Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 66.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.02.2014
Размер66.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Фрей Светлана Оттовна

ГБОУ СОШ с.Камышла

Работа со словом на уроках русского языка.

«Речь-это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания», - писал известный психолог Н.И.Житкин.

Активизация словарного запаса школьников - одно из важнейших направлений работы учителя-словесника. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь. Решение этой практической задачи должно осуществляться на каждом уроке русского языка.

Работа со словом сложна и многообразна. Она предполагает творческий подход. Очень важно научить ребят наблюдать, думать, формировать у них внимательное отношение к слову, языковое чутье, стилистическую грамотность.

Опыт работы подсказывает, что шаблон и стихийность в этом вопросе недопустимы. Нужна последовательная работа, гибкая, постоянная, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Некоторые формы и приемы работы со словом на уроках русского языка.


I .Работа со словом должна быть многоаспектной, предполагающей обращение к различным словарям, видам разбора, анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову, создание на его основе изобразительно-выразительных средств и т.д.

Например, при изучении раздела «Лексика» можно предложить такие задания.

Задание 1) Из эпизода романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» выпишите все возможные синонимы к слову умереть

« - Умерла Клавдия Ивановна,- сообщил заказчик.

- Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого считается?

- У нас считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

-Ну а когда ты помрешь, как про тебя скажут?

-Я – человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут…»

Правильный ответ: преставиться, богу душу отдать, в ящик сыграть, приказать долго жить, перекинуться, ноги протянуть, дуба дать, помереть, гигнуться.

Задание 2) В подземном царстве Ра встречает огромного змея Апопа, с которым ведет страшный бой. Ра побеждает, и боги поют ему славу. В песне богов пропущены антонимы, а вы попробуйте их вставить:

Силен Ра - … враги!

Высок Ра - … враги!

Жив Ра - … враги!

Велик Ра - … враги!

Сыт Ра - … враги!

Напоен Ра - … враги!

Вознесся Ра - … враги!

Существует Ра - … враги!

- Везде ли было просто определить антонимы? (Силен – слаб, высок – низок, жив – мертв, велик – мал, сыт – голоден.)

-А вот как быть с напоен, вознесся, существует? Сравните свои варианты с данным:

Напоен Ра – жаждут враги!

Вознесся Ра – пали враги!

Существует Ра – нет тебя, Апоп!

Задание 3) Постройте предложения с паронимами: абонемент – абонент, адресант – адресат, бережливый – бережный, болотистый - -болотный, глинистый – глиняный, земельный – земляной, искусный – искусственный, мелкий – мелочный, обидный – обидчивый, практический – практичный, скрытный – скрытый, соседний – соседский.

II . Продуктивной формой являются инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты с иллюстрациями, творческие диктанты по картине .

Методика проведения творческих диктантов по картине.


  1. Перед диктантом в классе вывешивается (или проецируется на интерактивной доске)репродукция картины, чтобы учащиеся детально рассмотрели ее.

  2. Непосредственно на уроке сообщается небольшая информация о художнике.

  3. Учитель читает текст диктанта без слов, которые должны вставить учащиеся, и показывает на картине описываемые в тексте предметы.

  4. Перед учащимися ставится определенная грамматическая задача.

  5. Проводится словарная работа: в предлагаемых для вставки словах учащиеся объясняют орфограммы, в составленных предложениях – пунктограммы.

  6. Учитель повторно медленно читает текст. Если творческий диктант проводится впервые, можно помочь учащимся вопросами определить точное место вставки слов или словосочетаний.

  7. После написания диктанта несколько учащихся читают свои работы, класс коллективно оценивает их. Примерные вопросы для оценки:

-Чья работа вам понравилась больше? Почему?

- С помощью каких слов удалось изменить текст?

-Какую роль в нашей речи играют те или иные слова ( прилагательные, причастия, деепричастия, наречия)?

III. Развивают языковое чутье и способствуют расширению кругозора этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй».

IV. Расширенная работа с фразеологией, пословицами, поговорками , афоризмами обогащает словарный запас учеников, пополняет их лексикон народной мудростью, делает речь школьников более выразительной, образной ,яркой. Можно предложить следующие виды заданий.

Задание 1. Замените слова фразеологизмами.

Метко Рассеиваться как дым

Неожиданно Держать язык за зубами

Тесно Намять бока

Темно Как снег на голову

Опытный Хоть глаз выколи

Мокрый Не в бровь, а в глаз

Молчать Яблоку негде упасть

Хвалить Стреляный воробей

Обманывать Ни одной сухой нитки

Бить Возносить до небес

Исчезать Обводить вокруг пальца

Задание 2 . Пословицы «шутят».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

. Два сапога - тара.

. Первый клин всегда колом.

. Ус - хорошо, а два – хуже.

. Голод - не щетка.

. Мы и сами с ушами.

. Один в золе не воин.

. Не ноги горшки обжигают.

. Трус лени своей боится.

. От бобра бобра не ищут.

Голода не бойся, по пояс мойся.

. Толочь в ступе соду.

Задание 3. Замените описание кратким образным фразеологизмом.

  1. Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим?

  2. Дядя Коля умеет все: и на баяне играть, и рисовать, и телевизор починит. Как можно назвать дядю Колю?

  3. Только что мы вспомнили о Сереже, а он тут как тут. Что говорят в таком случае?

  4. Мой старший брат говорит всегда обдуманно, а если что обещает, то обязательно исполнит. Как об этом сказать?

  5. Костя напроказничал, но избежал наказания. Как говорят в таких случаях?.

  6. Мы этого так не оставим, мы раскроем его проделки, чтоб впредь неповадно было.

Слова для справок: слов на ветер не бросает, легок на помине, редко да метко, мастер на все руки, вышел сухим из воды, выведем на чистую воду.

V. Метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова ( слово – словосочетание – простое предложение, простое предложение, осложненное различными синтаксическими единицами , – сложное предложение - микротекст - текст ).

VI . Метод «кристаллизации» смысла текста и микротекста путем составления синквейнов , («смысловых пирамид» )развивает ассоциативное и образное мышление.

VII. Все виды аспектного и комплексного анализа текста предполагают глубокое погружение в исследование словоупотребления.

Существует еще множество других методов и приемов работы со словом на уроке. Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Главный стимул творческой работы – та радость, которая дается и ученику, и учителю при достижении успеха.

Безусловно, креативность, нестандартность мышления учащихся должен развивать любой учитель-предметник на своих уроках, но русский язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в формировании творческой мысли, культуры и духовной жизни ребенка.

Список источников и литературы

1. Капинос В.И, Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. М., 1991г.

2. Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. Оренбург. Издательство ООИУУ, 1997г.

3. Н.М. Сулицкая, Н.Ю.Кадашникова, Г.А.Чибисова и др. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012 г. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск