Скачать 97.6 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области»
РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОЛИМПИЙСКОЙ ТЕМАТИКИ Выполнила Чагина Наталья Вячеславовна, учитель технологии и ИЗО МБОУ «Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области» Волгореченск – 2013 Аннотация В данной разработке материалов по интегрированию содержания олимпийского образования в школьную программу представлены темы уроков ИЗО в основной школе (5 – 7 классы), которые позволяют говорить об олимпизме «Декоративное искусство в современном мире» (символы, эмблемы), «Русский костюм и современная мода» (5 класс), «Правила линейной и воздушной перспективы», «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл» (6 класс), «Пропорции и строение фигуры человека», «Понимание красоты человека в русском искусстве» (7 класс). Основная часть
Заключение Итогом применения данных разработок на уроках является развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование у учащихся единства эмоционального и интеллектуального восприятия, активной гражданской позиции в соответствии с принципами и ценностями олимпизма. Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе. Тип урока: комбинированный. Тема: Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Цель урока: Придумать и нарисовать марку к Олимпиаде и Паралимпиаде Сочи-2014. Задачи урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - знакомство с темой «Олимпиада и филателия» с подробным рассказом, для чего создавались и как менялись марки на протяжении всех Олимпийских игр. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развивать поисковую и творческую деятельность учащихся; - развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности; - развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности; - развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации занимательности; - способствовать овладению учащимися всеми видами памяти. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор; - воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности; - способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, патриотических и других качеств личности; - воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям. Методы: практический метод, беседа, выполнение практического задания. Оборудование: компьютер Pentium 4, проектор, интерактивная доска, презентация, альбом с марками, марки, посвященные Олимпиаде в Сочи 2014, раздаточный материал для работы (что такое марка). Инструменты и проспособления: линейка, угольник, альбом, карандаш, краски, кисти, ластик. Структура урока: 1.Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Презентация «Олимпиада и филателия» 4. Практическая работа. 5.Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов занятия, выставка работ, рефлексия. 7. Домашнее задание. Ход урока:
Слово учителя: Олимпийская филателия родилась вместе с современными олимпийскими играми. Становление и развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского движения. Почтовые миниатюры сообщают о месте и времени проведения Олимпийских игр, об их программе, символике и ритуалах, о чемпионах, и даже об олимпийских надеждах стран-участниц игр. Одним словом, почтовые марки вполне справляются с миссией квалифицированных пропагандистов не только Олимпийских игр, но и олимпийских идей. Параллель между историей современных Олимпиад и олимпийской филателией наверняка надо исчислять с 15 июля 1895 года. В этот день на заседании парламента Греции выступил председатель Греческой атлетической федерации и горячо поддержал предложение о выпуске специальных почтовых марок. Он еще не представлял себе значения и всех последствий этого законодательного акта.Парламент страны утвердил закон о выпуске первых в мире олимпийских марок. Поводом для издания серии из 12 почтовых марок послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах. Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона «Дискобол», квадрига, скульптура «Гермес с Дионисом» и скульптура богини Ники работы Пеония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора – приз победителю игр), а два сюжета – с современными играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь). Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. В 1906 году исполнилось 10 лет первым играм современности. В ознаменование этого юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К играм была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые возвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра я вилась репродукцией древнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческой мифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. Очередные Игры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с изображением стадиона и текстом: «Стадион /Стокгольм/ Швеция/ Олимпийские игры/ 29 июня -22 июля 1912» и «Служащие стокгольмского телеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января 1912» - были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции на стокгольмском почтамте впервые использовался машинный штемпель с текстом: «Олимпийские игры в Стокгольме /29 июня 1912 – 22 июля» на шведском и английском языках одновременно. С 1920 года выпуск почтовых марок стал традицией для стран-организаторов. В филателистических материалах постепенно стали находить свое отражение олимпийский девиз, олимпийские символы, различные ритуалы и церемонии. Начиная с 1928 года ни одни Олимпийские игры не обходились без почтовых миниатюр – свидетелей грандиозных спортивных событий. В олимпийскую филателистическую тематику включались все новые и новые страны. 1924 – 1952 г.г. – постклассический период. Олимпийскому движению не удалось избежать и политического влияния. Не состоялись Игры 1916 года – Первая мировая война помешала, а планировались они в Берлине. Берлин стал столицей Олимпиады в 1936 году (зимние Игры прошли чуть ранее в Гармиш-Партенкирхене) – Германия уже была охвачена «коричневой чумой». Все соревнования проводились под знаком превосходства арийской расы. На марках это тоже заметно. Даже фюрер немецкого народа поспешил отметиться под олимпийской символикой. Германия же и стала, развязав Вторую мировую войну, причиной вторых пустых страниц в олимпийской летописи – не было олимпийских встреч спортсменов мира в 1940 и 1944 годах. Хотя в памяти они остались. Это героическая страница в олимпийской истории. Олимпийские марки поступили в обращение в лагерях польских военнопленных Гросборн и Вельденберг. Мизерными тиражами, без зубцовки, без клея – это были олимпийские марки…лагерной почты. 1956 – 1992 г.г. – новый период. На играх в Мельбурне впервые прошла специализированная филателистическая выставка «Олимпекс 1956» с 12 по 24 ноября 1956 года. С помощью рисунков на штемпелях Австралии 1956 года впервые удалось показать полностью всю программу Игр по видам спорта. Россия, в лице Советского Союза, вновь вступила в международное олимпийское движение в 1952 году. Министерство связи тогда не откликнулось на это знаковое событие. А первые советские почтовые марки, посвященные зимней Олимпиаде, вышли в 1960 году. С тех пор постовое ведомство нашей страны не пропустило ни одних Игр – зимних и летних. Только в 1964 году, когда проводились XVIII зимние игры в Инсбруке, в мире было выпущено около 1100 марок на спортивные темы. Широкое использование филателии различными спонсорами в коммерческих целях вынудило МОК на 76-й сессии в 1975 году в Лозанне внести изменения в Олимпийскую хартию, которые стали запрещать использование олимпийского флага и символа в любого рода коммерческих целях. В 1976 году МОК внес изменения в правила, которые позволяли использовать олимпийскую символику на выпусках почтовых марок. Играм XXII Олимпиады в Москве посвящено 925 знаков почтовой оплаты, а Играм в Лос-Анджелесе – 1030 марок и блоков. Летние Олимпийские игры 1980 года (официальное название – Игры XXII Олимпиады) проходили в Москве, столице СССР. Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые игры, проведенные в социалистической стране. 1994 г. – до настоящего времени – новейший период. В 1993 была создана Комиссия олимпийских коллекционеров под патронажем МОК. Ей поручено осуществлять контроль по правильному использованию олимпийской символики, начиная с выпуска и продажи филателистических материалов. С каждым годом растет число специализированных спортивных и олимпийских периодических изданий в мире. Современные технологии позволили Австралии в 2000 году выпускать марки, посвященные своим чемпионам, на следующий день после проведения соревнований. Сочи-2014. В январе 2011 года в почтовом обращении появились марки, посвященные зимней Олимпиаде в Сочи. Тематически выпуски включают несколько направлений: «Сочи – столица XXII Олимпийских зимних игр», «Зимние виды спорта», «Туризм на Черноморском побережье России», «Олимпийские спортивные объекты», и «XI Паралимпийские зимние игры». Подводя итоги, можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью была основным источником знаний оболимпийском движении в этот период.Филателия способствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственном отношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям,происходящим в стране, социальную активность, милосердие и т. д. Как предмет искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие от газет и журналов филателистический материал является предметом коллекционирования. Который экспонируется на международных филателистических выставках. Сюжеты марок давали людям приобщаться к историческому и национальному опыту греков, далеко отстоящему от них эпохально и географически. Информация, переданная на языке филателии, более общедоступна, легче, чем словесная информация, усваивается другими народами. 4. Практическая работа. Придумать и нарисовать марку к Олимпиаде и Паралимпиаде Сочи-2014. 5.Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов занятия, выставка работ, рефлексия. 7. Домашнее задание. |