Скачать 52.59 Kb.
|
Открытый урок русского языка с использованием информационных технологий по теме «Сочинение – это тоже текст: от анализа темы, от авторского замысла – к тексту» Думаревская А.В., учитель русского языка МОУ СОШ № 2 г.Неи, Костромской области Обучающая цель урока: сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту Развивающая цель: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны; Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание здорового образа жизни Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ Вид урока: урок-исследование Форма: работа в группах Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал План Содержание этапов урока: 1. Оргмомент 2. Мотивация деятельности 3. Активизация знаний и постановка целей 4. Деятельность учащихся по теме урока 5. Итоги урока 6. Домашнее задание Методы и формы работы: Приветствие Слово учителя Приём мозговой атаки Чтение текста Вл. Солоухина Работа с текстом в группах: организация частично-поисковой деятельности; решение теста; написание чернового варианта сочинения. Рефлексивный анализ Сочинение по прочитанному тексту Ход урока.
-Сегодняшний урок – это еще одна важная ступень на пути овладения мастерством слова. Тема урока зашифрована в цифровом обозначении. Ваша задача – сформулировать тему урока, работать можно в малых группах. 19,16,25,10,15,6,15,10,6 – 31,20,16 20,16,8,6 20,6,12,19,20 : 16,20 1,3,20,16,18,19,12,16,4,16 9,1,14,29,19,13,1 - 12 20,6,12,19,20,21 (Ученик озвучивает тему) – слайд № 1. - Открываем тетради, записываем число, тему урока, а в конце предложения поставьте тот знак, который определит ту задачу, которую вы лично перед собой ставите на этом уроке. ( .) – доказать, что… ( ?) – выяснить, что… ( …)- исследовать, что… - А сейчас давайте сформулируем общую для всех цель нашего урока (Сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту) 3. Мотивация деятельности - Как вы видите, тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. Но не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться» Именно это будет так необходимо в решающий момент. - А сейчас давайте обратимся к эпиграфу : « Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и ,наконец, истинное о вещах понятие…» Н.И.Новиков, 1770г. 1 ряд – объяснить все орфограммы слов в данном высказывании 2 ряд – объяснить пунктограммы 3 ряд – найти стилистически – окрашенную лексику, объяснить ее роль в данном предложении 4. Создание проблемной ситуации. - У вас на столах лежит первая часть того текста, на основе которого, после его анализа, мы будем писать сочинение – рассуждение. Основный элементы структуры сочинения вы видите сейчас на слайде № 2. - Если бы я задала вам провокационный вопрос: « Что бы вы выбрали – прочитать интересный роман художественной литературы или посмотреть на него фильм?» - Вот с мнением известного писателя, публициста Владимира Алексеевича Солоухина на этот счет мы сегодня с вами и познакомимся ( выразительное чтение первой части) 1.Широко распространенное явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. 3.Посмотрит человек такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать само произведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда все уже, вроде, ясно. 4.Преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. 5.Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. 6.Нельзя не отметить и такого немаловажного момента, что, читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. 7.Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом… 5. Эвристическая беседа с опорой на прослушанный текст - Какова тема данного текста? Найдите ключевые слова, раскрывающие тематику. ( чтение, книга, преимущество книги), отсюда следует, что тема данного текста - О чем рассуждает известный писатель, публицист В.Солоухин? ( 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. 3.Посмотрит человек такой фильм, читать само произведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда все уже вроде ясно. )
Школьники не читают произведения литературы, надеясь на знание кинофильма. 2. Над чем задумываешься, читая этот текст?
Проблема может быть сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… Проблема может быть сформулирована двумя способами: 1. Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием:
2. В форме вопроса:
- что же такое комментарий? Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Толковый словарь) - какой следующий аргумент приводит В.Солоухин в защиту преимущества чтения художественных текстов перед просмотром телевизионных кинофильмов? Запишите… - Найдите языковые приемы в 13 предложении, с помощью которых автор подчеркивает свое отношение к сказанному. - Высказываем свое мнение по проблеме - Какое из высказываний вам может помочь в заключении сочинения?
6. Актуализация домашнего задания для создания собственного текста 7. Подведение итогов.
9. Домашнее задание |