Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.02.2014
Размер95.71 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник
Итоговый отчёт по апробации учебника А.В. Гулина, А.Н. Романовой «Литература. 5 класс»

Общие сведения:
Регион: город Пенза.

Вид общеобразовательного учреждения: МОУ СОШ № 69 г. Пензы

Количество часов на предмет в неделю: 2 часа.

Апробируемый учебник: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Авт.-сост. А.В. Гулин, А.Н.

Романова. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Профиль класса: общеобразовательный.

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику:25.

Ф.И.О. учителя: Маркина Ольга Юрьевна

Стаж работы: 21 год.

Категория: высшая.

Награды: нет.

Учёная степень: нет.

Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Содержательная часть учебного пособия и логика развёртывания учебного материала даёт возможность учителю уже в 5 классе заложить основы литературного образования, создать базу для формирования духовно-развитой личности. Стиль и доступность изложения материала в учебнике соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Методический аппарат учебника позволяет построить урок с учётом образовательно-воспитательного потенциала литературного произведения. Основное содержание учебника-хрестоматии сконцентрировано в авторских статьях, а вопросы и задания помогают организовать учебную деятельность школьников на уроке и во внеурочное время.

Мне оказалась близка логика организации учебного материала, предложенная авторами. Выделяется несколько значимых для формирования личности ребенка тем (например, «Человек и животные в произведениях разных литературных жанров»), которые раскрываются на примере произведений русской классической (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), современной (К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин) и зарубежной (Д.Р. Киплинг) литературы. В конце раздела дается список литературы (рубрика «Книжная полка»), в котором перечисляются другие произведения на данную тему.

Хочется отметить, что разделы, связанные с устным народным творчеством (сказки, лирические народные песни, пословицы и поговорки), имеют свое

продолжение: «По следам народной песни», «По следам народных пословиц и поговорок» и т.д. Авторы предлагают учителю и ученикам проследить, как развиваются народные традиции в творчестве русских и зарубежных писателей.
Особого внимания заслуживают учебные тексты (заметки о жизни и творчестве писателей и художников, размышления на различные темы, анализ творческой манеры писателя, своеобразия художественных образов и т.д.). Хотя первоначально их содержание показалось сложным для пятиклассников, но на практике оказалось, что ученикам было интересно знакомиться с материалом, помещенным в них; они активно подключались к размышлениям автора, вступали в диалог, высказывали самостоятельные суждения. Данные тексты могут восприниматься как образцы правильной русской речи, способствуют обогащению словарного запаса школьников, расширению их

читательского кругозора. На их основе учитель может организовать отработку навыков различных видов чтения и пересказа.

Все сложные понятия и новые, непонятные для пятиклассников слова объясняются в сносках. Литературоведческие термины собраны в специальном словаре в конце учебного пособия. Словарь включает также культурологические, философские понятия. Многие понятия иллюстрируются примерами, взятыми из учебника или электронного приложения, а в текстах статей определения теоретико-литературных понятий выделены цветной подложкой и шрифтом, что позволяет обратить внимание ребят на термины, которые надо выучить.

В целом система вопросов и заданий в достаточной степени способствует проведению анализа идейно-художественных особенностей литературного произведения. Вопросы предлагаются в таком порядке, чтобы от частных наблюдений вести к общим выводам. Задания носят комплексный характер, способствуя лучшему осмыслению прочитанного, углубленному анализу отдельных аспектов идейно-художественного анализа произведения.

Часто вопросы помогают установить логические связи между изученным: материалом и новым. В 5 классе это вопросы, направленные на усвоение признаков фольклорных жанров.

Очень хорошо, что во многих случаях задания снабжены подсказками, которые содержат рекомендации по составлению простого или сложного плана, написанию сочинения, выполнению сравнительной характеристики, пересказа текста и т.п. Или, например, дается программа подготовки к читательской конференции на тему «Мои любимые произведения о животных»:

  • подготовить сообщения о прочитанных произведениях;

  • оформить выставку рисунков с изображением ваших любимых героев;

  • подготовить выразительное чтение фрагментов рассказов, сказок, повестей с участием животных;

  • инсценировать басни или короткие сказки о животных;



  • придумать кроссворды, викторину, ребусы и другие задания по прочитанным произведениям (ч. 2, стр. 81).


В учебнике заложены возможности дифференцированного подхода к обучению. Наиболее трудные задания отмечены знаком *. Данные задания

требуют исследовательской деятельности или творческого подхода. Выполняя такое задание, ученик должен искать дополнительную информацию, проявлять самостоятельность. Например, после знакомства с творчеством А.В. Кольцова следует такое задание:

– Представьте себе, что вас попросили подобрать иллюстрации к стихотворениям А.В. Кольцова. Какие картины русских художников вы бы

предложили использовать?

После изучения стихотворений А.А. Фета:

– Составьте небольшой сборник «Поэтический календарь А.А. Фета» (из

стихотворений поэта, посвящённых разным временам года), украсьте его

своими рисунками, фотографиями или репродукциями картин русских

художников.

После изучения творчества А.П. Чехова:

– Сравните образы животных в рассказе А.П. Чехова с тем, каким изображаются гусь, кот, свинья в народных сказках и в баснях.

Выполнение подобных заданий имеет смысл предлагать мотивированным ученикам.

Практически к каждому изучаемому литературному произведению предлагаются творческие задания (коллективные, индивидуальные или групповые), которые призваны формировать специальные и метапредметкые навыки и умения учащихся. Например, после изучения стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета:

– Подготовьте с одноклассниками литературно-музыкальную композицию на тему «Гроза в русской поэзии».

После изучения басен Эзопа:

– Выберите поучение (мораль) одной из прочитанных басен Эзопа. (Например: «Басня учит не браться за дело, не подумав».) Сочините новую басню, которая иносказательно передаёт эту мысль.
Учебник отличается замечательным видеорядом: красочные иллюстрации, репродукции картин известных художников, портреты писателей и деятелей культуры – все это не только делает учебник внешне привлекательным, но и несет серьезную дидактическую нагрузку.

Следует отметить дизайн обложки, форзацев, страниц учебника, его функциональность и привлекательность; удобный для чтения шрифт. Каждая рубрика в учебнике имеет условное обозначение, каждый раздел выделен определенным цветом.

Используя методический аппарат, учебника учитель может по-разному

организовать деятельность школьников на уроке и во внеурочное время.

Этому способствуют следующие разделы и рубрики: «Прогулки без присмотра», «Размышляем о литературе вместе с героями детских книг»; «Книжная полка», «Словари», «Учимся понимать язык искусства»,

«Творческие портреты людей искусства», «Подсказка» и другие.

Остановлюсь более подробно на некоторых их них.

Уже на первых страницах учебника мы встречаем рубрики «Термины и понятия», «Словари», которые знакомят ребят с различными терминами. Так, на странице 5 даётся толкование слов «литература», «словесность», на странице 8 рассказывается о различных типах словарей, показывается, как словари могут пригодиться при изучении литературы. Данные рубрики развивают в учениках любознательность, интерес к миру слова и культуре своего народа.

Материалы, помещенные в разделе «Размышляем о литературе вместе с героями детских книг», позволяют организовать дискуссию о роли и значении книг в жизни человека не только на уроке, но и на классном часе, подключить к этой дискуссии родителей школьников.

Очень важно, с моей точки зрения, чтобы чтение стало для детей не только видом учебной деятельности, но и необходимостью, чтобы они стремились отправиться на «прогулку без присмотра» по страницам любимых книг, чему, несомненно, способствует одноименный раздел учебника. Хочется, чтобы эта идея нашла свое продолжение и в следующих классах.

Очень нравятся детям рубрики «Учимся понимать язык искусства» * и «Творческие портреты людей искусства». Авторы учебника предлагают познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, композиторов, музыкантов и т.д.. Рассказы о судьбе И.Н. Крамского, П.А. Федотова, П.И. Чайковского, В.В. Андреева, С.Я. Лемешева и других удачно вплетены в основной учебный материал, позволяют организовать интересные формы работы, способствуют воспитания интереса к русской культуре.

После изучения стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» вниманию ребят предлагается рассказ о И.И. Шишкине и репродукция картины «Рожь». В рубрике «Учимся понимать язык искусства» задаётся вопрос: «На картине И.И. Шишкина изображены не только колосья, но и дорога, сосны, небо. Почему же художник всё-таки назвал картину «Рожь»? Можно ли назвать её строкой А.А. Фета: «Над безбрежной жатвой хлеба»?

С помощью подобных заданий учащиеся могут осмыслить свои впечатления от изученного произведения и провести параллели между прочитанным и увиденным, задуматься об общем и различиях в различных видах искусства. Кроме того, подобные формулировки заданий, как и в большинстве случаев, требуют от учащихся не краткого, а развернутого ответа, размышлений.

Поддерживает культуроведческую составляющую учебника мультимедийное приложение, которое заслуживает особого внимания.

Оно выполняет несколько функций: расширяет возможности ребят в

поиске нужной информации, предлагает дополнительный иллюстрированный материал к творческим биографиям художников и к рубрике «Учимся понимать язык искусства», записи народных песен в

исполнении ансамбля «Гралица».

Мультимедийное приложение включает в себя упражнения для проверки знания художественных текстов, умений найти в тексте изученные средства художественной выразительности. Также на диске, в разделе «Литературная карта России», помещены краткие справочные материалы о памятных местах, музеях, усадьбах русских писателей, чьи произведения изучались в 5 классе.
Основная идея учебного пособия – это «воспитание в духе ценностей русской культуры, формирование духовно-нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России...». Поэтому материал, включённый в учебник, даёт возможность детям «изучить национальную словесность в её историческом развитии, историю её зарождения и бытования на разных этапах становления национальной культуры, проследить отражение в словесном творчестве национальных особенностей общественной и индивидуальной жизни,,,» (Методические рекомендации, к учебнику Литература, 5 класс: /Авт.-сост. А. В. Гулин, А. Н. Романова / А. Н. Романова; под ред. А, В. Гулина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011, с 4). Мне кажется, что, работая по данному учебнику, педагог в полной мере способен формировать у учащихся ценностные ориентиры, художественный вкус, эстетические и творческие способности.
Учебник обеспечен следующими программно-методическими материалами:

– Программа по литературе. 5-9 классы. / Авт.-сост. А.В. Гулин, А.Н.

Романова. — М: ООО « ТИД «Русское слово – РС», 2011.

– Методические рекомендации к учебнику Литература. 5 класс: /Авт.-сост. А.В. Гулин, А.Н. Романова / А.Н. Романова; под ред. А.В. Гулина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.

Данные пособия во многом помогли мне разобраться в принципах организации учебного материала, распланировать свою работу; в них я находила советы и рекомендации при подготовке к урокам. Однако хотелось бы иметь побольше методических разработок непосредственно по данному учебному пособию.
Учебник А.В. Гулина и А.Н. Романовой включает в себя разделы, отсутствующие в аналогичных пособиях других авторов (ср.: Литература» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт - сост. В. Я. Коровина - М: Просвещение.): «Прогулки без присмотра», «Размышляем о литературе вместе с героями детских книг», рубрики: «Биографические статьи», «Книжная полка», «О словарях», «Учимся понимать язык искусства»,

Творческие портреты», «Биографические очерки», Данные разделы помогают организовать разнообразную деятельность школьников, расширяют их читательский кругозор, развивают читательскую самостоятельность.

Апробируемый учебник предоставляет возможность и для проектной деятельности, и для системной работы по литературному краеведению.

Пятиклассники с удовольствием учились по данному пособию, так как авторами учебника были учтены возрастные особенности школьников, поэтому тексты с яркими иллюстрациями, проблемными вопросами смогли заинтересовать ребят и активизировать их. Ребята передавали многоуважаемым авторам учебника слова огромной благодарности и просьбу: в учебники 6 класса включить побольше юмористических произведений, произведений об их сверстниках, о Великой Отечественной войне.

Таким образом, учебник позволяет не только пройти программу, но и прививает уважительное отношение к книге, её создателям.

Использование пособия в учебном процессе трудностей не вызвало.

В учебнике присутствует содержательная и. структурная взаимосвязь разделов,

Разработка одного урока по апробированному учебнику прилагается.


Учитель Маркина О.Ю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск