Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 346.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации28.02.2014
Размер346.53 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Литература > Задача
  1   2   3   4   5



Булышева Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы
d:\разное\моё фото.jpg
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»

(структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми»)
Адрес учебного заведения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, 37а


Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка.
(из опыта работы)

Сыктывкар, 2012


Содержание.




I. Задача обучения грамотности письма – одна из основных задач уроков русского языка. 2

II. Методика обучения грамотности. 3

1.Сознательное усвоение теории и применение её на практике. 3

2.Привитие навыков правописания безударных гласных в корнях слова. 6

3.Уроки развития речи. 17

4.Работа над словами с непроверяемыми гласными и согласными. 20

5.Подбор дидактического материала. 22

6.Работа с наречиями. 31

7.Система орфографических упражнений. 33

8.Другие приёмы повышения грамотности учащихся. 34

9.Значение работы над ошибками. 36

III.Обучение грамотности учащихся – забота всех учителей школы. 37



I. Задача обучения грамотности письма – одна из основных задач уроков русского языка.



Основные задачи урока русского языка – это формирование навыков грамотного письма, развитие письменной и устной речи учащихся и задача воспитания средствами предмета. Из них задача формирования автоматических навыков грамотного письма – наиважнейшая. Проблема повышения грамотности всегда волновала, волнует и будет волновать учителей-словесников.

Предлагаемая методика работы над повышением грамотности учащихся – плод долгих наблюдений и размышлений, обобщения опыта многих словесников, проверенная на практике в течение многих лет работы в школе.

II. Методика обучения грамотности.




1.Сознательное усвоение теории и применение её на практике.



Научить грамотно писать – значит научить орфографической и пунктуационной зоркости, научить видеть в словах и предложениях самые разные орфограммы и пунктограммы: орфограммы-буквы, орфограммы-пробелы, орфограммы-дефисы, слитные написания (контакты), орфограммы-большие буквы и другие. Причём нужно добиваться, чтобы учащиеся умели не только зрительно их видеть, но и улавливать на слух, особенно это касается пунктограмм.

Как же добиваться грамотности учащихся?

Рассматривая вопрос, надо ли стремиться к тому, чтобы орфография усваивалась только механически или только сознательно, следует сделать вывод, что нужно использовать и тот, и другой приём в их гармоническом сочетании. Включая сознание учащихся, учитель повышает производительность запоминания приблизительно на 20% - об этом свидетельствуют исследования психологов. А опираясь на механическое усвоение учащимися правил орфографии, он устраняет возможность появления ошибок, связанных с попыткой обучаемых логически примирить противоречия между этимологией, историей и фонетикой, которые нашли своё отражение в правописании, что, безусловно, им не под силу.

«Всякое механическое усвоение становится автоматическим; как всякое автоматическое усвоение, оно отличается прочностью, долговременностью, безошибочностью…большинство наших ошибок происходит скорее от разума, чем от непосредственных привычных движений. Попробуйте быстро сбежать с привычной для вас лестницы, думая о том, чтобы не оступиться, и вы непременно оступитесь; бегите по ней вниз, думая о чём угодно, только не о лестнице, и вы отчётливо и безошибочно выполните всю нужную работу для спуска к выходу», - писал учёный-лингвист начала ХХ века А.Д. Алфёров в книге «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (Москва, 1911 год).

Итак, с учётом этих двух принципов, положенных в основу усвоения правописания – сознательного и механического, методика формирования у учащихся прочных навыков грамотного письма следующая:

1.Сознательное усвоение теории (правил орфографии и пунктуации). Учащиеся должны безусловно знать основы лингвистической теории и все правила правописания. Без знания теории невозможна практика. Все

формулировки и правила учащиеся должны знать наизусть, ибо от прочных знаний идёт всё. Всё, что выучено в детстве, запоминается на всю жизнь: правила, примеры, цитаты, стихи и так далее.

Но прежде чем заучивать правило, нужно его хорошо понять, а значит учитель должен его разъяснить. Не следует сводить правило к орфограмме. Объяснить – значит растолковать: почему именно в такой последовательности стоят части правила. Например:

После шипящих на конце существительных III склонения пишется Ь знак.

I II III

Сначала учащиеся должны увидеть слово на шипящий; во-вторых, должен определить часть речи – существительное, в-третьих, определить склонение – III склонение. И если это слово на шипящий, существительное III склонения, то написать Ь знак. Таким образом, прослеживается алгоритм.

При объяснении правила важно обращение к термину. Например, обособленные члены – от слова «особый», находящиеся на особом положении, особо произносимые голосом. Послушайте, обратите внимание на интонацию, как голосом выделяются эти члены.

Как добиться, чтобы каждый ученик хорошо знал правила? Здесь поможет система взаимоопросов, зачётов, работа консультантов, работа в парах. В моей практике хороший результат давал зачёт, принимаемый учащимися старших классов у более младших школьников. Так или иначе, но каждый ученик каждое правило должен быть спрошен, и не один раз.

2.Следующий этап – научить применять хорошо усвоенное правило, постепенно добиваясь перехода от сознательного применения к автоматизму. Нужна длительная тренировка: письмо, письмо и ещё раз письмо с одновременным обозначением орфограмм и пунктограмм. Обозначая их, мы и учим учащихся орфографической и пунктуационной зоркости. Нужно учить обучаемых тому, чтобы они делали всё одновременно: и обозначали, и объясняли, так как это не что иное, как краткое проговаривание правил. Например, словарный диктант с обозначением орфограмм:

Приползти (прибл.), цирк, шорох (искл.), шёпот, бесшумно, не было, свечой, сучок, помощь (3 скл.), задач (не 3 скл.), улыбаешься (2 л.,, ед.ч.), увеличь (повел. н.), не глядя, кожаный, светло-серый (цвет), железнодорожный (из подчинительного словосочетания), безыскусный (искусный).

Ребята проговаривают правила и обозначают орфограммы.

Выполняя различные виды упражнений, иногда следует требовать обозначения только изученной орфограммы, а иногда всех.

Для выработки орфографической зоркости хорошо помогают распределительные словарные диктанты, где учащиеся на слух различают 5-6 орфограмм, разнося слова в соответствии с ними в разные столбики и объясняя. Например, правописание О-Е(Ё) после шипящих и Ц в разных

морфемах: в корне, в суффиксах существительных и прилагательных, в окончании существительных и прилагательных, в окончаниях глаголов

I спряжения, в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, в суффиксах наречий. К доске вызываются 6 учащихся, и каждый записывает, обозначает и объясняет слова на одну из орфограмм, указанную учителем. Ребята на местах распределяют все слова по орфограммам и обозначают их. Такие распределительные диктанты на несколько однотипных орфограмм очень удобны для повторения и обобщения материала, и в практике моей работы давали хорошие результаты. Их можно проводить по многим темам, например: Ь знак после шипящих в словах разных частей речи; дефис в словах разных частей речи; Н и НН в словах разных частей речи и так далее.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск