МОУ Бурбашская средняя школа Балтасинского района Республики Татарстан
Урок литературы в 5 классе на тему:
«Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия»
Выполнила: Шарифуллина Г.М.,
учитель I категории
2011 год
Тема: Юмористический и сатирический талан А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».
Цели урока: Знакомство с биографией А.П.Чехова. развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира», развитие речи учащихся.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, книги А.П.Чехова, иллюстрации к рассказам.
I Беседа по домашнему заданию.
-знаком ли вам писатель А.П.Чехов? Что вам известно?
-какие рассказы А.П.Чехова вам известны?
-о ком идет речь в рассказе «Ванька»? Что с ним случилось?
-о ком идет речь в рассказе «Мальчики»? Какое приключение с ними произошло?
II. Слово учителя. Мы сегодня продолжаем изучать рассказы А.П.Чехова. Сначала познакомимся с писателем. Узнаем, где он родился, в какой семье, как стал писателем. Послушаем рассказ вашего одноклассника о Чехове ( рассказ ведется показом слайдов).
Беседа по вопросам:
-Чем увлекался в юности Чехов?
-Какое образование получил?
-Кем стали братья и сестры Чехова?
-Какими псевдонимами подписывал А.П.Чехов свои первые рассказы? Словарная работа: псевдоним – литературное имя писателя,
Юмор – дружеский, добрый смех
Сатира – злой, гневный смех
III. Работа с текстом рассказа
Чтение учителем рассказа.
Беседа по вопросам:
-какова история сюжета?
-кто является главным героем?
-о чем говорят фамилия и портрет Курятина?
-как выглядит пациент, как он ведет себя?
-как характеризует героев их речь?
-почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
- что общего между этими двумя героями?
- над чем смеется автор в рассказе?
3.Работа в группах. Чтение по ролям по три человека.
4. Язык рассказа. Работа над заданиями раздела «Будьте внимательны к слову» (стр. 237 учебника-хрестоматии)
5.Рассказ учителя о поездке А.П.Чехова на Сахалин.
Чехов задумал путешествие для того, чтобы написать книгу о русской каторге. В Путешествии на каторжный Сахалин Чехов был человеком подвига и ясно осознанной цели, это путешествие явилось вершиной его литературно-общественной деятельности. «Я вставал день в пять часов утра, ложился поздно…Я объездил всепоселения. Заходил все избы и говорил с каждым…мною записано уже около 10000 человек. Другими словами, на Сахалине нет ни одного каторжника или поселенца, который не разговаривал бы со мной» ( Из письма А,С.Суворину, 11 сентября 1890 года)
5. Обмен читательскими впечатлениями. Понравился ли рассказ? Захотелось ли почитать рассказы А.П.Чехова?
Домашнее задание.
Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» |