Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 338.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.02.2014
Размер338.45 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи
Холикова Зайналби Кенджаевна

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СОМЕ’

ОДИНАЗАДЕ
10.01.03. – Литература народов стран зарубежья

(таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Душанбе – 2012
Работа выполнена на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета.
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Махмадаминов А.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

кафедры государственного языка и философии образования Таджикского технологического университета Восиев Курбон

кандидат филологических наук,

доцент кафедры печатных СМИ и PR Росисйско-Таджикского (славянского) университета Аминов А.С.
Ведущая организация: Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзаде


Защита состоится «22» ноября 2012 г. в «13.30» часов на заседании диссертационного совета Д. 737.004.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора филологических наук при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе), пр. Рудаки, 17).
Автореферат разослан «20» октября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор Нагзибекова М.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследуемой темы. ХХ век сыграл важную роль в социальной и культурной жизни таджикского народа и внес коренные изменения в культурную и литературную жизнь Республики Таджикистан.

Общеизвестно, что при несправедливом территориальном распределении таджикский народ потерял свои крупнейшие научные, культурные и литературные центры, такие как Бухара, Самарканд, Ташкент, Хорезм, Фергана, Хуканд, Ургенч и др.

Таджикские литераторы, создавшие замечательную школу, приобрели на этом поприще определенный опыт, собирая по кирпичику новую литературную школу в тогдашнем городке Душанбе. Необходимо отметить имена таких известных писателей, как Садриддин Айни, Абулкасым Лахути, Абдулвахид Мунзим, Ахмадджон Хамди, Пайрав Сулаймони, Джалал Икроми, Сатим Улугзаде, Мирза Турсунзаде, Али Хуш, Абдусалам Дехоти, Рахим Хашим и др.

Во второй половине ХХ века новейшая таджикская литература отличалась новаторством в постановке проблем, пользовалась особой популярностью в Иране, Пакистане и Афганистане. Это значит, что таджикские писатели и поэты изящностью стиля своих произведений завоевали всемирную славу.

В 20-е годы в отдельных регионах страны, независимо от социально-политических изменений, складывались основные литературные движения.

Советская власть стремилась посредством пера и бумаги повлиять на сознание населения, чтобы избежать разногласий в обществе. Таким образом, Москва все – таки смогла реализовать свои намерения и достигла поставленной цели. В связи с этим, относительно творческих лиц требования были более строгими и жесткими.

В таких жесточайших ограниченных условиях, конечно, нелегко было творить свободно, без давления властей. Однако наши поэты и писатели, даже в отдаленных уголках страны, смогли сохранить изящество таджикско-персидского языка – языка Рудаки, Фирдоуси, Низоми, Санои, Аттора, Саади, Гафиза, Камола, Джами, Васифи, Хилоли, Бедиля, Ахмада Дониша – и внесли огромный вклад в воспитание будущего поколения.

Одним из ярких представителей литературы той эпохи был талантливый поэт Мирзо Шариф Соме’ Одиназаде Хатлони, в творчестве которого отразились мудрость веков и тайны вселенной.

После обретения Таджикистаном государственной независимости вырос интерес исследователей к изучению жизни и творчества многих поэтов и писателей, к которым при СССР нельзя было даже «прикасаться». Так как, якобы, их творчество имело антисоветский характер. Однако государственная независимость, как одно из ярких политических событий в жизни нашего народа, сняла все стереотипы на пути к исследованию жизни и творчества выдающихся писателей, которые, действительно, являются народным достоянием. Особенно история жизни и творческое наследие талантливых мастеров слова, в каждом слове которых звучат призывы к справедливости, милосердию, постижению наук, любовь к близким и родному краю, отзывчивость, заслуживают внимания и глубокого рассмотрения.

Независимо от горькой и несправедливой жизни, истязаний, мучений, страданий и зависти чиновников, клеветы и наговоров поэты той эпохи смотрели на мир с позитивной точки зрения, надеялись на будущее, жили и сохраняли национальные ценности и защищали интересы народа своим острым пером и яркими мыслями.

