Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 408.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации28.02.2014
Размер408.63 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3


Министерство социальной защиты населения Удмуртской республики

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Сарапульский колледж для инвалидов

Утверждаю

зам. директора по УР

Сарапульский

колледж для инвалидов

___________Г.А. Саламатова

«____»___________20___г.

Рассмотрено

На заседании цикловой методической

комиссии радиотехнического

отделения

Председатель цикловой комиссии

___________А.Ф. Счастливцев

«_____»__________20___г.

Методическое пособие

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык»

для профессии 151903.02 Слесарь

Разработал

преподаватель

__________Г.Н. Юхнин
Сарапул, 2011 г.

Юхнин Г.Н. Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык» для профессии 151903.02 Слесарь. Сарапульский колледж для инвалидов, 2011 г. - 24 с.

Аннотация

Данное методическое пособие является результатом многолетней практики преподавания русского языка и содержит дидактический материал, который помогает в комплексе повторить теорию языка и выработать орфографические и пунктуационные навыки и умения. Пособие дает возможность варьировать задания, применяя их в конкретной ситуации урока с учетом уровня подготовленности обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение. Повторение грамматики как необходимое условие овладения орфографическими нормами……………………………………………………………….4

  2. Основная часть…………………………………………………………………………........6




  1. Упражнения для повторения темы «Фонетика»………………………………………….6

  2. Упражнения для повторения темы «Состав слова»…………………………………........9

  3. Упражнения для повторения темы «Имя существительное»……………………….......12

  4. Упражнения для повторения темы «Имя прилагательное»……………………………..14

  5. Упражнения для повторения темы «Местоимение»……………………………………..17

  6. Упражнения для повторения темы «Глагол»…………………………………………….18

  7. Упражнения для повторения темы «Причастие и деепричастие»……………………...20

  1. Заключение. Значение изучения и повторения теории языка для
    лучшего усвоения орфографических норм…………………………………………………...23

  2. Список использованной литературы………………………………………………………24


1. Введение

Главной задачей современной системы профессионального образования является подготовка грамотного, конкурентоспособного специалиста, обладающего большим запасом знаний и навыков и умением применять эти навыки в жизни.

По-настоящему развитый, образованный человек должен обладать развитой устной и письменной речью. Первая задача преподавателя-словесника — научить студентов самостоятельно и грамотно излагать в письменной форме свои мысли. Орфографическая грамотность имеет очень большое значение: она является необходимым условием общей грамотности. Вопрос об упражнениях по орфографии приобретает особую остроту. Необходимо подчинить изучение теории языковой практике. Упражнения и задания по грамматике и орфографии должны быть для студентов своего рода загадками, требующими активной работы мысли.

Нужно выработать у учащихся способность писать вполне грамотно и в то же время самостоятельно, подготовить их к такому письму, при котором орфография не отвлекала бы от содержания, а содержание не отвлекало бы от орфографии, к письму, при котором навык писать без ошибок и умение выражать свои мысли, правильно связывая слова в предложении. Должны быть органически слиты в едином акте.

Орфография, являясь графической формой письменной речи, тесно связана с языком, отражает его закономерности.

Если справедливо утверждать, что уроки грамматики всегда в какой-то мере являются уроками развития речи, то это же самое можно сказать и про занятия по орфографии.

Как известно, морфологический принцип является ведущим. Согласно морфологическому принципу орфографии одни и те же значимые части слова, хотя бы они и произносились различно, обозначаются одинаково. Поэтому одни орфограммы, передающие звуки орфографически сомнительно (в результате позиционных изменений звуков в речевом потоке), в подавляющем большинстве случаев могут быть проверены сведением их к другим орфограммам, орфографически несомненным (например, безударные гласные в корне - к согласным ударным: река - реки).

Грамматический анализ, имеющий целью вскрыть общие признаки проверяемых и проверяющих орфограмм, подбор аналогичных и опорных слов при изучении орфограмм, определяемых составом слова, - все это имеет здесь решающее значение. Отсюда возникает необходимость организации разнообразных упражнений, служащих одновременно и целям обучения орфографии, и целям развития речи.

В русской орфографии много написаний условных, традиционных, которые нельзя доказать ссылкой на аналогичные, ясные из произношения случаи.

Их можно только запомнить. Несмотря на это, и при изучении традиционных написаний могут иметь место упражнения творческого характера.

Например, безударную гласную в словах «ветеринар», «виадук» можно усвоить, связав её с правильным зрительным образом слова, со значением слова в целом. Если слово непонятно студентам, чуждо их словоупотреблению, то и усвоение его правописания будет чрезвычайно затруднено. Поэтому при изучении традиционных написаний необходимы орфографические упражнения, связанные с работой над значением слова. Правильное понимание значения слова в целом является необходимым условием работы по орфографии. Грамматико-орфографическому анализу нельзя подвергать слова, недостаточно понятные учащимся.

Расширяя диапазон орфографической грамотности, необходимо расширять и словарь студентов.

Правописание окончаний, а также частиц и союзов предполагает осознание связей слов в предложении, что возможно лишь в работе над связной речью. Необходимы такие упражнения по орфографии, которые ставят студентов в условия самостоятельного письма и воспитывают у них умение сочетать требования орфографии и самостоятельного оформления мысли.

Упражнения по орфографии, связанные с развитием речи, могут быть очень разнообразными. Нередко нахождение синонима является необходимым условием и для развития речи, и для правильного применения орфографического правила. Например, вопрос о слитном написании не с существительными, прилагательными, наречиями в значительной степени решается в зависимости от возможности подыскать синоним (небольшой -маленький). Широкое применение могут иметь упражнения, основанные на замене данного слова словами-синонимами, представляющими собой ту или иную орфографическую трудность (большой-гигантский).

Подыскание слова для замены при этом может быть либо вполне самостоятельным, либо учащимся указываются те или иные грамматические или орфографические признаки нужного слова, (например, заменить глагол «берегите» другим синонимическим глаголом в повелительном наклонении. Обязательно, - «экономьте»).

При построении орфографических упражнений с заменой могут быть использованы решительно все виды синонимики: синонимика словарная (замена одного слова другим), морфологическая (замена одной формы другой: шел дорогой - шел по дороге) и синтаксические (обороты с «который» и причастные обороты).

Не менее ценным видом упражнений, сочетающим интересы развития словаря с интересами орфографии, является вставка в контекст пропущенного слова или словосочетания.

Такая работа заставляет учащихся вдумываться в значение слова, осознавать его синтаксическое окружение и, следовательно, тоже обогащает словарь учащихся. Вставка может быть свободной, а может быть ограничена указанием на определенные грамматические, орфографические или словарные признаки (вставить слово с непроизносимой согласной, слово, обозначающее посуду, и т.д.). Для упражнений на вставку пропущенных слов могут быть использованы и устойчивые сочетания. Это обогащает фразеологию студентов.

Одной из разновидностей такой работы является подбор слов одного и того же корня. Подбираемым однокоренным словам нужно по возможности давать морфологическую характеристику, например: определять, какой частью речи является каждое слово, каковы его формальные признаки, связывая, таким образом, словарную работу с грамматикой.

Большую ценность, как для развития речи, так и для орфографии имеют упражнения на словообразование, состоящие в том, что от одной формы или слова нужно, согласно данному указанию, образовать другое слово или другую его форму (например, от неопределенной формы образовать страдательное причастие). Можно придать таким упражнениям творческий характер, внося такие случаи, когда соответствующее словообразование невозможно (например: среди глаголов в неопределенной форме, от которых нужно образовать деепричастие несовершенного вида, дать и такие, как «шить» и «писать», т.е. глаголы, от которых деепричастия не образуются).

Очень полезный вид упражнений — замена определения, выраженного существительным, определением, выраженным прилагательным (хвост лисы -лисий хвост). Сюда же можно включить и существительные, от которых прилагательное не образуется («букет из роз» нельзя заменить - «розовый букет»).

