Скачать 483.22 Kb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ на заседании на методическом совете Директор МБОУ СОШ № 3 ШМО учителей (протокол № 1 от 29.08.13 г.) приказ №258/од от 29.08.13 г. предметов Председатель методического гуманитарного цикла совета __________ Л. В. Ракович (протокол № 1 от 27.08.13 г.) _________ Н. А. Нетесова Руководитель ШМО ___________ А. И. Молоденкова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 10 КЛАСС (очная форма обучения, базовый уровень, 2013-2014 учебный год) г. Светлый 2013г. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года, Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и «Программы общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной - М., Просвещение, 2009. На изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов (из расчета 3 часа в неделю). Литература - базовая учебная дисциплина, целью которой является формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Примерная программа среднего (полного) общего образования для очной формы обучения сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, - выразительное чтение, - различные виды пересказа, - заучивание наизусть стихотворных текстов, - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру, - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения. - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются: - поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; - сравнение, сопоставление, классификация; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезисов, конспекта; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. 2.Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать /понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции; - историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; - основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; - раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; - раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; - выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; - соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; - определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; - сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; - выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - составлять планы и тезисы статей на литературные темы; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. - определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, -формирования культуры межнациональных отношений. 3.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), - выразительное чтение, в том числе и наизусть, - выполнение заданий в тестовой форме, - анализ эпизода, - анализ стихотворения, - комментирование художественного текста, - характеристика литературного героя, - конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), - сочинение на литературную тему, - сообщение на литературную и историко-литературную темы, -презентации проектов. - ВИД КОНТРОЛЯ: текущий, промежуточный, итоговый. 3. Содержание тем учебного курса Литература XIX века Введение Русская литература XIX в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демакратизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, её гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова. Литература первой половины XIX века А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор) Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. |