К сожалению, литературные круги Кулябского региона республики, особенно жизнь и литературное наследие ярких представителей этих кругов, по настоящее время остаются малоизученными. Актуальность темы реферируемой диссертации определяется возрастающим интересом исследователей к изучению жизни и литературного наследия поэтов и писателей, представителей духовенства и религии, воспитанников таджикско-персидской классической школы поэзии.

На сегодняшний день, когда общество нуждается в добром слове, молодежь – в постижении науки и знаний стремится к поискам моральной пищи, многие из молодых людей идут по неправильному пути, придерживаясь чужих ценностей. Данное исследование относительно жизни и творчества еще одного поэта – проповедника, талантливого мастера слова – Соме’ Одиназаде Хатлони является своевременным.

Степень изученности темы. Исследование жизни и литературного наследия Соме’ Одиназаде долгие годы оставалось вне поле зрения исследователей, несмотря на многочисленные попытки его учеников – воспитанников литературного кружка города Куляба, руководителем которого являлся сам поэт. Так как в течение 50 лет он постоянно преследовался народным Комиссариатом внутренних дел, комитетом безопасности Республики Таджикистан, России и Узбекистана.

Лишь в конце 80 – х годов ХХ века во всех постсоветских странах появился особый интерес к изучению жизни и творческого наследия советского периода. Соме’ Одиназаде также был из числа «униженных и оскорбленных» той эпохи, который провел свои золотые годы в тюрьмах и заключении (1931-1946 гг.) только потому, что его отец был грамотным и набожным, читал священный Коран.

Первым подробным исследованием, касающимся истории жизни поэта, является очерк А. Рахима «Нур ва зулмот» («Свет и тьма»).1

Интерес исследователей к изучению творчества поэта возрос, особенно тогда, когда страна находилась в критической ситуации, шла гражданская война, практически каждый день проливалась чья-то невинная кровь, а по радио и местному телевидению все время звучивали марсие – траурные стихи, посвященные нелепой, преждевременной кончине родных и близких людей.

Позднее в освещении жизни и творческого наследия поэта были опубликованы отдельные статьи и очерки (в газетах: «Мубориз» (Борец), «Адабиёт ва санъат» (Литература и искусство), «Љумњурият» (Республика), «Љавонони Тољикистон» (Молодежь Таджикистана)).

Особенно отличались своей содержательностью и аргументированностью исследования Абдулкодира Рахима, Сипехра Хасанзода, Ибрагима Джалилзаде, Али Мухаммади, А. Абдуррахимова, А. Рахмон и А. Махмадаминова.

В изучении жизни и творческого наследия этого талантливого поэта велика заслуга литературоведа А. Махмадаминова. Собрав богатый материал относительно жизни и творчества поэта, исследователь составил и опубликовал книгу под названием «Зеленая тетрадь» («Дафтари сабз»). Автор этой книги анализирует бесценное творческое наследие поэта Соме’ Одиназаде в соответствии с требованиями и закономерностями современной текстологии.

В конце 2003 г. вышел из печати сборник стихов Соме’ Одиназаде, именуемый «Дили садпора» («Разорванное в сто клочьев сердце»), с предисловием одного из близких родственников поэта – Сангахмада Даминзаде, автором – составителем которого является Саид Рахмон.

Позднее о жизни и творчестве поэта появилась заметка в книге «Пирони кухистони Хатлон» (Мудрецы горного Хатлона) её авторами были Раджаб Асозаде и Хатем Асозаде.

Таким образом, несмотря на то, что были написаны интересные статьи и очерки, посвященные жизни и творчеству поэта, однако развитие традиций и новаторство, а также особенности его поэзии остались вне поля зрения исследователей.

