Трубникова О.И., учитель МОУ СОШ№34, г.Воронеж Интегрированный урок (литературное чтение + Intel)
По теме А.П. Чехов «Мальчики»
Карта. Работа с редактором Draw. Цели урока:
Обучающие - способствовать обретению умения учащимися анализировать художественный текст, уметь оценивать поступки героев, делать вывод из прочитанного; дать представление о карте местности, продолжить отработку навыка работы с редактором Draw;
Развивающие – способствовать развитию у учащихся творческого, критического мышления, умения анализировать, совершенствовать интеллектуальные умения излагать свои мысли;
Воспитательные – пробуждать интерес к чтению художественной литературы, воспитывать нравственные качества, способствовать воспитанию умения общаться, слушать других, высказывать свои мысли.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова.4кл., ПК-места учеников, карты.
Микроцель
| Содержание занятия
| Формы организации
| Снятие эмоционального напряжения.
| Организационный момент.
Игра: «Австралийский дождь»
Участники стоят в кругу. Первый участник начинает движение, его подхватывает второй, третий и т.д. (Трут ладони друг об друга, щелкают пальцами, бьют кулаком в грудь, топают ногами, бьют по коленям)
| фронтальная
| Дать представление о картах местности.
| II. Знакомство с картой.
- Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие?
- Если да, то куда?
- А что нужно иметь путешественнику, чтобы не потеряться? Как вы найдете дорогу туда, куда хотите попасть?
Потеряться очень просто, особенно если вы находитесь в незнаковом месте.
- Чем может воспользоваться человек, если он потерялся?
Некоторые будет спрашивать дорогу у прохожих, другие обратятся за помощью к карте?
- Ребята, а как выглядит карта? Как информация обычно размещена на карте?
Карта представляет собой лист бумаги, на котором точно и подробно с помощью условных знаков изображена местность в уменьшенном виде. Карты служат лучшим путеводителем на незнакомой местности.
Сегодня на уроке мы буде создавать карту. А для кого она будет предназначена, и какая местность будет на ней изображена, мы узнаем чуть- чуть позже.
| фронтальная
| Исследовать проблему, проанализировать ее и сделать вывод.
| III. Работа с художественным произведением.
1. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Антона Павловича Чехова, и на дом вам было задано прочитать рассказ «Мальчики».
2. Первичное восприятие текста.
- Почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?
- Куда же хотели сбежать мальчики?
- Что взволновало вас при чтении рассказа?
3. Словарная – лексическая работа.
Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значение.
Башлык - это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - суконный капюшон с длинными концами.
Розвальни – сани.
Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий, Иисус Христос.
Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев.
Бизон – животное.
Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.
Пампасы - это название южноамериканских равнинных травянистых степей.
Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.
Термиты – насекомые.
Москиты – насекомые.
4. Работа над содержанием произведения.
- Откуда приехали мальчики?
- Что вы можете сказать о семье Королевых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.
- Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясните.
- Что заметили сестры?
- Куда собирались сбежать мальчики?
- Какие подвиги они хотели совершить?
- В конце и в начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьей. Чем эти встречи отличаются и чем похожи?
5. Составление словесного портрета главных героев.
- Как вы относитесь к мальчикам?
- А какие они, как вы их себе представляете? Опишите их.
Ребята, а теперь давайте пофантазируем. Давайте представим, что Володя и Чечевицын – ваши друзья, и они решили приехать к вам в гости. Но для того чтобы им не заблудиться, нарисуем карту нашей местности, которая покажет как добраться до вашего дома.
| Фронтальная
| Повысить навыки умения работы на компьютере.
| IV. Создание карты. (работа по алгоритму).
Деление на пары.
Изготовление эскизов карты своей местности.
Проверка эскизов.
Создание карты на «ПК», с помощью редактора Draw.
Проверка карт.
Обсуждение сделанной работы.
| Микрогруппа
| Выявить основную мысль произведения
| V. Рефлексия.
- Чему учит нас рассказ А. П.Чехова «Мальчики»?
- Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
| фронтальная
|
| VI. Домашнее задание.
Подготовить пересказ понравившегося эпизода.
|
| |