Русский язык
Авторы :С.В.Иванов, М.И. Кузнецова и др.
(170 часов) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:Вентана-Граф.-2009.
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). 35 часов свободного резервного учебного времени отведено для реализации авторских подходов и проведения проверочных работ.
Исходя из этого учебный материал с учетом резервных часов спланирован следующим образом:
Блок «Как устроен наш язык».
Фонетика и словообразование (2 ч) +2 резервных ч.
Синтаксис (16 ч) +5 резервных ч.
Морфология (36 ч) + 5 резервных ч.
Блок «Правописание» (52 ч) + 15 резервных ч.
Блок «Развитие речи» (29 ч) + 6 резервных ч.
Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
На уроке определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Общеучебные умения и навыки:
Организационные умения:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
систематизировать учебный материал;
сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
владеть навыками рефлексивного анализа;
уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;
уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
пользоваться энциклопедическим справочным материалом;
самостоятельно работать с учебником;
целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;
систематизировать и классифицировать информацию;
использовать различные виды моделирования.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения
Ученик должен знать
| Ученик должен уметь:
| - иметь представление о сложном предложении, знать его признаки;
- знать изученные орфограммы;
- иметь представление о личных местоимениях, о предлогах перед местоимениями;
- об изменении глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
- глаголы 1-го и 2-го спряжения;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- представление о неопределённой форме глагола и её отличительных признаках;
- способы нахождения основы глаголов неопределённой формы;
-правописание частицы не с глаголами;
правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов {ться, -тся);
- иметь представление о склонении прилагательных с твёрдой и мягкой согласной на конце основы;
- иметь представление о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса;
- о правописании глаголов с суффиксами - ся (-сь);
- о правописании глаголов в неопределённой форме и 3-м лице;
- правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами;
- иметь представление о прямой речи;
- виды предложений.
| - распознавать сложное предложение, отличать простое предложение от сложного;
- выделять грамматическую основу предложения, составлять схему сложного предложения;
- различать сложное предложение и предложение с однородными членами.
- распознавать местоимения в тексте, определять лицо, число, падеж, писать раздельно местоимения с предлогом.
- распознавать глагол в тексте, определять время (настоящее, будущее), лицо, число, различать глаголы настоящего и будущего времени, разбирать данные глаголы по составу, распознавать глагол прошедшего времени в тексте, определять род, число;
- разбирать данные глаголы по составу, распознавать глаголы неопределенной формы, находить основу неопределенной формы;
- писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-м лице глаголов.
- определять спряжение глаголов по вопросам (способы), распознавать глаголы-исключения, писать «не» с глаголами,
- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа.
- ставить вопросы к наречиям, определять разряды наречий по значению, образовывать наречия от других частей речи, писать наречия с приставками.
- умение выделять второстепенный член предложения – обстоятельство места, времени образа действия (иметь представление).
- уметь писать правильно падежные окончания прилагательных м. р., ж. р., с. р.
- подбирать к прилагательным слова близкие и противоположные по смыслу.
|
Содержание тем учебного курса
Наименование разделов программы
| Общее количество часов по разделу
| Количество проверочных работ
| Краткое содержание раздела
| Блок «Как устроен наш язык»:
Фонетика
Состав слова
Морфология
Синтаксис
| 54 1
1
38
16
|
| Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Представление о наречиях как неизменяемой части речи, об основных признаках наречий: неизменяемость и примыкание к другим частям речи.
Представление об изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам, умения определять глагольные словосочетания, представление
Представление о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное, отличие простых предложения от сложных. - Формировать умение в использовании правил пунктуации, умение определять тему текста и основную мысль, представление о прямой речи и знаках препинания.
| Блок «Правописание»(формирование навыков грамотного письма)
| 52
|
| Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах
Правописание гласных в конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи)
Отработка орфографических правил, изученных во втором – третьем классах
|
«Развитие речи»
|
29
|
| Знакомство основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений)
Изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения
Сочинения – повествования, сочинения- рассуждения, сочинения –описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
| «Резервные уроки»
| 35
|
|
| ВСЕГО
| 170
| 2 – контрольных раб
6 – проверочных раб
4 – конт. списывания
1 – конт. изложение
|
Список используемой литературы:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век» Н.Ф.Виноградовой Издательство:
«Вентана - Граф» Москва, 2008 год.
Учебник «Русский язык 4 класс» 1-2 части. Автор: С.В.Иванов. Издательство: «Вентана-Граф» Москва, 2009 год.
Рабочие тетради: «Пишем грамотно» 1-2 части, М.И.Кузнецовой «Вентана-Граф» Москва 2010 год.
«Учусь писать без ошибок» М.И.Кузнецовой, «Вентана-Граф» Москва
год.
Методическое пособие: Русский язык Комментарии к урокам С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. «Вентана-Граф» Москва 2010
Оценка знаний. Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения . В.Ю. Романова, Л.В. Петленко под редакцией С.В. Иванова 2007 г. издательство «Вентана –Граф»
Резервные уроки – 35 часов включены в основные темы, направлены на повторение тем, контроль и учет знаний. Блок «Правописание» К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях;
непроизносимые согласные;
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
удвоенные согласные;
безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
словарные слова, определенные программой;
знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Общеучебные умения и навыки:
Организационные умения:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
систематизировать учебный материал,
сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Владеть навыками рефлексивного анализа,
Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
Уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
Темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
Самостоятельно работать с учебником,
Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
Систематизировать и классифицировать информацию,
Использовать различные виды моделирования.
|