Можно предложить студентам работу над деформированным текстом: составление предложений или словосочетаний из слов, данных не в той форме, в какой нужно употребить их в предложении (рассыпанные слова). Для усложнения задания можно дать не все слова, составляющие предложение, а только знаменательные части речи, предоставив учащимся самим вставить союзы и предлоги. Эти упражнения могут найти себе применение при изучении правописания окончаний существительных, прилагательных, глаголов, а также при изучении состава слова (отделение окончания от основы). В тех же целях развития связной речи могут быть использованы упражнения, состоящие в изменении слов, данных в скобках, согласно требованиям контекста: Бойцы остановились около... (деревня).

Широкое применение может найти и так называемый выборочный диктант. Например: выписать из словарного диктанта только слова с чередующимися гласными в корне или слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударениями.

Некоторые упражнения можно выполнить в форме творческого диктанта, к примеру: заменить глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени или наоборот, действительные обороты страдательными.

Развивая речь студентов и повторяя с ними теорию синтаксиса, можно использовать синонимику сложных предложений и простых предложений с причастными и деепричастными оборотами.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ «ФОНЕТИКА»
Употребление ь.
1. Подобрать к словам родственные слова для доказательства. Что не нужно писать после выделенных согласных ь.

Образец: зонтик - зонт.

Хвостик, мостик, бантик, винтик, кустик, зонтик, листик.
2. Заменить данные словосочетания одним словом.

Человек, который склонен к лени. Масло, для изготовления которого употребляется лён.

Человек, который говорит ложь. Рычание, которое издает лев. Лицо со средним медицинским образованием. (Лентяй, льняное, львиное, лжец, фельдшер)
3. Образовать имена существительные на ба от следующих глаголов:

Косить, бороться, жениться, просить, ходить, резать, молотить.

4. Заменить неопределенную форму глагола подходящими по смыслу отглагольными именами существительными того же корня на ба.

Колхозники кончили косить и начали молотить. Народы Азии продолжают бороться за независимость. Ходить вдоль линий железной дороги запрещено.
5. К ряду данных слов подобрать родственные слова с последующей твердой согласной после мягкой:

Расти, возьми, Кузьмич, злиться, басня, козлята, ветви, деньги, пустяк, командир, мазня, письмецо, восьмерка, гвоздь, в усадьбе, трость, известие, Костя, бинтик, известь, повесть.
6. Выписать в один столбик слова, в которых ь или отсутствие мягкого знака можно проверить, подобрав такое слово, чтобы следующая согласная была твердой. В другой столбик выписать слова, где отсутствие ь нельзя проверить.

Расти, возьми, Кузьмич, злюсь, басня, ветки, пустяк, командир, гвозди, сентябрь, слива, разве, известь, если, пасти, трость, верфь, везти, спи, восьмерка.
ПРАВОПИСАНИЕ ЦЫ, ЦИ
1. Заменить Выделенные слова одним таким словом, чтобы в нем было цы или ци.

В газете было напечатано извещение о торжественном собрании. На уроках рисования нужны инструменты для черчения окружностей. Хороший оратор умело пользуется выдержками из литературы. В больнице ведется запись посетителей. В числе 250 три знака. (Циркули, цитаты, регистрация, публикация, цифры).
2. Заменить слова другими, близкими по смыслу с сочетанием ци или ци.

Болезнь, поражающая десны, выдержка из текста, вместилище для перевозки и хранения жидкости, птенец курицы, кушанье на одного человека в столовой, подготовка к спектаклю, инструмент для черчения, кто лечится у врача.

(цитата, циркуль, цинга, порция, цыпленок, цистерна, пациент, репетиция).
3. К словам подобрать слова того же корня на - ция.

Лектор, регистратор, милиционер, инспектор, директор, авиатор, иллюстрировать, редактор, сектор, инструктор.
4. Вставить ы или и , обозначив графически ту часть слова, в которую вставлены буквы.

