Скачать 65.82 Kb.
|
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка» Тема моего мастер-класса: «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка» В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать некоторые методические приемы этой технологии, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на уроках русского языка, но и на других занятиях. Сегодня нам предстоит работа в группах (5 групп). Урок русского языка в 8 классе по теме: «Виды односоставных предложений» Цель урока: познакомить учащихся с видами односоставных предложений, способами выражения грамматической основы в них; формировать умение отличать виды односоставных предложений друг от друга; развивать мышление, речь, грамотность, умение самостоятельно искать решение; воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, взаимовыручки. Ход урока Ι. Орг. момент. Стадия – вызов Стадию Вызов удобнее применять в начале актуализации знаний, т.к. данный прием позволяет:
На этой стадии ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. ΙΙ. Формулирование цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте цель урока.) Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотели бы ещё узнать или чему хотите научиться.
ΙΙΙ. Повторение изученного. Языковая разминка. Цель языковой разминки – обеспечить регулярное повторение и обработку основных учебно-языковых и правописных умений и навыков, приучить учащихся самостоятельно размышлять, рассуждать, логически мыслить. Подбираю материал так, чтобы на основе его изучать новую тему. Задание: записать текст под диктовку, графически объяснить пунктограммы, выделить грамматическую основу в каждом предложении. И медведя сильней. Люблю природу и животных. Всегда рассказываю истории, связанные с ними. Вот такая история. Послушайте. Едем в парк на Аляске. По пути услышали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги. Волки окружили медведя, который настиг оленя и пировал. Волки отняли у медведя добычу. Жалко ветвистого оленя. Слезами горю не поможешь. Животные, к сожалению, не действуют по такому принципу: слабых защищай, в обиду не давай. ΙV. Вопросы к классу.
Стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
В результате работы ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, обучаемый учится самостоятельно и активно работать. V. Составление кластера. Односоставные предложения С главным членом подлежащим С главным членом сказуемым Рассмотрите таблицу, назовите виды односоставных предложений. Продолжите составление кластера. Кластер VΙ. Работа в группах. Учащиеся разделены на 5 групп. Каждая группа получает алгоритм, следуя которому готовит сообщение о виде односоставного предложения. Свои наблюдения каждая группа заносит в таблицу.
Каждая группа получает задание и свои наблюдения отражает в таблице.
Задания для групп. 1 группа. Назывные предложения. (Зима. Вот и снег. Пять часов. Сильный мороз!)
2 группа. Определённо-личные предложения. (-Ну, как живёшь? - поинтересовался Вася. -Учусь, - ответил Петя. -Утром встаём в 7 часов. Делаем зарядку. -Читайте больше!)
3 группа. Неопределённо-личные предложения. (В посёлке строят (построили, будут строить) новую школу. Дорожки в посёлке посыпали галькой. Её привезли с моря.
4 группа. Обобщённо-личные предложения. (Слезами горю не поможешь. Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают). 1) В записанных предложениях, тексте найдите предложения, которые имеют значение обобщённого лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом. Действие в них можно соотнести со всеми лицами. 2) Определите форму глагола-сказуемого 5 группа. Безличные предложения. (Светает. Приятно пахнет черёмухой. Мне не спится. Быть грозе! На улице тихо. Ветра нет. Мне грустно.)
VΙΙ. Выступления групп. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив тему, члены группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации другим группам. Представитель от каждой группы выходит к доске, рассказывает об одном из видов односоставного предложения, заполняет таблицу. Остальные обучающиеся составляют таблицу в тетрадях. В конце работы создаётся общая таблица - схема. VΙΙ. Составление сводной таблицы (учащиеся фиксируют материал) Стадия – рефлексия. Здесь основным является:
VΙΙΙ. Работа с теоретическим материалом учебника. Приём активного чтения. Дополнение таблицы, внесение изменений. ΙX. Закрепление изученного материала. а) Найти в записанном тексте односоставные предложения, пользуясь таблицей, определить их вид. X. Обобщение изученного. Вернитесь к тому, что вы знали в начале урока. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Что узнали нового? Составление таблицы ЗХУ. XΙ. Домашнее задание. Индивидуальное дифференцированное домашнее задание
|