Объектом исследования данной диссертационной работы является жизнь и творческое наследие поэта Соме’ Одиназаде, а также развитие традиций и новаторства в его творчестве. Для решения поставленных задач были привлечены работы таких исследователей, какА. Махмадаминов, А. Абдурахимов, С. Даминзаде, С. Рахмон, Р. Асозада, Х. Асозадаи другие, а также словари, антологии и другие необходимые источники.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование жизни и творчества одного из ярких представителей Кулябского литературного круга Соме’ Одиназаде, развитие традиций и новаторства поэта, особенностей жанрового своеобразия его поэтки, а также места и роли поэта в развитии поэзии в Кулябском регионе. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- выявление социально - политических условий, играющих важную роль в жизни и творчестве поэта;

- глубокий анализ литературного наследия и художественного новаторства поэта;

- выявление жанрового своеобразия творчества поэта;

- изучение особенностей языка и стиля поэта;

- исследование художественных особенностей газелей, рубаи, марсие поэта;

- определение этапов развития творчества поэта;

- выявление двуязычного творчества поэта;

- изучение религиозной поэзии поэта;

- определение места творческой школы поэта и воспитанников этой школы;

Методологической и теоретической базой данного исследования являются работы современных зарубежных и отечественных ученых, связанные с изучением различных аспектов истории жизни и творчества Соме’ Одиназаде. Основополагающими для исследования являются работы специалистов в области истории и теории литературы Д.С.Лихачева, Жирмунского В.М.,Степанова Н.Л., Буслаева Ф., Потебни А., Прокофьева Н.Л., Бертельса Е.Э., Брагинского И.С., Зехни Т., Мирзозода Х., Асозода Х., Шарифова Х. Б., Мусулмониен Р. многих других литературоведов и востоковедов.

Методы исследования. В качестве основных методов диссертационного исследования мы руководствовались сравнительно – историческим принципом литературоведения, в особенности теорией художественного образа, а также типологией жанров и структуры художественного образа.

Научная новизна. Данная диссертационная работа является первым монографическим и всесторонним исследованием о развитии традиций и новаторства в литературном наследии Соме’ Одиназаде. В данном научном исследовании впервые в таком широком аспекте рассматриваются художественно-стилевые особенности творчество поэта.

Источники исследования. Диссертация написана на основе статей, очерков, более 65 источников, в число которых входят очерк «Нур ва зулмот» Рахима А., книга «Дафтари сабз» Махмадаминова А.,Хасанзода С. «Эхёи Када», а также многие другие работы и материалы из личного архива поэта,толковые словари, справочники, антологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования восполняют существующие пробелы в изучении современной таджикской литературы, расширяют представления об особенностях и путях её развития. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны при изучении вопросов поэтики и теории жанров персидско-таджикской литературы, особенно в соответствующих разделах курса «Современная таджикская литература», в чтении спецкурсов по проблемам жанров и образов персидско-таджикской литературы.

Основные положения, выносимые на защиту, состоят из жизнеописания Соме’ Одиназаде, роль газели в творчестве Соме’ Одиназаде; развитие жанра «марсия» в творчестве поэта; этапы развития творчества поэта; место рубаи в творчестве поэта; причины создания двуязычного наследия поэта; религиозное наследие поэта; роль Соме’ Одиназаде в воспитании будущих поэтов; новаторство поэта; темы просвещения, патриотизма, гуманизма, любви и преданности в творчестве поэта.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета («29» июня 2012 г.).

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях, в том числе в журналах «Вестник Таджикского национального университета» (3 статьи) и «Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни (1 статья), рекомендованные ВАК Министерства образования и науки РФ. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Структура диссертации подчинена решению основных целей и задач данного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее разработанности, цель и задачи исследования, обосновывается ее актуальность и научная новизна, приводится краткая характеристика источников научного анализа и определяется теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Жизнь и особенности творческого наследия Соме’ Одиназаде» – состоит из семи разделов, в которых рассматриваются социально – политические условия жизни поэта, прослеживается история становления поэта как творческой личности в современной таджикской литературе, рассматриваются газели, мусамматы, марсие, рубаи и двуязычное творчество поэта.

В первом разделе – «Жизнеописание Соме’ Одиназада» -приводятся подробные сведения о дате рождения поэта, об условиях его жизни, о его любови к книге и о том, как преследовали его отца и как он оказался за пределами своей родины.

ХХ век в истории нашей страны славится своей кровавостью и несправедливым отношением к грамотным и богобоязненным людям. Социально-политические условия жизни не позволяли интеллигенции жить и творить свободно и безбоязненно.

Как только Шариф (так его звали в детстве) узнал, что имя его отца попало в черный список властей, незамедлительно покинул родину вместе со своим дядей. За пределами своей родины, на чужбине будущий поэт брал уроки благочестия и Корана у Пири Аспахо.

Любовь к близким и родным, ностальгия по родимому краю заставили поэта вернуться на родину. Далее молодого поэта ждут неслыханные беды, о которых в данном разделе подробно говорится.

Следует отметить, что 20-е годы ХХ столетия характеризуются особой несправедливостью со стороны властей, в отношении интеллигенции. Давление на научные и культурные кружки привело к их распаду и уничтожению. Постоянно действующие литературные кружки, придерживающиеся классических традиций и обычаев литературы, особенно в более развитых городах, где основное население составляли таджики – в Коканде, Бухаре и Самарканде – были уничтожены. Представители науки и просвещения оставляли свои дома и искали более безопасные пристанища.

А. Рахнамо – таджикский политолог – подчеркивает причины эмиграции интеллигенции из научных и культурных центров и делит их на следующие факторы:

  1. Отцы некоторых из этих представителей были родом из таких регионов, как Куляб, Гиссарская и Каратегинская долина. После распада и исчезновения научных кругов Бухары, Коканда они возвращались на родину своих предков.

  2. Некоторые представители интеллигенции считали горные местности страны более безопасными для своей жизни и недоступными для советских силовых органов.

  3. Другие искали убежище в соседней стране – Афганистане, с дальнейшей перспективой трудоустройства в других исламских государствах.

  4. Другая часть интеллигенции искала убежище в горных местностях по той причине, что простой народ их встречал радушно, с честью и жили они в отдаленных местностях именно для того, чтобы помочь этим людям.1

В Центральной Азии, особенно в бывшей столице таджиков – в Бухаре, а также Самарканде, Ташкенте, Хорезме, Коканде, Фергане, Намангане и других регионах, более тысячи лет духовенство, шейхи и муллы считались уважаемыми людьми и имели огромную власть над обществом. Несмотря на атеистическую агитацию и пропаганду советских властей, по настоящее время вера людей относительно этих почетных представителей общества, остается неизменной.

Далее начинается тяжелая, гнетущая жизнь молодого Мирзо Шарифа. В беседе с журналистом А. Рахимовым поэт удрученно рассказывает следующие факты: «Да, был 1927, через 10 дней после смерти моего отца мне сказали: «Мулло Шариф, беги, твое имя в черном списке. В полном отчаянии вместе с дядей пересекли границу Афганистан».2

В данном разделе приводятся многочисленные факты, относительно конкретных лиц, представителей таджикской интеллигенции, которые подвергались преследованиям, арестам и несправедливым наказаниям, в их числе можно назвать имена выдающихся писателей и поэтов Садриддина Айни, Сайида Зуфархона Джавхари, Саидали Вализаде и других.

Моника Витлок – знаменитый журналист и исследователь – в своей работе «На берегу Аму - Дарьи», говоря о национальном самопознании и интеллектуальном развитии таджикского народа и народов Центральной Азии, отмечает великую заслугу выдающихся представителей таджикской интиллегенции Шарифджона Махдума Садри Зиё, Мухаммаджона Шакури и наиболее важным считает влияние учения Мавлави Хиндустони.3

Соме’ Одиназаде посчастливилось в своей жизни встретиться с Сайид Зуфархоном Джавхари и Мавлави Хиндустони и брать у них уроки благочестия и поэтики.

Жизненный путь поэта в данном разделе делится на шесть этапов:

1. Семь лет пребывания в Афганистане(1920 – 1927);

2. Возвращение на родину(1927 – 1937);

3. Десять лет нахождения в российских тюрьмах (1934 – 1944);

4. Семь счастливых лет участия в литературном кружке Истаравшана и встреча с поэтом Сайид Зуфархоном Джавхари (1944 – 1951);

5. Второй арест и пребывание в узбекских тюрьмах(1951).

6. Счастливая жизнь поэта в период государственной независимости страны.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск