Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов: Иванова Елена Викторовна
Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».
Цели урока:
предметные
-изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»,
-сформировать понятие о басне, о морали басни.
метапредметные
-сформировать опыт творческой деятельности;
-развивать интерес к художественному слову,
-развивать умение выразительно читать,
-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
личностные
-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», карточки для выполнения заданий в группах (2 вида) и для этапа рефлексии.
Технологическая карта урока
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1.Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент.
| Включение в рабочий ритм.
-Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.
-Что вы ощущаете?
-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.
-Ведь нам сегодня необходимо показать гостям, как вы умеете читать, рассуждать, дружно работать.
| Подготовка класса к работе
Дети встают вкруг, взявшись
за руки.
-Тепло
| Личностные: самоопределение;
регулятивные: Целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
| 2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
| Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения?
- Какие произведения мы относим к классике?
- Произведения каких русских классиков читали на уроках?
Проверка домашнего задания по произведению Л.Н. Толстого «Детство»: пересказ автобиографического рассказа или сочинение про маму
- Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?
- Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»?
Работа с терминами в группах на карточках
-Объединитесь в группы. Прочитайте и соедините стрелочками правильное определение жанров литературы
| Выполняют задание,
тренирующее отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки
- Классики -Выдающиеся, образцы литературы и искусства
- А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого - Отношение к матери, к родителям, ко всем людям
Составление синквейна к слову «мама»
(на листочках)
Работают в группах. Определяют по объяснению вид жанра:
Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Быль - рассказ о действительном происшествии.
| Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками. Познавательные:
логические- анализ объектов с
целью выделения признаков
| 3.Постановка учебной
задачи.
| Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию. - Как понимаете определение «басня»: что значит «краткий»? «иносказательный»? «нравоучительный»?
- Сравните с понятием «пословица»
- Как может быть написана басня?
-Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?
- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?
- Что такое мораль басни?
- Сегодня мы будем читать басню Толстого «Как мужик убрал камень». Какую цель поставим перед собой?
| Ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока -Короткий
Смысл спрятан, о нём нужно догадаться
Поучительный, воспитывающий
- П. изречение – предложение, более короткий жанр, но тоже поучительный
- Как рассказ или стихотворение?
- Иван Андреевич Крылов.
- Искали мораль.
-Главная поучительная мысль - Найти мораль басни.
| Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование проблемы
| 4.Построение проекта
выхода из затруднения.
| Организует учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
- О чем может идти речь в басне? - Как узнаем мораль басни?
| Составляют план достижения
цели и определяют средства
(алгоритм, модель и т.д.)
Дети высказывают свой предположения
- Прочитаем басню.
Обсудим поведение героев.
| Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
| 5.Первичное закрепление.
| Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное обобщение.
Организация первичного ознакомления с текстом
- Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта),
Подле камня (возле).
Выдумка – вымысел, изобретение.
-О какой проблеме говорится в басне?
-Что предложил 1 инженер?
Что предложил 2 инженер?
-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
-Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? -Как решил эту задачу мужик?
-Почему ему дали еще 100 руб?
-Как вы себе представляете мужика?
-Какими чертами характера обладал мужик?
- В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?
- Прочитайте пословицы. Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?
| Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма
вслух
Чтение сильным учеником
Остальные учащиеся следят за чтением и отмечают непонятные слова.
-В одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу.
-Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
-«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».
-За умную выдумку.
- Умный, смекалистый, находчивый, не жадный Важна не столько сила, сколько смекалка. Главное ум, а не сила. Читают пословицы, делают выбор и аргументируют свой ответ:
1. Сколько голов, столько умов.
2. Ума за морем не купишь, коли дома его нет.
3.Сила ломит всё, а ум силу.
4. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
5. Ленивые руки не родня умной голове.
6. Каков мастер, такова и работа.
7. Недаром говорится, что дело мастера боится.
| Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
| 6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
| Организует деятельность в группах по
применению новых знаний.
1группа: Прочитайте басню по ролям и определите её мораль
2 группа: Прочитайте басню по ролям. Какое произведение она вам напоминает? Сравните эти две басни.
3 группа: Прочитайте басню по ролям. Определите мораль этой басни. Вспомните русскую народную пословицу, которая бы отражала мораль этой басни.
| Самостоятельная работа.
Осуществляет самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
Басни для выполнения задания по группам:
1: Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
2: Ворон и лисица
Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захотелось и ей мяса. Подошла она и говорит:
- Эх, ворон, как посмотрю на тебя - такой ты красивый, что тебе только царём и быть. И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел.
Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит:
- Ах, ворон! Если б тебе ещё ума побольше, быть бы тебе царём.
3: Рыбак и рыбка
Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь – тебе пользы больше будет.
Рыбак и говорит:
— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.
| Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение.
| 7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
| Организует рефлексию
-Продолжите предложения:
Я задумался …
Я понял…
| Организует рефлексию
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
Зачитывают свои впечатления
Проговаривают ответы устно, сдают листочки
| Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.
| 8. Домашнее задание
| Объясняет выполнение домашнего задания
1: Пересказ басни с. 121
2: Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л.Н. Толстого
3. Сочинить басню на тему «Один ум – хорошо, а два – лучше» Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
| По выбору записывают домашнее задание в дневник
| Личностные:
Самоопределение, умение делать выбор.
|
|