Социализм, ц...тата, синиц...н , ц...нковый, ножниц..., сестриц...н, куц...й, корреспонденция, порц...я, уздц..., ц...стерна. декламац...я.
5. Написать слова во множественном числе.

Рубеж, комсомольцы, отец, денек, кулек, чиж, ерш, синица, пузырек, кузнец, детеныш, кореец, перешеек.
6. Образовать, если можно, от существительных множественное число.

Курок, хорек, ухо, жилен, свинец, образец, чуваш, эхо, выигрыш, Польша, матч, блюдце, индиец,
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА 3
1. Вставить слова, начинающиеся приставкой с - или согласной 3.

Храните деньги в ... кассе. Стога накрывают соломой, чтобы ... от дождя. Бороду надо ... .От дождей сено нес Дрова ... с воза. Проверяйте не отходя от кассы. В темноте можно легко ... с дороги ветер ... с полей весь снег. Физкультура укрепляет Для получения денег нужно написать ... с точным указанием суммы. Цех на заводе, в котором соединяют части машин, называется ... . Железнодорожный рабочий, который соединяет вагоны, называется ... . Прибор для полсчета израсходованной электрической энергии называется .... Комиссия для подсчета голосов после выборов называется ... комиссией. Работа, которая оплачивается в зависимости от ее количества, называется .... Привезли банки со ... молоком. Скоро пойдет дождь, надо ... сено в кучи. От нагревания твердые тела расширяются, а от охлаждения ....

2. Заменить выделенные слова подходящими по смыслу словами,
начинающимися приставками
с-, раз-, из- или согласной з.

Тут много грибов. Постройки целиком все сгорели. Купили новую упряжь. В темноте ничего не было видно. Все приготовления к отъезду были закончены. Натерпеться голода. Ограда из жердей. Родители разволновались, читая письмо от сна. Вода обратилась в пар. В детском доме нельзя нарушать установленного порядке. Снять с раненого бинты. Разрезать доску пилой на части. Начать сильно плакать. Уничтожить складки на материи. Не нужно его чересчур хвалить. Широко открыть дверь.
3. Заменить, если можно, выделенные слова одним прилагательным с приставкой на з или с, поставив это прилагательное перед именем существительным.

Подпись, которую нельзя прочитать. Насекомое, не имеющее крыльев. Полет, во время которого не нужно совершать посадки. Семья, не имеющая детей. Операция, не вызывающая боли. Болезненное отсутствие сна. Время, когда дороги становятся непроходимыми от грязи. Ребенок, который нуждается в помощи.
4. Вставить подходящие по смыслу слова обязательно с приставкой на з - с.

Перед тем как принять лекарство, нужно его ... . Больному ... под кожу вакцину. Ребенок перенес ... легких. Купаться в этом месте строго ... . Слышались ... грома.
5. Заменить сочетания существительных с предлогом прилагательными с приставками на з - с.

Порох без дыма; газ, который не имеет цвета; путешествие, которое не имеет цели, книга без начала, суп без соли; человек, без нравственных принципов.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
1. Вставить слова, которые были бы проверочными.

Звез...ное небо - небо, усеянное ...; к...пус...ный червь - червь, который ест ...; облас.ой съезд уч...телей - съезд учителей ...; кос.ный туберкулез -туберкулез, поражающий ...; интересный случай - случай, который представляет ...; здра...ствуйте - будьте ....
2. Образовать прилагательные от данных слов и записать их в два столбика: 1) с непроизносимой согласной; 2) без неё.

Чудеса, доблесть, согласие, опасность, область, отвес, уста, гигант, прелесть, звезды, небеса, окрестность, радость, капуста, безопасность, место, ярость, ненависть, ужас.

3. Выписать отдельно слова одного и того же корня.

Молва, присутствие, безмолвный, часть, чувство, отсутствие, чувствовать, присутствовать, безмолвствовать, участник, участвовать, чувствительный, безмолвие.
4. Написать маленькое сочинение, употребив слова с непроизносимыми согласными.

Небесный, звездный, солнце, чудесный, безмолвствовать, окрестность, местность.
2.2 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ «СОСТАВ СЛОВА»
КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

  1. От глагола «гореть» образовать новые глаголы. Используя различные приставки, графически обозначить орфограмму.

  2. Образовать от глаголов пригорать и разгораться формы 3-го лица единственного и множественного числа.

  3. Проспрягать глагол ы растить и расти.

  4. От глаголов с корнями коси - касс, сшил - стел, гор - гар образовать новые глаголы, используя различные приставки




  1. К глаголам, которые отвечают на вопрос что делать?, подобрать глаголы того же корпя, которые отвечают на вопрос что сделать? Графически обозначить орфограмму.

  2. Существительные написать предложном падеже, обозначить цифрой склонение.

Заросль, уровень, водоросль, предположение, поросль, сгорание, прикосновение, возраст, сложение, избирать.
7. Написать рядом с данными словами аналогичные формы с другой чередующейся гласной.

Образец: слагать - сложить.

Вымерший, заблистал, прикасавшийся, слагать, забери, выбери, подняла.
8. Заменить выделенные слова подходящими по смыслу словами, обязательно с чередующейся гласной.

Машина наехала на столб. Грязными руками не надо притрагиваться к пище. В члены комиссии выделим лучших товарищей. Учись выражать свои мысли точно. Все думали, что гроза и пройдет мимо. В хозяйстве вовремя закончат уборку урожая. Надо закрыть помещение на замок. Санаторий находится на берегу реки.
9. Выписать только те слова, в которых есть корень с чередованием.

Излагать, лагуна, предположение, ложноножка, отложной (воротник), горбушка, горелка, гармонист, промокашка, макулатура, заземление, зазимовать, растительный, запереть, пировать, перина, распечатать, напичкать, болтовня, балтийский, касательная, косматый, косметический, коснуться, примерять, примирять, замирать, гористый, загорелый, пористый, запариться, парный.

10. Выписать слова в два столбика: 1) с чередующимися гласными в корне; 2) все другие.

Горнист, горелка, горбушка, загар, гарнитур, горластый, изложение, предположение, разлагать, непромокаемый, запертый, перочинный, запираться, пироги, косматый, косовица, прикоснуться, примирение, замирать, миролюбивый, раствориться, растаять, растопить, стихотворение, вытерпеть, вытереть, растирание, растительный, выращенный, заросли, ростовщик, наклоняться, кланяться, преклоняться, застелить, стеллаж, стилистический, расстилать.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
1. Назвать одним словом (существительным или прилагательным).

Того, кто видел что-нибудь своими глазами. Канал, который служит для того, чтобы отвести воду. Человека, в организме которого много крови. Честного работника. Спокойного человека. Счастливый случай.
2. Выписать отдельными группами слова с одним и тем же корнем.

Рукомойник, малокровие, новосел, руководитель, малолетний, новогодний, рукоятка, нововведение, руководство, новорожденный, рукописный.
3. Выписать отдельно слова, которые обозначают качества положительные и качества отрицательные. Объяснить значение всех

слов.

Самомнение, хладнокровие, самодурство, любознательность. Самоотверженность, трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство, себялюбие, честолюбие, самолюбие.
4. Выписать слова с одним и тем же корнем, исключая омонимичные корни.

  1. Судоходный, судопроизводство, судоремонтный.

  2. Писчебумажный, пищеварение, пищевод.

  3. Водоотводный, водовоз, руководитель, водопровод.

  4. Мухомор, мореходство, мореплаватель.




  1. Подчеркнуть безударные в конях сложных слов, проверяемые —одной чертой, непроверяемые -двумя.

Вагоновожатый, овощехранилище, общежитие, словоохотливый, домоуправление, единодушно, лесозаготовки, доброжелательный, землетрясение.
6. Образовать сложные елок.; с пол— от слов:

Лето, зима, Одесса, календарь, океан, квартира, коридор, вагон, здание, Индия, арбуз.
7. Вставить вместо точек подходящие по смыслу сложные слова с пол или полу-.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск