Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.02.2014
Размер51.7 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

РАЙОННОЙ (ГОРОДСКОЙ) ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

2008 ГОД. 9 КЛАСС.

I ТУР

Задание 1.

Какие из данных слов должны, в соответствии с литературным произношением, писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?

Житие, афера, планер, новорожденный, никчемный, побасенка, истекший, блеклый, шофер, крестный.

Задание 2.

Почему два наречия с одной приставкой – досуха, досрочно – имеют разные суффиксы? Ведь по правилу приставка до- требует суффикса -а-?

Задание 3.

В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить слова абстрактный, моральный, оригинальный, пресс, регламент?

Задание 4.

Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких – ошибочное. По возможности дайте самостоятельное объяснение происхождения этих слов.

Раздолье. Место, которое из-за его широты можно разделить на много долей.

Рукопашный. Сложное прилагательное, образованное на основе корней, обнаруживаемых в словах рука и пахать в значении «махать» (ср. опахало).

Соловей. Птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло.

Тихомолком. Возникло путём сложения наречий тихо и молком (т.е. молчком).

Задание 5.

В «Словаре областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении» Александра Подвысоцкого в середине XIX века записана народная примета: «Ежели снег по весне тает допрежь всего на полночи от муравьиных куч – тёплое и долгое лето будет, а как на полдень, то холодное и короткое». Определите значение выделенных слов.

Задание 6.

Предположим, иностранец Вас спросил: как правильно сказать по-русски: бегите или бежите? Что Вы ответите? Какой ответ будет наиболее полным?

Задание 7.

Распределите слова в две колонки. В первую запишите слова, в которых дан исторический состав слова, во вторую – современный.

Вел-ик-ий, перч-атк-и, перчаточ-н-ый, нужн-о, торж-еств-о, за-бы-ть, о-жер-ель-е, жер-л-о, торжеств-о, сплетн-и.

Задание 8.

Прочитайте строки из Библии. Какие известные фразеологизмы появились в результате осмысления эпизодов Библии? Дайте современное толкование этих фразеологизмов.

а) И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла… И понесет козел на себе все беззакония их… (Лев., 16: 21-22)

б) Предающий же Его дал им знак, сказав: кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошел к Иисусу, сказал: Радуйся, Равви! И поцеловал Его. (Мф., 26: 48-49)

в) Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин., 20: 27)

Задание 9.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

а) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка (А.П. Чехов)

б) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной (К.Н. Батюшков)

в) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей (В.А. Астафьев)

Задание 10.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлестова говорит о Чацком: «Чай, пил не по летам» (действие III, явл. 21). Однако в одном из изданий книги в этом предложении была допущена опечатка пунктуационного характера. И ученик, который отсутствовал на уроке и к которому попала эта книга с опечаткой, спросил учителя: «Что же предосудительного в том, что Чацкий пил много чаю?» Какая опечатка была допущена в книге? Какой смысл имеет реплика Хлестовой?

Задание 11.

О какой части речи писал М.В. Ломоносов: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Докажите свой ответ.

Задание 12.

Сохраняя авторский стиль, дополните следующий текст небольшим сочинением, используя в нём побудительные и вопросительные предложения. Всего не более 10 предложений.

Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру.

Как же снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полёт сопровождает какая-то музыка. Бом-бом! Один ли я её слышу?

Нет.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

РАЙОННОЙ (ГОРОДСКОЙ) ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

2008 ГОД. 9 КЛАСС.

II ТУР
Сделайте комплексный анализ текста.
«Может, можно найти выключатель, который выключит войну?»
…В тот вечер Саманта рано сделала уроки и прилегла на любимый диван, у которого, кстати, было ещё одно достоинство: напротив стоял телевизор. Саманта включила телевизор, и на экране появился её старый знакомый – маленький инопланетянин Ити. У него был большой рот и выпуклые глаза, что делало странного Ити похожим на лягушонка. Но он не имел к лягушкам никакого отношения – он был сам по себе, лягушки сами по себе. Он выделывал разные трюки и смешил Саманту. Он не хотел никого смешить, но у него помимо воли получалось всё смешно. В конце передачи Ити – житель неизвестной сказочной планеты, улыбнулся, помахал рукой. И Саманта тоже улыбнулась и тоже помахала рукой.

…И тогда началась война. Пляшущее пламя охватило экран телевизора, раздался грохот и вой. И в дыму, как призраки, возникли фигуры в комбинезонах, забрызганных тёмными пятнами. Казалось, это было не обмундирование, а их собственная кожа – пятнистая и шершавая. В их глазах застыла яростная пустота – казалось, они ничего не видели, шли напролом, вслепую, не разбирая дороги. Они шли прямо на Саманту, наставив на неё чёрные глаза автоматов. Девочка глубоко вдавилась в спинку старого дивана, словно отступила под натиском этих солдат-чудовищ. С рёвом под потолком промчались самолёты. И с нарастающим холодным гулом завыли бомбы. Вой нарастал, вырывался из телевизора, и девочке казалось, что бомба приближается, что она нацелена прямо в её дом, ближе, ближе – ещё мгновение, и она пробьёт крышу, второй этаж, потолок и взорвётся в комнате с зелёным ковром.

Саманта втянула в плечи голову и закрыла глаза. А когда снова открыла, то увидела танки. Они ползли тяжёлой, грохочущей лавиной, а длинные стволы орудий мерно покачивались. Танки тоже надвигались на Саманту. Они становились всё больше, от их грохота гудела голова. Они уже заполнили всю комнату, и девочке показалось, что она чувствует душный запах солярки, похожий на запах походного примуса. От их железной поступи в буфете звенела посуда, стенные часы раскачивались вместе с маятником. Погасла люстра. Лицо обжигала пламя. Ещё мгновение – и первый танк разобьёт стекло телевизора и ввалится в комнату, всё круша и ломая, оставляя на зелёном ковре глубокие рубчатые следы.

- Мама! – вырвалось у девочки. Но она не услышала собственного голоса. – Мама! – призыв о помощи так и остался на губах…

И тут Саманте, моей маленькой умной Саманте, пришла спасительная мысль. Преодолевая страх, заслоняясь рукой от танков, девочка соскользнула с дивана и нащупала выключатель. Раздался щелчок, и сразу не стало танков, утих грохот, перестало пахнуть дымом – экран телевизора погас. В комнате установилась звонкая тишина. Девочка провела тыльной стороной руки по лбу и облегчённо вздохнула.

И вдруг Саманта подумала: а может быть, существует такой выключатель, который может навсегда выключить атомные заряды, двигатели подводных лодок и летающих крепостей, сделает безобидными снаряды, остановит танки… Может быть, можно найти такой выключатель, который выключит войну, как только что выключил телевизор?!

(По Ю. Яковлеву)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск