Скачать 98.78 Kb.
|
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование:
Предварительная подготовка:
Ход урока I.Слово учителя. На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (речь пойдет о придаточных обстоятельственных) - Совершенно верно! Мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение определять придаточные в составе СПП. Но прежде вспомним изученное. (Запись в тетради числа). II. Повторение изученного.
-Расставьте ударение в словах, записанных на доске. Договор, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, облегчить. (Проверка по цепочке). -Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь. Повторение теоретических сведений о придаточных определительных и изъяснительных. -А сейчас проверим ваши знания о придаточных определительных и придаточных изъяснительных при помощи уже знакомой вам презентации. Для начала давайте напомним себе, каково лексическое значение слова презентация. Презентация– 1.официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2.Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи. Слайд 2 -Нас интересует, конечно, первое значение слова. Итак, приступаем. - Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? - Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? - На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? (3слайд) - Расскажите о СПП с придаточными определительными. (4слайд) - Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. (5 слайд) - Хорошо, теорию вы знаете неплохо. Фронтальный опрос – графический диктант. А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях. Слайд 6 1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное). 2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное). 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное). 4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное). 5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение). 6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное). -А теперь запишем следующее предложение и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор. Слайд 7 7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли, которые долго висели на каждой иголочке. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.) - Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении. Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места). -Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия). Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении . слайд 8 - Итак, переходим к изучению нового материала. (Запись темы в тетради). III. Изучение нового материала. Упражнение 124 страница 57 Рассмотрим таблицу. Заполнение схемы. Как видно из приведенных примеров, большинство придаточных обстоятельственных присоединяются союзами ко всему главному предложению. И только немногие, например, придаточные места, образа действия и степени, присоединяются союзными словами. Обычно в таких случаях союзным словам в придаточном предложении соответствуют указательные слова в главном, например: так - как, столько – сколько, настолько – насколько, туда – куда, оттуда – откуда. Многие обстоятельственные придаточные предложения присоединяются ко всему главному составными союзами потому что, оттого что, с тех пор как, для того чтобы и др. В этом случае запятая ставится перед составным союзом. Сравните:
Если составной союз стоит в начале сложного предложения, то запятая ставится только после придаточного предложения. Например: С тех пор как мы расстались, прошло пять лет. -Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные? -Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам). IV. Закрепление новой темы. Упражнение 125 страница 59 (совместно у доски) -Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта. Работа в группах 1.Распределительно-цифровой диктант. Задание: на карточках у вас даны предложения. Нужно записать в 2 столбика номера предложений:
1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным). 2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение). 3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал его голос. (С придаточным времени). 4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.) 5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. (С придаточным цели). 6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.) 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места). 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.) 9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины). 10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.) -Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений. -На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ). Ключ: сложноподч. предл. простые предл. 1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10 -А сейчас попробуем опровергнуть известную пословицу «Один в поле не воин» через индивидуальную работу по карточкам. Индивидуальная работа по карточкам. Задание: определить тип придаточного предложения. Тест 24. Вариант 13
Тест 24. Вариант 14
Тест 24. Вариант 15
Тест 24. Вариант 16
Тест 24. Вариант 17
Ответы: Вариант 13 1 – уступки, 2 – следствия, 3 – сравнения, 4 – условия Вариант 14 1 – уступки, 2 – следствия, 3 – условия, 4 – времени Вариант 15 1 – уступки, 2 – условия, 3 – следствия, 4 – причины Вариант 16 1 – цели, 2 – условия, 3 – уступки, 4 – времени Вариант 17 1 – цели, 2 – места, 3 – времени, 4 – причины V. Подведение итогов урока. Вопросы ученикам:
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок. VI. Домашнее задание: п.12, с.57-59, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов. Выставление оценок.
|