Анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы
за 2012 – 2013 учебный год
I.Реализация проблемы МО и школы.
Методическая проблема лицея: «Повышение качества лицейского образования на основе компетентностного подхода в условиях новых образовательных стандартов».
Учитывая методическую проблему лицея и исходя из проблемы, над которой работают учителя методобъединения: «Модернизация филологического образования в условиях физико - математического лицея», учителя русского языка и литературы ставили перед собой задачи, которые решали на протяжении всего учебного 2012 – 2013 учебного года.
1.Изучали и внедряли в образовательный процесс перспективные школьные технологии.
2.Совершенствовали методический уровень в реализации дифференцированного обучения школьников.
3. Организовывали индивидуальные занятия с одаренными и слабоуспе-вающими детьми.
4.Повышали результаты обученности по русскому языку в 9,11классах (с учетом требований к ГИА, ЕГЭ).
5.Начали пополнять видеотеки методического объединения дисками с фильмами к изучаемым художественным произведениям.
6.Создали сайт учителей русского языка и литературы в целях обобщения, накопления и обмена опыта.
7.Продолжили внедрять на практике методику преподавания русского языка и литературы по программе ОС «Школа 2100». Во время учебного года учителя русского языка и литературы неоднократно выступали на заседаниях МО, педсоветах, конференциях, давали открытые уроки, занимались исследовательской деятельностью.
Кокарева Т.В. – руководитель МО – проводила запланированные заседания МО, на которых присутствовали все учителя МО. На протяжении учебного года занималась исследовательской деятельностью: составляла Рабочие тетради «Самостоятельные работы по русскому языку» для учащихся 10 классов. Приняла участие в школьном конкурсе «Учитель – исследователь».
2. Кадикина Е.Е. выступала на МО с докладами на темы: «Формирование учебной мотивации как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе в контексте стандартов общего образования второго поколения», «Роль классного руководителя в становлении личности и коллектива учащихся». 29 марта 2013г. выступала на педсовете с сообщением на тему: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива в 5 классе».
Козлова Ю. Ф. выступала на МО с докладом на тему: «Педагогические средства формирования интеллектуальной образованности учащихся лицея при изучении русского языка и литературы». Принимала участие в школьном семинаре по применению ИКТ на уроках, в рамках которого дала открытый урок на тему: «Повторение изученного о глаголе» в 5Б классе. Приняла участие в школьном и городском конкурсах молодых учителей «Признание».
Кокарева Т. В. и Куренкова Е. Г. приняли участие в городском семинаре – практикуме «Обновление содержания филологического образования» на базе МОУ «Гимназия № 20».
Во время проведения декады русского языка и литературы все учителя давали открытые уроки.
Кокарева Т. В. Урок в 7А классе по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы».
Козлова Ю. Ф. Урок в 5Б классе по теме: «Способы образования глагола».
Кадикина Е. Е. Урок в 5А классе по теме: «Буквы Е, И в корнях с чередованием».
Куренкова Е. Г. Урок в 6Б классе по теме: «Н, НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Урок литературы в 8В классе на тему: «Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».
В ходе творческого отчета учителей были проведены следующие внеклассные мероприятия:
-
1
| Кокарева Т.В.
Кадикина Е. Е.
| 10 А, 10 Б
| Интеллектуальный марафон по русскому языку «Мой родной язык – русский»
| 15 марта
| 2
| Козлова Ю. Ф.
| 5Б
| Викторина по русскому языку «Ума палата».
| арта
|
II. Прохождение учебных программ. Преемственность.
Учителя русского языка и литературы соблюдают преемственность. Поэтому как и учителя начальной школы, так и учителя русского языка и литературы работают по Программе «Школа 2100». Авторами учебников по русскому языку и литературе являются Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.; по литературе - Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.; по риторике –
Ладыженская Т.А. В старшем звене русский язык изучается по учебнику Гольцовой Н. Г., Шамшину И. В. Русский язык: 10 – 11 класс. – М. Русское слово. За 2012 – 2013 учебный год во всех классах по русскому языку, литературе и риторике учебные программы пройдены полностью и освоены учащимися (% успеваемости – 100%). III. Анализ заседаний МО.
На каждом заседании МО учителя выступали с докладами на темы, соответствующие теме педсоветов, анализировались контрольные диктанты за четверти и полугодия, подводились итоги городских и республиканских конкурсов, итоги школьного и муниципального тура олимпиад по русскому языку и литературе, отчитывались по прохождению учебного материала. На каждом заседании МО вёлся протокол. IV. Анализ результатов учебного процесса.
-
Класс
| % качества знаний
| за 2012-13г.
|
| Русский язык
| Литература
| Риторика
| 5А
| 82%
| 96%
| 100%
| 5Б
| 73%
| 96%
| 96%
| 6А
| 81%
| 96%
| 100%
| 6Б
| 75%
| 100%
| 100%
| 7А
| 72%
| 96%
| 100%
| 7Б
| 78%
| 100%
| 100%
| 8А
| 76%
| 95%
| 100%
| 8Б
| 54%
| 81%
| 85%
| 8В
| 78%
| 92%
| 100%
| 9А
| 78%
| 100%
| 100%
| 9Б
| 77%
| 89%
| 93%
| 10А
| 95%
| 95%
| -
| 10Б
| 67%
| 75%
| -
| 11А
| 86%
| 100%
| -
| 11Б
| 92%
| 89%
| -
|
-
Классы
|
Русский язык (% качества знаний)
| Школьн. уровень
| Муницип. уровень
| Республ. уровень
| Среднее
| 5-е
| 67%
| 68%
| -
| 67%
| 6-е
| 69%
| -
| 55%
| 62%
| 7-е
| 60%
| -
| -
| 60%
| 8-е
| 61%
| -
| -
| 61%
| 9-е
| 67%
| 72%
| 75%
| 71%
| 10-е
| 55%
| 58%
| -
| 57%
| 11-е
| 61%
| 55%
| 65%
| 60%
|
Результаты итоговой аттестации
за 2012 – 2013 учебный год
Русский язык
№.
| Ф. И. О. учителя
| Класс
| Количество
выпускников
| Средний балл
| 1.
| Кадикина Е. Е.
| 9А
| 28
| 4,5
| 2.
| Куренкова Е. Г.
| 9Б
| 27
| 4,4
| 3.
| Кокарева Т. В.
| 11А
| 21
| 61%
| 4.
| Куренкова Е. Г.
| 11Б
| 27
| 75%
| V. Анализ внеурочной деятельности. На протяжении всего 2012 – 2013 учебного года учителя русского языка и литературы проводили занятия с одарёнными детьми, готовя их к олимпиадам по своим предметам, к различным видам конкурсов и сочинений. Результаты участия в олимпиадах Муниципального уровня
г. о. Саранск по русскому языку и литературе. 2012-2013 учебный год
Ф. И. О. учащегося
| Класс
| Место
| Ф. И. О. учителя
|
Русский язык
| Маслов М.
| 7 класс
| призёр
| Кокарева Т.В.
| Базеева И.
| 8 класс
| победитель
| Куренкова Е.Г.
| Константинова А.
| 9 класс
| участие
| Куренкова Е. Г.
| Циркина Э.
| 10 класс
| участие
| Кадикина Е. Е.
| Котлова Е.
| 11 класс
| призёр
| Куренкова Е. Г.
|
Литература
| Морозова Е.
| 7 класс
| участие
| Кокарева Т. В.
| Паршутина А.
| 8 класс
| призёр
| Куренкова Е. Г.
| Цукарев А.
| 9 класс
| участие
| Куренкова Е. Г.
| Циркина Э.
| 10 класс
| участие
| Кадикина Е. Е.
| Манёрова Ю.
| 11 класс
| участие
| Куренкова Е. Г.
| Зотова А.
| 11 класс
| участие
| Кокарева Т. В.
|
Результаты участия в олимпиадах Республиканского уровня
г. о. Саранск по русскому языку. 2012-2013 учебный год
Ф. И. О. учащегося
| Класс
| Место
| Ф. И. О. учителя
|
Русский язык
| Циркина Э.
| 10 класс
| участие
| Кадикина Е. Е.
| Котлова Е.
| 11 класс
| призёр
| Куренкова Е. Г.
|
Результаты участия в конкурсах сочинений и творческих работ.
2012 – 2013 учебный год
-
Название конкурса
| Ф. И. учащегося
| Класс
| Место
| Ф. И. О. учителя
| Республиканский конкурс литературных работ «Искусство слова»
| Башкиров Данил
| 7Б
| Победитель
| Кокарева Т. В.
| Ермаков Александр
| 6А
| Участие
| Козлова Ю. Ф.
| Орехова Анна
| 6А
| Участие
| Козлова Ю. Ф.
| Фролова Ангелина
| 6Б
| Участие
| Куренкова Е. Г.
| Городской конкурс сочинений, стихов «Любите ли вы театр?»
| Щуркова Ольга
| 10А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Секаев Тимур
| 8А
| Участие
| Козлова Ю. Ф.
| Кочкин Артём
| 5Б
| Участие
| Козлова Ю. Ф.
| Рогова Дарья
| 10Б
| Победитель
| Кадикина Е. Е.
| Городской конкурс сочинений «Я и моя профессия»
| Зотова Анастасия
| 11А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Петров Сергей
| 11А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Попова Ксения
| 9А
| Поощрение
| Кадикина Е. Е.
| Константинова Дарья
| 9А
| Участие
| Кадикина Е. Е.
| Республиканский конкурс сочинений, посвящённый 291-й годовщине образования прокуратуры России.
| Зотова Анастасия
| 11А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Заренкова Наталья
| 11А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Равилов Рустам
| 11А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Файзуллова Зульфия
| 11А
| Участие
| Кокарева Т. В.
| Трясоумов Владимир
| 11Б
| 3-е место
| Куренкова Е. Г.
| Пустынина Дарья
| 11Б
| Участие
| Куренкова Е. Г.
| Теплухов Дмитрий
| 11Б
| Участие
| Куренкова Е. Г.
| Республиканский конкурс сочинений «Если бы я был следователем»
| Барычев Владислав
| 10Б
| Участие
| Кадикина Е. Е.
| Городской конкурс сочинений «Если бы я был депутатом»
| Купцов Алексей
| 10А
|
| Кокарева Т. В.
| Щуркова Ольга
| 10А
|
| Кокарева Т. В.
| Циркина Эвелина
| 10Б
|
| Кадикина Е. Е.
| Курнев Алексей
| 10Б
|
| Кадикина Е. Е.
| Городской конкурс юных чтецов «Живая классика»
| Лабанов Илья
| 6Б
| Участие
| Куренкова Е. Г.
| Фролова Ангелина
| 6Б
| 2-е место
| Куренкова Е. Г.
| Сергачёв Андрей
| 6А
| Участие
| Козлова Ю. Ф.
| Ершов Дмитрий
| 5А
| Участие
| Кадикина Е. Е.
|
VI. Анализ тиражирования педагогического опыта учителей.
-
Ф. И. О. учителя
| Открытые уроки
| школа
| город
| республика
| Кокарева Т. В.
| 7А Урок русского языка на тему: «Сочинительные и подчинительные союзы»
10А, Б Урок русского языка на тему: Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский»
| -
| -
| Козлова Ю. Ф.
| 5Б Урок русского языка на тему: «Способы образования глагола».
5Б урок русского языка «Повторение изученного о глаголе» с применением интерактивной доски.
| -
| -
| Кадикина Е. Е.
| 5А Урок русского языка на тему: «Буквы Е, И в корнях с чередованием».
10А, Б Урок русского языка на тему: Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский»
| -
| -
| Куренкова Е. Г.
| 6 Б Урок русского языка на тему: «Н, НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
8В Урок литературы на тему:
«Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».
| -
| -
|
-
Ф. И. О. учителя
| Выступления (школа)
| МО
| Педсовет
| кафедра
| Кокарева Т. В.
| «Подведение итогов 2011 – 2012 уч. г. И перспективы учебной работы МО учителей русского языка и литературы в контексте стандартов общего образования второго поколения».
| -
| -
| Козлова Ю. Ф.
| «Педагогические средства формирования интеллектуальной образованности учащихся лицея при изучении русского языка и литературы».
| -
| -
| Кадикина Е. Е.
| 1.«Формирование учебной мотивации как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе в контексте стандартов общего образования второго поколения».
2.«Формирование классного коллектива – первостепенная задача классного руководителя в начале адаптационного периода в жизни пятиклассника».
| «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива в 5 классе».
| -
| Куренкова Е. Г.
| -
| -
| -
|
-
Ф. И. О. учителя
| Доклады
| город
| республика
| Кокарева Т. В.
| -
| Участие в Межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ «Русский язык как государственный язык полиэтнического и поликультурного региона» 22 – 24 мая 2013 года.
Тема доклада: «Проблемы анализа поэтического текста на уроках литературы в старших классах (на примере стихотворения М. И. Цветаевой «Попытка ревности»)
| Козлова Ю. Ф.
| -
| 1.Заочное участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Традиционные и инновационные подходы к преподаванию русского языка в поликультурном коммуникативном пространстве» 29 – 30 ноября 2012 года.
2. Участие в Межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ «Русский язык как государственный язык полиэтнического и поликультурного региона» 22 – 24 мая 2013 года.
| Кадикина Е. Е.
| -
| Участие в Межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ «Русский язык как государственный язык полиэтнического и поликультурного региона» 22 – 24 мая 2013 года. Тема доклада: «Проблемы анализа прозаического текста (на примере повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»).
| Куренкова Е. Г.
| -
| -
|
VII. Публикации. 1. Куренкова Е. Г. Реализация личностно ориентированного подхода в УМК «Русский язык» образовательной системы «Школа 2100». (В журнале «Интеграция образования», № 3, 2012 г.)
2. Козлова Ю. Ф. Жанры презентации авторской речи в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся. (В сб-ке Традиционные и инновационные подходы к преподаванию филологических дисциплин в поликультурном пространстве: сб. материалов 3 Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (29-30 ноября 2012г, г. Саранск) / под науч. рук. Н.А. Беловой; ред. колл.: Н. А. Белова, Е. А. Кашкарева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 330 с.)
VIII. Участие в профессиональных конкурсах. Козлова Ю. Ф. приняла участие в городском педагогическом марафоне «Признание» среди молодых учителей.
IX. Наставничество. На весь 2012- 2013 учебный год был разработан план работы с молодым специалистом Козловой Ю. Ф.. Была оказана помощь в составлении календарно – тематического планирования. Учителя посещали уроки Юлии Фатиховны, отмечали положительные и отрицательные моменты, делились опытом. Юлия Фатиховна также посещала уроки своих коллег, наравне со всеми давала открытые уроки и мероприятия, что позволило ей повысить свой профессиональный уровень, приобрести определённый методический опыт.
Х. Сотрудничество с ВУЗами, общественными организациями. 1. Козлова Ю. Ф. приняла заочное участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Традиционные и инновационные подходы к преподаванию русского языка в поликультурном коммуникативном пространстве» 29 – 30 ноября 2012 года.
2. Кокарева Т. В., Кадикина Е. Е., Козлова Ю. Ф. приняли участие в Межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ «Русский язык как государственный язык полиэтнического и поликультурного региона» 22 – 24 мая 2013 года.
XI.Общественно – педагогическая деятельность учителей.
1. Кадикина Е. Е. является членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе, по русскому языку. Принимала участие в заседании апелляционной комиссии муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе. Член территориальной предметной комиссии по русскому языку при проведении ГИА – 9 в Республике Мордовия в 2012 – 2013 учебном году.
2. Кокарева Т. В. является членом предметной комиссии в проведении мониторинговых работ по русскому языку для претендентов на награждение золотыми и серебряными медалями.
3. Куренкова Е. Г. Является членом жюри по проверке экзаменационных работ в традиционной форме (в щадящем режиме) в 11-х классах.
XII.Пополнение дидактического материала, техническая оснащённость кабинетов.
1. Кокарева Т. В., Куренкова Е. Г., Кадикина Е. Е. на протяжении учебного года разработали тестовые варианты ГИА, ЕГЭ, по которым готовили учащихся к сдаче экзаменов, проводили пробные ГИА и ЕГЭ.
2. Каждый кабинет оснащён компьютером. В кабинете № 25 (Кадикина Е. Е.) есть документ – камера, проектор.
XIII. Выводы. Рекомендации. 1.Работу МО учителей русского языка и литературы можно признать удовлетворительной.
2. В 2013 – 2014 учебном году продолжить работу над проблемой МО учителей русского языка и литературы, выполнять намеченные задачи.
3. Внедрять в учебный процесс ИКТ-технологии.
4. Продолжить разрабатывать дидактические, тестовые материалы для учащихся 9 – 11 классов для повышения результатов обученности по русскому языку в 9 – 11классах (с учетом требований к ГИА, ЕГЭ). |