найдите многозначное слово. (теплота) -Где найти лексическое значения слова «теплота». (в толковом словаре учебника) -Найдите . -Выпишите в тетрадь значение слова, в котором оно употреблено в тексте. - Кто выписал 1-е значение? Кто выписал 2-ое значение? (3 б.) -Любите своих мам, заботьтесь о них. Придя домой, загляните маме в глаза. Может быть ей нужна ваша теплота. 4.Физ. минутка. -Давайте отдохнем. Ювелина, проведи, пожалуйста, минутку отдыха . Буратино потянулся, Встал на ножки, повернулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Видно ключ он не нашел. Чтобы ключ ему достать Надо на мысочки встать. -Я не случайно попросила провести эту физ. минутку. -Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (предположения детей) -Что искал Буратино? (Ключ) -Какое это слово однозначное или многозначное. -Теперь мы можем составить тест ? (нет, надо закрепить; да, а закрепить не хотите) Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело «просит» проверки. 5.Закрепление. А) –Для закрепления темы я приготовила задание. Сформулируйте задание классу ( ответы). Выполним работу в парах. (на карточке) афиша арена велосипед груша однозначные шишка многозначные колокольчик деньги иголки -Проверим. -Какие были трудности?
-Поставьте баллы на поля. Б)-Зарядка для глаз. - Посмотрите и прочитайте слова на стене про себя . -Зафиксируйте голову. Найдите слово на стене по его описанию и прочитайте вслух. -Есть у человека на лице и у лодки есть. (нос) -Есть у птицы и у самолета. (крыло) (хвост) -Оно светит нам с небосвода. (солнце) -Есть у стола и у гриба. (ножка) -Это зверек и грибок. (лисичка) -Какое слово лишнее? -Какое оно? -А остальные? - Какие слова называются однозначными. Какие многозначными. -Для составления теста вам потребуется много слов. Вспомните их. - Закройте глаза. И по цепочке называйте многозначное слово. (дальше) -Достаточно. -А теперь сможете составить тест. (да) -Вспомним правила составления теста. 1) Определить тему. 2) Поставить вопрос. 3) Подобрать слова для ответа. (какие) - Я предлагаю тесты двух уровней. Возьмите их. Посмотрите, послушайте и реально оцените свои знания. Работать будете в паре. 1-ый тест для тех кто сомневается. 2-ой тест для тех кто уверен в себе. -В тесте №1 вопросы есть, часть ответа есть, вам надо подобрать недостающее слово ли найти правильный ответ . - В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать. -Где будете брать ответы ( в учебнике, в карточке, на стене, в стихотворении) Тест №1 1) Подчеркни однозначное слово. Груша корень лисичка …………………. 2) Подчеркни многозначное слово. Матрос шарф спорт ……………….... 3) Отметь +, многозначные слова: - имеют одно значение - имеют много значений - имеют одинаковые приставки 4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + . - однокоренные - однозначные - многозначные . Тест №2
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------- .
------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------- Проверка. Тест №1. Прочитай вопрос. Какое слово вписали. Какой ответ отметили. Проверка. №2. (по времени) А) Если время есть –проверяем. Б) Если времени нет. - Ваши тесты будем выполнять на следующем уроке после моей проверки. 7.Итог урока. - Какова тема нашего урока? -Какую цель вы ставили перед собой? (составить тест) -Что мы делали, чтобы достичь цели? (обсуждали, читали учебник, тренировались) -Что помогло вам сегодня раскрыть тему урока. (Желание узнать новое, учебник, словарь, наши знания, взаимовыручка, работа в парах, учитель,..) -Сейчас вы должны оценить свою работу за урок. -Сложите свои баллы, полученные за отдельные задания. 7-8 б. – 5 5-6 б. – 4 3-4 б. – 3 -Я благодарю Колю за проведенную работу по поиску значения слова и хочу дать ему балл. -За активную работу на уроке……. -А вы кому-то из товарищей хотите дать балл? Кому? За что? - Подведите итог. Посчитайте баллы. -Кто работал на «5», на «4», на» «3» -Что посоветуете тем у кого «тройка». -Кто хочет чтобы я поставила отметку в журнал? 8.Домашнее задание. -У меня в корзиночке стихи-загадки. Все разные. Вам надо отгадать загадку и нарисовать все значения этого слова. Выбирайте. 7-8 б. – 5 5-6 б. – 4 3-4 б. – 3 |