Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер83.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Литературное чтение. Урок в 3 классе по теме: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», учитель Якубсон С.В.




Цель урока: 

1.Воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова;

2.Отрабатывать навыки выразительного чтения

3.Учить работать с текстом;

4.Прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками;

5.Формировать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: компьютер, иллюстрации, рисунки, презентации, аудиозаписи.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сейчас у нас урок литературного чтения. 

-Ребята, проверьте, есть ли всё необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные ученики.
1.Начнем урок с речевой разминки

На-на-на, на-на-на придет весна,

По-По - По, По-По-По принесет весна тепло,

Ля -Ля –Ля –Ля – Ля солнце будет светить высоко .

Прочтем про себя,

Прочитает 1 строчку

Прочитает 2 строчку

Прочитает 3 строчку

Прочитаем 2 строчку с вопросом, 3 строчку с радостью

2. На дыхание. Представьте, что наступает весна

Весна – это чистый весенний воздух. Делаем глубокий вдох, затем выдох. (3 раза)

Ещё раз сделали глубокий вдох, на выдохе тихо весна, весна, весна.
3. На дикцию .На доске

Повторяем: февраль? февраль! февраль? февраль! февраль? февраль! Кто прочитает? Молодцы

2. Целеполагание.

(Надпись на доске: “За доброе дело стой смело”).

Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Как вы понимаете его смысл? В литературном чтении что это предложение значит? Это раздел, над , которым мы работаем. С какими произведениями мы познакомились ? Иван – крестьянский сын и чудо-юдо - РНС,Н. Артюхова « Трусиха», Э Киселева « Мальчик- Огонек». Какие эти произведения по жанру? Как вы думаете , почему эти произведения включили в этот раздел? Докажите
Какое произведение я задавала вам прочитать дома?

Сегодня мы будем работать над рассказом Б. Полевого « Последний день Матвея Кузьмина» Какое оно по жанру? Что значит документальный рассказ? Написано то, что было на самом деле.

Какие задачи мы должны поставить перед собой?

 

- Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, подумать какая главная мысль прочитанного. Но для начала давайте вспомним, во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

- Вспомните, когда началась Великая отечественная война? (22 июня 1941 года)

- Кто с кем воевал? Почему?

- Чтобы окунуться в события тех далёких дней, хочу вам представить вашему вниманию несколько эпизодов.

Демонстрация слайдов на военную тематику.

1. Начало

2.На войну поднялся и стар, и млад, и грузин, и армянин

3.Воевали все, и в тылу врага : старики, женщины, дети

4. Военные события

5.Битва на улицах городов

6.Вечный огонь, могила неизвестному солдату

3. Подготовка к восприятию.

- Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По  вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали  избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

 Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей. ) На доске запись -  50000000)

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

            - 9 мая – День Победы.

            - Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

            - Победу над фашистами старался приблизить каждый. Кто работал на колхозных полях, обеспечивая продовольствием армию,  кто работал на военных заводах, в госпиталях. В борьбу вступали и стар, и млад. Именно о таких людях, а точнее о таком человеке  вы узнали из документального рассказа Бориса Полевого.
Справка об авторе Слайды

Маша Балфинова расскажет нам немного об авторе

Родился 4 марта (17 н.с.) в Москве в семье юриста. Детские и юношеские годы прошли в Твери, на фабричном дворе огромного текстильного комбината, принадлежавшего Морозовым. Дома была хорошая библиотека, оставленная отцом (умер в 1916), где были собраны все русские и лучшие иностранные классики. Мать, по профессии врач, направляла его чтение, и среди первых прочитанных книг были Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, позже Тургенев, Гончаров, Никитин и Чехов. Самая известная повесть «Повесть о настоящем человеке»
 Наш рассказ – это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами  территории. 

Откроем учебники на стр. 22.

            В тексте вам встречались непонятные слова. Давайте их разберем

На  отшибе - в стороне.

Постой - стоянка.

Чурается - избегает.

Комендатура - помещение, где располагались фашисты, которые следили за наведением своих порядков в занятом  ими селе.

Староста - назначенное лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого коллектива.

Заскорузлый - шершавый, огрубевший.

Целина - еще не паханная, не подвергавшаяся обработке земля.

Передовые заставы - войска, несущие охрану.

Авангард - часть войск, находящаяся впереди главных сил.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух – старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка – льняная, из толстой выделки

 

4. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

            - Назовите главного героя.

- Матвей Кузьмин

- Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.

- В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.

На доске записаны пункты характеристики героя:

Внешность.

Характер.

Занятия.

Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались.

- Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

- С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

- Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? (Помогать немцам, доносить на односельчан)

- Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23) зачитайте

- Что же потом заставило немцев  вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Физминутка

- П Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два! Раз и два!
- Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера.
Приготовимся к чтению по ролям. Сколько героев? Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре. Автор- Яна, Матвей - Степанов , Офицер – Вова.

Чтение диалога с.24- 25

- Молодцы, справились с задачей.

- Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

- Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? Подтвердите (Старик старался вымотать силы немцам)

- Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

- Что было задумано Матвеем Кузьминым?

- Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

- Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

- Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? (Понимал что погибнет не зря)

А сейчас мне хочется прочитать вам гибель Матвея Кузьмина, тот день, то утро , когда это все произошло. С. 27

Я- Вот так прожил последний день своей жизни Матвей Кузьмин.

            - Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом? Почему?

- Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза..Как его хоронили ? Зачитайте с. 30

            - Какова главная мысль рассказа? 

            -Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная». «Драться насмерть – завоевать бессмертие».

- Объясните, как вы понимаете.
Творческая работа учащихся

Сейчас выполним работу в парах. На столе лежат конверты с пословицами. Помогите правильно собрать пословицы.

за Родину, Тот герой, кто, горой

не страшна, смерть, Храброму

он вечно, в народе, никогда не, живёт, Герой, умрёт

Прочитайте пословицы. О ком эти пословицы?
Д. О герое. У.Ребята, а кого можно назвать героем? Обратимся к словарю Ожегова.
Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью и самоотверженностью человек, тот, кто совершает подвиги.
Можно назвать Матвея Кузьмина героем?

Какие люди чаще всего совершают героические поступки?

5. Знакомство учащихся с Книгой памяти

У. Не остались в стороне и наши земляки. В годы Великой Отечественной войны и из нашего села ушли на фронт, много не вернулось .Увековечены имена наших земляков, участников Великой Отечественной войны, в Книге Памяти. Наши земляки не жалели своей жизни ради Победы. Каждый год мы приходим на митинг, чтобы почтить память погибших. Слайды
6. Итог урока. Вот и подошел к концу наш урок. Вы хорошо работали на уроке.

            - Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

            - Какие чувства у вас вызвал поступок героя? Спасибо вам .

Оценки
На листочках

Продолжить фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился..

- Сегодня на уроке я познакомился…

- Сегодня на уроке я повторил…

- Сегодня на уроке я закрепил..
5. Дома. Найти рассказы, стихотворения о подвигах


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск