Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 273.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации20.03.2014
Размер273.37 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
  1   2   3
Элективный курс

«Стихов сложение»

Урок 1,2.

Стихи – это музыка.

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием ритма стихотворения. Практическое применение знаний на практике: определение ритма.

Урок 3,4.

Что такое амфибрахий?

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием размера, узнают о видах размера. Отрабатывают полученные знания на практике: определяют размер стихотворений известных авторов.

Урок 5,6.

Рифмический рисунок.

Учащиеся знакомятся с существующими рифмами, делают рифмический рисунок: определяют вид рифмы.

Урок 7,8

Поэтическая лексика. 1.Тропы.

Учащиеся знакомятся с видами троп. Учатся на практике находить тропы в стихотворном тексте.

Урок 9,10

Поэтическая лексика. 2.Особые группы слов

Учащиеся знакомятся с понятиями архаизмы и неологизмы. Актуализация знаний синонимов и антонимов. Поиск в тексте синонимов, антонимов, архаизмов и неологизмов. Эксперимент: подбор синонимов к значимым словам текста. Выявление случайности или не случайности слов, подобранных автором.
Урок 11,12

Узнай слово.

Учащиеся актуализируют знания из русского языка: грамматическое и лексическое значение слова. Определяют ЧР, форму слова, лексическое значение слов.
Урок 13,14

Проба пера.

Используя полученные знания, школьники пишут свои стихи. Вносятся коррективы.

Урок 15,16

Вечер поэтов и их поэзии.

Дети читают свои стихи. Рассказывают об этих стихах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Название раздела, темы

Всего часов

лекции

практика

Форма контроля

1

Стихи – это музыка (ритм)

2

1

1

Практическое задание

2

Что такое амфибрахий? (размер)

2

1

1

Практическое задание

3

Рифмический рисунок (рифма)

2

1

1

Практическое задвние

4

Поэтическая лексика

1. Тропы

2

1

1

Практическое задание

5

Поэтическая лексика

2. Особые группы слов

2

1

1

Практическое задание, эксперимент

6

Узнай слово (грамматическое и лексическое значение слов)

2

1

1

Практическое задание

7

Проба пера

2




2

Творческое задание

8

Вечер поэтов и их поэзии

2




2

Чтение своего стихотворения


Пояснительная записка.

Данный элективный курс приобщает учащихся к поэзии. Учащиеся познают не только основы стихосложения, но и сами становятся исследователями в области поэзии. Сначала они лишь исследуют виды стихотворений, а затем и из каких слов состоит исследуемое стихотворение. Учащиеся ставят проблему выбора автором: конкретного слова, существующей строки, постановки логического ударения и т.д. Учащиеся учатся видеть смысловую нагрузку слова, его сочетание с другими словами. Анализируя стихотворение как текст, они учатся распознавать слова: их лексическое и грамматическое значение. В итоге учащиеся пишут стихи самостоятельно, что позволяет не только закрепить теорию курса литературоведения и русского языка, но и применить свои знания на практике.

Данный курс прививает ребятам любовь к литературе и показывает на практике важность знания русского языка.

Цель: Познакомить учащихся с основными теоретическими понятиями литературоведения, раздела «стихосложения». Привить учащимся умение и навыки литературоведческого анализа стихотворных произведений. Познакомить учащихся с филологическим анализом стихотворного текста. Познакомить учащихся со стихотворными произведениями известных поэтов. Научить писать собственные стихотворения.
Задачи: Знакомство с теоретическими понятиями литературоведения, раздел «стихосложение», научить учащихся применять полученные знания на практике. Познакомить учащихся с филологическим анализом текста, применить полученные знания на практике в виде анализа стихотворного произведения. Знакомство и анализ стихотворных текстов известных авторов. На основе полученных знаний написать собственное стихотворное произведение.

Содержание курса
1. Стихи – это музыка.

Ритм в стихотворении.

2. Что такое амфибрахий?

Стихотворный размер.

3. Рифмический рисунок.

Виды рифмы и рифмический рисунок.

4. Поэтическая лексика.

Тропы. Виды троп.

5. Поэтическая лексика. Особые группы слов.

Архаизмы и неологизмы. Синонимы и антонимы.

6. Узнай слово.

Грамматическое и лексическое значение слова. Части речи.

7. Проба пера.

Творческий урок.

8. Вечер поэтов и их поэзии.

Анализ собственных стихотворений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М. Мещерякова Теория литературы. – М.: Рольф, 2000

  2. Г. Поспелова Введение в литературоведение. – М.: Высшая школа, 1976.

  3. А. Есин Основные понятия теории литературы. – М.: Изд-во МГПИ, 1986.

  4. Л.И. Тимофеев Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1975.

  5. Б. Томашевский Поэтика. – М., 1996.

  6. В.Е. Хализев Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999.

  7. Е. Эткинд Разговор о стихах. – М., 1970

  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988.


Разработка уроков:

Урок 1,2.

Стихи – это музыка.

Цель: На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием ритма стихотворения. Практическое применение знаний на практике: определение ритма.

Ход урока 1

1. Ребята, на нашем курсе «Основы стихосложения» мы познакомимся с основными понятиями курса: ритм, размер, рифма, тропы. Я расскажу вам о ямбе, хорее, амфибрахии, дактиль, анапест – стихотворные размеры. Вы узнаете, что рифма бывает мужской и женской, смежной и перекрёстной и т.д. Вы узнаете что такое эпитет, метафора, гипербола и т.д. Узнаете звуковые особенности стихотворения, как с помощью фонетики авторы передают нам звуки природы. Мы вспомним с вами и уже изученные вами термины, например, синонимы, антонимы, омонимы, олицетворение, сравнение. Анализировать стихи мы будем т с точки зрения литературы, и с точки зрения русского языка, то есть мы понаблюдаем за использование авторами простых и сложных предложений, увидим, какие части речи чаще всего встречаются в том или ином произведении. И самое главное, я научу вас писать стихи.

На уроке нам понадобится тетрадь, куда мы будем записывать как терминологию, так и стихи, которые будем анализировать. В этой же тетради мы будем учиться сочинять. По окончанию курса мы устроим с вами вечер поэзии, где вы прочтёте свои стихи. На этот вечер мы пригласим гостей.
2. Сначала я хочу у вас узнать, знаете ли вы что такое поэзия, и чем она отличается от прозы?

Стихотворная речь и прозаическая речь: Встречаются два друга. Они рассказывают друг другу интересные истории. Какой речью они пользуются? (выходят к доске два ученика и говорят друг с другом). А какой речью пользуется человек, рассказывающий стихи? (один ученик рассказывает стихотворение наизусть).

Как вы считаете, для чего поэты пишут стихи? Какую цель они преследуют?

(учащиеся делятся по группам, каждая группа записывает на листочке цели и задачи поэзии - игра в поэтов).

3. . Первое понятие, с которым мы познакомимся:

стихосложение - это принцип ритмической организации стихотворной речи.

Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычное лирическое произведение.

Стихотворная речь – особая организация художественной речи, отличающаяся о т прозы строгой ритмической организованностью. Средство передачи выраженных эмоций.

Стих – ритмическая основа стихотворной речи; отдельная строчка в стихотворном произведении. Может не совпадать с предложением.
4. Давайте поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы будете его заканчивать.

Ход урока 2

Ритм (от греч. – стройность, соразмеренность) – повторяемость в стихотворной речи однородных звуков, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определённые промежутки; упорядоченность её звукового строя. Ритм может быть однородным и неоднородным, плавным или динамическим, монотонным, преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или постепенным снижением энергии ритма. Ритмические повторения могут иметь свою кульминацию.
Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к ритму. Ритм речи связан с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется таким образом не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонаций: музыкальной и речевой смысловой. В дальнейшем своем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм лишь со средствами речевой выразительности. Этот отход стиха от песенности к разговорности (в широком смысле) вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность лишь устного напевного исполнения художественных произведений, и т. д.. Поэтому стих из песенного становится говорным, другими словами, переходит от музыкально-речевых средств передачи внутреннего содержания речи, ее эмоциональных оттенков и т. п. к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.
Ритм влияет именно на читабельность стихотворения. Смысл ритма - длина строк должна быть либо одинаковой по всему стиху, либо длина строк в четверостишии должна быть всегда одинакова. А то обычно одна строка в семь слогов, другая - в четыре слога или десять. Стих выглядит как лесенка, в лучшем случае. Бывает, что вот вроде слова нашел, а вместить их не можешь в короткую фразу и получается, что стих весь ровный и тут выползает такая длинная строка. Тоже неправильно - надо с этим бороться сразу, искать и находить фразы и слова нужные, подходящие. Так что написание стихотворения - это часто поиск фраз и слов. Когда одно и тоже обыгрываешь с разных сторон и разными словами. Посмотрите примеры с ямбом и хореем, там ритм выдержан и един. Именно этим достигается хорошая читаемость стихотворения.
Пример №1:
Я хочу искупаться в седых облаках

И за ветром в мир дивный умчаться.

Затеряться хочу я в минувших веках

И волной в океане плескаться.
Вот, здесь раскладка такая:
- - + - - + - - + - - +

- - + - - + - - + -

- - + - - + - - + - - +

- - + - - + - - + -
Как можно заметить, все весьма ровно - плюсик под плюсиком, минусы под минусами. Ритм не нарушается, четверостишие читается легко. Вот к такому написанию следует стремиться. Сразу видно, что человек ответственно подошел к сочинению своего произведения.
Пример №2 (взял четверостишия с нашего локального форума)
Люблю я, Родина, тебя,

Твои леса, твои просторы,

И звон хрустального ручья,

Твои сверкающие горы.
Вот таков анализ:
- + - + - + - +

- + - + - + - + -

- + - + - + - +

- + - + - + - +-
Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система.

В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система.

Русское стихосложение развивалось сложно, с "прыжками" от одной системы стихосложения к другой. Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный ("Слово о полку Игореве", "Плач Ярославны").
А не стоит ли нам, братья,

начать на старинный лад печальную повесть

о походе Игоревом, Игоря Святославича?

Начаться же той песни по былям нашего времени,

а не по замышлению Боянлову.

Боян же вещий, коли хотел кому песнь творить,

растекался мыслию по древу,

носился серым волком по земле,

сизым орлом – в подоблачьи:

помнил он, молвится, прежних времён усобицы.
Однако начиная с 15 века русские поэты применяют заимствованную из польского языка силлабическую систему стихосложения (Скоринин, Кубасов, Полоцкий, Кантемир).
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,

Невежество знание уж местом посело;

То под митрой гордится, в шитом платье ходит,

Оно за красным сукном судит, полки водит.

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Такие стихи для русского уха звучали как проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения. В 18 веке Ломоносов инициировал реформу русского стихосложения, положив начало силлабо-тоническому стиху. Державин и Пушкин способствовали возрождению исконного интонационного стихосложения, окончательно установив силлабо-тоническую систему, которая используется и по сей день.

Итак, все системы стихосложения разделяются на две основные категории — метрические (количественные, или квантитативные) и дисметрические (качественные, или квантитивные). Метрические системы стихосложения — античная, силлабо-тоническая, силлабическая, тактометрическая; общий признак их — строение стиха на принципе ритмических модификаций. Дисметрические системы — аллитерационный стих, акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый (фразовик) и раёшный.
Примеры:
1. Краски неба

О, как прекрасно небо надо мной!

О, боже мой! Какие краски!

Раскрылся купол, словно в чудной сказке,

И брызнул свет оттуда неземной.
Звучит вокруг торжественная нота -

На землю сверху льётся позолота!
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск