Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 240.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер240.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ПО ИСКУССТВУ

ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ
ОКТЯБРЬ
9 октября

150 лет со дня рождения пианиста, дирижера, педагога Александра Ильича Зилоти (1863 – 1945 гг.).

Плодотворная музыкальная деятельность А. Зилоти тесно связана с историей русского исполнительского искусства последней трети XIX и первой четверти ХХ века. Он был блестящим пианистом, любимым учеником Н. Рубинштейна и Ф. Листа. Свою исполнительскую деятельность он посвятил русской музыке. А. Зилоти с 1888 по 1891 годы был профессором Московской консерватории.

Он организовал циклы симфонических и камерных концертов, вошедшие в историю под названием «Концерты Зилоти» в Санкт-Петербурге в 1903-1913 годах. Он так же организовал Общедоступные и бесплатные Народные концерты, которые дали возможность широкому кругу слушателей приобщиться к лучшим образцам музыкального искусства.

С 1919 года он живет за границей, а с 1922 года в США. Много концертировал, преподавал в одной из музыкальных школ Нью-Йорка.

А. Зилоти учитель и двоюродный брат Сергея Васильевича Рахманинова.

Литература:

Александр Ильич Зилоти: (1863-1945) [Текст] : воспоминания и письма / А. Зилоти. – Ленинград : Госмузиздат, 1963. – 466 с.

Зилоти Александр Ильич (1863-1945) [Текст] :[пианист, дирижер, профессор Московской консерватории] // Воспоминания о Рахманинове ; сост. З. Апетян. – Москва : Музыка, 1974. –

Т. I: С. 17-22, 152-154, 309-315, 367-370;

Т. II: С. 8-10, 86-91, 416-425, 448, 456, 461.

10 октября

200 лет со дня рождения великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901 гг.).

Дж. Верди рано начал заниматься музыкой, в основном, брал частные уроки. Под руководством дирижера театра «Ла Скала» В. Лавинья изучал оперные партитуры, посещал музыкальные театры.

В 1837 году написал свою первую оперу «Оберто». В 50–60-е годы XIX века он оказался на вершине оперного жанра с высокими образцами музыкальной драмы. Дж. Верди достиг мировой славы, создав такие оперные шедевры как «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Дон Карлос».

В 1862 году композитор приезжал в Россию для руководства постановки оперы «Сила судьбы», которую он написал по заказу дирекции императорских театров Петербурга.

В 1870 году Дж. Верди написал одну из лучших своих опер «Аида» по заказу египетского правительства в связи с открытием Суэцкого канала. Затем была написана музыкальная драма «Отелло», комическая опера «Фальстаф».

Плодотворная работа в области оперного жанра (композитор написал 26 опер) нашла отражение и в музыкальной драматургии знаменитого Реквиема, посвященного памяти известного итальянского поэта А. Мандзони.

Его оперы до сих пор популярны и звучат на оперных сценах по всему миру. С 1961 года в городе Буссето (родина Дж. Верди) проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».

Литература:

Джузеппе Верди [Текст] : избранные письма / Дж. Верди. – Ленинград : Музыка, 1973. – 352 с.

Верфель, Ф. Верди. Роман оперы [Текст] / Ф. Верфель. – Москва : Музыка, 1991. – 318 с.

Оперы Дж. Верди [Текст] : путеводитель. – Москва : Музыка, 1971. – 420 с.

Орджоникидзе, Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира [Текст] / Г. Орджоникидзе. – Москва : Музыка, 1967. – 327 с.

Соловцова, Л. Джузеппе Верди [Текст] : монография / Л. Соловцова. – Москва : Музыка, 1986. – 399 с.

12 октября

85 лет (1928 г.) со дня основания Дважды Краснознаменного ордена Красной Звезды академический ансамбля песни и пляски Армии России им. А. В. Александрова.

Ансамбль один из ведущих коллективов нашей страны. Был основан в 1928 году и состоял из мужского хора, танцевальной группы и оркестра русских народных инструментов.

С 1928 по 1946 годы художественным руководителем ансамбля был его организатор композитор и дирижер А. Александров (теперь коллектив носит его имя). Для ансамбля им написал более 80 песен (среди которых «Священная война» на слова В. Лебедева-Кумача), десятки хоров, свыше 70 обработок народных песен.

Уже первое выступление коллектива встретило восторженный прием у слушателей, а первое знакомство с зарубежной публикой, которое состоялось в Париже в 1937 году, оставило у нее неизгладимое впечатление.

Продолжателем дела А. Александрова стал его сын – Борис Александрович Александров, который более 40 лет был художественным руководителем и главным дирижером ансамбля, созданного отцом. Под его руководством ансамбль много гастролировал по нашей стране и миру, вызывая восхищение исполнительским мастерством «поющего батальона».

В разное время в ансамбле работали уроженцы Орловского края: Н. Отделенов, И. Букреев, Е. Беляев. С 2009 года в его хоре поют выпускники ОГИИК, участники вокальной группы «Мужской стиль», создателем которой стала доктор искусствоведения, преподаватель института Людмила Викторовна Малацай.

Литература:

Дважды Краснознаменный ордена Красный Звезды академический Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова [Текст] / сост. В. Добронравов, Э. Михайлов. – Москва : Музыка, 1981., 159 с.

Поющая легенда [Текст] : дайджест : сборник материалов, опубликованные в СМИ за период 2003–2005 гг. – Москва : Музыка, 2005. – 53 с.


19 октября

95 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга, барда Александра Аркадьевича Галича (настоящая фамилия Гинзбург) (1918 –1977 гг.).

Евгений Евтушенко однажды написал о Галиче «Многие почитатели Высоцкого даже не подозревают, что у их кумира был прямой предшественник – Александр Галич. Популярность Галича была, правда, более суженной – его знали больше в кругах интеллигенции, но думаю, что не менее полумиллиона пленок с его песнями бродило по домам».

А. Галич закончил литературный институт. В 1940 году пришел в Московскую театральную студию под руководством А. Арбузова и В. Плучека. Он был в числе авторов и исполнителем одной из главных ролей в спектакле «Город на заре», который стал событием в театральной жизни Москвы.

В годы Великой Отечественной войны он участвовал в работе фронтового театра, а затем сосредоточился на литературной работе как драматург. Его пьесы «Вас вызывает Таймыр», «Походный марш» и другие шли во многих театрах страны и за рубежом. По сценарию А. Галича был снят ряд фильмов, среди них известная кинокомедия «Верные друзья».

По воспоминаниям друзей, еще в молодости, он исполнял песни и романсы из репертуара А. Вертинского, П. Лещенко, Ю. Морфесси. А в 1961 году записал свою первую песню «Леночка».

Затем были «За семью заборами», «Старательный вальсок», и популярная до сих пор «Спрашивайте мальчики», которую он исполнял под собственный аккомпанемент на гитаре. Как и многие барды А. Галич использовал интонации городского романса, городского фольклора.

В 1974 году он вынуждено покидает Советский Союз. На западе продолжал выступать со своими песнями (в эти годы им было написано около 100 песен), имел успех. Однако остро ощущал нехватку русской стихии, новых типажей, сюжетов.

Первые публикации вышли в Германии, а «возвращение» А. Галича на родину произошло в 1988 году: начали выходить публикации в отечественных литературных журналах, а затем и в сборниках. О нем был снят документальный фильм, открыта мемориальная доска, вышел двухтомник его сочинений, выпущены компакт-диски, на которых представлены практически все его песни.

Литература:

Галич: новые статьи и материалы [Текст] / сост. А. Крылов. – Москва : Музыка, 2003. – 288 с.

Галич, А. Дни бегут, как часы [Текст] : песни, стихотворения / А. Галич. – Москва : Музыка, 2000. – 384 с.

Истомин, С. Александр Галич [Текст] / С. Истомин, Д. Денисенко // Самые знаменитые барды России.– Москва : Вече, 2002. – 416 с.

23 октября

85 лет со дня рождения композитора Юрия Сергеевича Саульского (1928 – 2003 гг.).

Ю. Саульский окончил Московскую консерваторию по классу валторны, а так же теоретико-композиторский факультет. В консерватории он впервые попробовал написать песню, но больше всего его привлекала инструментальная музыка.

В разные годы он был музыкальным руководителем и дирижером оркестра Э. Рознера, возглавлял молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ, а затем создал новый джазовый коллектив «ВИО–66». С 70-х годов сосредоточился на композиторской деятельности. Пишет эстрадную и джазовую инструментальную музыку, а так же песни. И как композитор-песенник занимает одно из ведущих мест.

Он автор популярных песен: «Весенняя капель», «Черный кот», «Тополиный пух», «Счастья тебе, земля», «Обычная история» и другие. Большую популярность песня на стихи Н. Олева «Татьянин день». Песни Ю. Саульского исполняли многие ведущие мастера отечественной эстрады М. Кристалинская, О. Ануфриев, А. Градский, Л. Лещенко, И. Кобзон, Л. Сенчина, В. Леонтьев, С. Ротару, ансамбли «Ариэль» и «Машина времени». Он так же написал балеты «Синьера из Валенсии», «Театр» и мюзикл «Крошка Ц» (по Гофману).

Ю. Саульский был организатором международных фестивалей джаза в Москве, председателем и членом жюри, многих эстрадных конкурсов и фестивалей.

Литература:

Зак, В. Юрий Саульский [Текст] : вступительная статья / В. Зак // Ю. Саульский. Песни [Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано. – Москва : Сов. композитор, 1986. – С. 4.

Петров, А. Юрий Саульский [Текст] : вступительная статья / А. Петров // Ю. Саульский. Признание [Ноты] : песни для голоса в сопровождении фортепиано. – Москва : Сов. композитор, 1982. – с. 4.

Петров, А. Саульский Юрий Сергеевич [Текст] / А. Петров // Эстрада России. ХХ век. Лексикон ; ред. Е. Уварова. – Москва : РОССПЭН, 2000. – С. 540–542.

Тернявский, В. Юрий Саульский [Текст] : вступительная статья / В. Тернявский // Ю. Саульский. Песни Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано. – Москва : Музыка, 1986. – С. 2.

25 октября

175 лет со дня рождения французского композитора Жоржа Бизе (1838 – 1875 гг.).

Ж. Бизе блестяще окончил Парижскую консерваторию под руководством композиторов Ш. Гуно и Ф. Галеви. Одаренность Бизе проявилась в разных областях музыкального творчества. Им написано симфония, три оперетты, несколько кантат и увертюр, фортепианные пьесы.

Но главной в его наследии стала опера и среди наиболее значимых «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле». Вершиной его творчества и французской реалистической оперы стала гениальная «Кармен», которая до сих пор остается одним из шедевров мировой оперной классики.

Ж. Бизе так же автор музыки знаменитой «Арлезианки», написанной по драме А. Доде.

Литература:

Бизе, Ж. Письма [Текст] / Ж. Бизе ; сост. Г. Филенко. – Москва : Музыка, 1988. – 479 с.

Берков, В. «Кармен» Жоржа Бизе [Текст] : путеводитель / В. Берков. – Москва : Музыка, 1976. – 48 с.

Великович, Э. Жорж Бизе [Текст] : краткий очерк жизни и творчества / Э. Великович. – Ленинград, 1969. – 96 с.

НОЯБРЬ
5 ноября

75 лет со дня рождения французского композитора, певца, одного из лучших шансонье ХХ века Джо Дассена (1938 – 1980 гг.).

Яркий след в эстрадном музыкальном искусстве Франции оставил певец и композитор Джо Дассен. Он был одной из ярчайших звезд мировой эстрады. Джо Дассен стал популярным в конце 60-х годов. Наиболее известные песни в его исполнении «Елисейские поля», «Бабье лето», «»Если тебя не было бы», «Привет!», «Тебе».

За его недолгую музыкальную карьеру было продано около 20 миллионов пластинок.


Литература:

Куприянова, З. Блистательный придира Джо Дассен [Текст] / З. Куприянова // Крестьянка. – 2009. – № 6. – С. 42–55.

Ткачев, А. «Елисейские поля» [Текст] : [Джо Дассен] / А. Ткачев // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 9. – С. 47.

Французская музыкальная эстрада [Текст] : [Джо Дассен] // Музыка наших дней : современная энциклопедия ; ред. В. Володихин. – Москва : Аванта, 2002. – С. 139.
9 ноября

195 лет со дня рождения писателя, уроженца Орловского края Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883 гг.).

Тургенев Иван Сергеевич (1818 г. – 1883 г.) родился в г. Орле. Детство писателя прошло в родовом поместье его матери Спасское-Лутовиново.

Учился И. Тургенев в Москве, Петербурге и за границей. В 1850-е годы он активно сотрудничает с журналом «Современник», где публикуются наиболее значительные его произведения: «Муму», «Рудин», «Ася», «Дворянское гнездо», которые приносят ему мировую известность.

Затем появляются знаменитые «Накануне» и «Отцы и дети», повести, рассказы, публикуются два последних романа «Дым» и «Новь».

И. Тургенев был поистине многогранно одаренным человеком. И если бы он не стал писателем, скорее всего он был бы музыкантом.

«…Для меня, – писал И. Тургенев, – музыкальные наслаждения выше всех других». В повести «Песнь торжествующей любви», в стихотворении «Стой!», в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне». И. Тургенев прославил могущество музыки. В рассказе «Певцы» он изобразил музыкальную одаренность и творческую силу русского народа. Музыка введена для характеристики героев и в других произведениях писателя: «Вечер в Сорренто», «Касьян с Красивой Мечи», «Живые мощи» и т. д.

О музыкальной эрудиции И. Тургенева можно судить по его рецензиям в журналах «Современник», «Отечественные записки» и многочисленным высказываниям в письмах к В. Стасову, В. Боткину и особенно к певице П. Виардо-Гарсиа, близкому другу И. Тургенева. По инициативе И. Тургенева и при участии П. Виардо за границей устраивались концерты русской музыки.

По повестям и рассказам И. Тургенева написаны оперы «Ася» М. Ипполитова-Иванова, «Клара Милич» А. Кастальского, «Вешние воды» и «Певцы» А. Гольденвейзера, «Чужой хлеб» («Нахлебник») Дж. Орефиче, по пьесе «Месяц в деревне» – опера «Наталья Петровна» Ли Хойби (США), балет И. Шварца по роману «Накануне». Среди вокальных произведений на слова И. Тургенева известны «Баллада» А. Рубинштейна и романс «Утро туманное» («В дороге») с музыкой разных авторов, в том числе композитора Абаза.

Литература:

Крюков, А. Тургенев и музыка [Текст] : музыкальные страницы жизни и творчества писателя / А. Крюков. – Ленинград : Госмузиздат, 1963. – 136 с.

Молева, Н. Призрак Виардо, или Несостоявшееся счастье Ивана Тургенева [Текст] / Н. Молева. – Москва : Алгоритм, 2008. – 224 с.

Тургенев Иван Сергеевич [Текст] // Орловщина музыкальная : библиографический указатель ; сост. Л. Кулакова, В. Каменева, В. Ткачева. – Орел : Картуш, 2011. – С. 118–123.

Платек, Я. Тропою Тургенева [Текст] : звуковой мир «Записок охотника» / Я. Платек // Под сенью дружных муз. – Москва : Сов. композитор, 1987. – С. 68–84.

Ренанский, А. Мир музыки в произведениях Тургенева [Текст] / А. Ренанский // Эстетическое воспитание учащихся : литературно-музыкальные композиции и беседы. – Минск : Народная асвета, 1978. – С. 54–63.
11 ноября

225 лет со дня рождения музыканта, мецената Михаила Юрьевича Виельгорского (1788 – 1856 гг.).

Братья Виельгорские были известными в России меценатами. В их доме господствовала атмосфера большого искусства: здесь Глинка исполнял отрывки из своих опер, выступали Лист и Берлиоз, Клара Шуман и Полина Виардо. Братьям было суждено сыграть немалую роль в становлении русской композиторской школы.

Литература:

Щербакова, Т. Михаил и Матвей Виельгорские [Текст] : исполнители, просветители, меценаты / Т. Щербаков. – Москва : Музыка, 1990. – 128 с.

12 ноября

180 лет со дня рождения химика, композитора Александра Порфирьевича Бородина (1833 – 1887 гг.).

А. Бородин не имел специального музыкального образования, он был профессором химии в Военно-медицинской академии в Петербурге. Он автор многих трудов по органической химии.

Тем не менее, он вошел в историю русской классической музыки как замечательный композитор, создатель эпической оперы «Князь Игорь», трех симфонии (одна из которых получила название «Богатырская»), пьес для фортепиано, мастер вокальной лирики.

А. Бородин был членом творческого объединения русских композиторов «Могучая кучка». Как ученый он отстаивал приоритет отечественной науки, как композитор он отстаивал приоритет русской музыки.

Литература:

Бородин, А. О музыке и музыкантах [Текст] : ( из писем) / А. Бородин. – Москва : Госмузиздат, 1958. – 354 с.

Бородин, А. Критические статьи [Текст] / А. Бородин. – Москва : Музыка, 1982. – 87 с.

А. П. Бородин в воспоминаниях современников [Текст] / сост. А. Зорина. – Москва : Музыка, 1985. – 288 с.

Зорина А. Александр Порфирьевич Бородин [Текст] / А. Зорина. – Москва : Музыка, 1987. – 190 с.

Ильин, М. Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) [Текст] : письма / М. Ильин, Е. Сегал. – Москва : Правда, 1989. – 480 с.

Сохор, А. Александр Порфирьевич Бородин [Текст] : жизнь, деятельность музыкальное творчество / А. Сохор. – Москва ; Ленинград : Музыка, 1965. – 820 с.
16 ноября

105 лет со дня рождения певца, лирического тенора Георгия Павловича Виноградова (1908 – 1980 гг.).

Г. Виноградов петь начал в детстве. Выступал на вечерах художественной самодеятельности с ариями и романсами. Встреча с профессором Московской консерватории Н. Райским определила дальнейшую жизнь. В 30–40-х годах он был солистом Всесоюзного радио, солистом Гос. джаза СССР.

В его репертуаре были не только лирические танцевальные песни популярных отечественных композиторов М. Блантера, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, Н. Богословского но и русские народные песни и классическая музыка. Он подготовил целую программу старинных русских и цыганских романсов («Очи черные», «Милая» и др.).

Он много гастролировал по нашей стране, а так же в странах Европы, Азии. Записал сотни пластинок, постоянно выступал по радио. Долгое время работал педагогом в ВТМЭИ им. Л. Маслюкова.

Литература:

Скороходов, Г. На пластинке и в жизни [Текст] : [Георгий Виноградов] / Г. Скороходов // Звезды советской эстрады : очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни / Скороходов, Г. – Москва : Сов. композитор, 1986. – С. 72–74.

Уварова, Е. Виноградов Георгий Павлович [Текст] : [биографическая справка] / Е. Уварова // Эстрада России. ХХ век. Лексикон. – Москва : РОССПЭН, 2000. – С. 109.

Яковлева, Л. Георгий Виноградов [Текст] / Л. Яковлева // Певцы советской эстрады. – Москва : Искусство, 1977. – С. 47–56.
18 ноября

65 лет со дня рождения баяниста, педагога Фридриха Робертовича Липса (род. 1948 г.).

Ф. Липс закончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (теперь РАМ им. Гнесиных) и ассисентуру-стажеровку при институте, и в 80-е годы был преподавателем по классу баяна. Имеет звание профессора. Среди его учеников В. Мунтян, В. Долгополов.

Был солистом Москонцерта. Гастролировал с сольными концертами в странах Европы. Принимал участие в работе международных семинаров баянистов и аккордеонистов во Франции, Польши, Норвегии.

Ему посвятили произведения для баяна В. Золотарев, А. Журбин, С. Губайдулина, К. Волков.

Ф. Липс автор многих статей, методических пособий и книги «Искусство игры на баяне».

Литература:

Липс, Ф. Искусство игры на баяне [Текст] / Ф. Липс. – Москва : Музыка, 1985. – 158 с.

Басурманов, А. Липс Фридрих Робертович [Текст] : [биографическая справка] / А. Басурманов // Справочник Баяниста ; под общей ред. Н. Чайкина / Басурманов, А. – Москва : Сов. композитор, 1986. – С. 73–74.

22 ноября

100 лет со дня рождения английского композитора, пианиста, дирижера Бенджамина Бриттена (1913 – 1976 гг.).

Б. Бриттен один из крупнейших представителей в современной музыке.

Он начал сочинять музыку с 19 лет – преимущественно оперную и симфоническую. Возродил английский музыкальный театр. Его стиль связан с национальными музыкальными традициями. Выступал как дирижер и как аккомпаниатор.

Б. Бриттен автор 10 опер (в том числе «Питер Граймс», «Сон в летнюю ночь»). Несколько сочинений он написал специально для детей – оперу «Давайте ставить оперу» и «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», а так же краткую занимательную историю музыки.

Им написана камерно-инструментальная музыка, фортепианный и скрипичный концерты, сочинения для хора (среди них «Военный реквием»).

Композитор неоднократно выступал в нашей стране с исполнением своих произведений.

Литература:

Ковнацкая, Л. Бенджамин Бриттен [Текст] / Л. Ковнацкая. – Москва : Сов. композитор, 1974. – 391 с.

Таурагис, А. Бенджамин Бриттен [Текст] / Таурагис. – Москва ; Ленинград : Музыка, 1965/ – 149 c.

Холст, И. Бенджамин Бриттен [Текст] / И. Холст. – Москва : Музыка, 1968. – 96 с.
25 ноября

80 лет со дня рождения виднейшего польского композитора, дирижера, педагога Кшиштофа Пендерецкого (род. 1933 г.).

К. Пендерецкий один из ведущих музыкантов Польши второй половины ХХ века. В молодости отдавал предпочтения авангарду, серийной музыке, а затем обратился к вечным темам, связанных с антивоенной и антифашистской тематикой. Среди его сочинений произведения для хора, солистов и оркестра «Страсти по Луке», «Магнификат», «Польский реквием», пьесы для оркестра «Плачь по жертвам Хирасимы» и другие.

В разные годы К. Пендерецкий преподавал в музыкальной академии Кракова, а так же городах Германии и США.

Как дирижер в основном исполняет свои произведения, но отдает особое предпочтение симфониям Д. Шостаковича. Композитор многократно бывал в нашей стране с авторскими концертами, в Москве и Санкт-Петербурге.

Литература:

Ивашкин, А. Кшиштоф Пендерецкий [Текст] : монографический очерк / А. Ивашкин. – Москва : Сов. композитор, 1983. – 124 с.

Никольская, И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого [Текст] : очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века / И. Никольский. – Москва : Сов. композитор, 1990. – С. 332 с.

Энтелис, Л. Кшиштоф Пендерецкий [Текст] : [очерк] / Л. Энтелис // Встречи с современной польской музыкой / Энтелис, Л. – Ленинград : Музыка, 1978. – С. 115– 128.
27 ноября

60 лет со дня рождения основателя группы «Аквариум» Бориса Борисовича Гребенщикова (род. 1953 г.).

Б. Гребенщиков – композитор, поэт, певец, гитарист, художник. Впервые услышав «БИТЛЗ», начал серьезно заниматься гитарой.

Идея создать свою группу пришла в 1972 году, а названием стало наименование небольшого пивного бара-стекляшки «Аквариум». В этом же году вышел первый альбом группы. Постепенно «Аквариум» утверждается как активный участник рок-сцены. Выступает на Таллиннском фестивале популярной музыки, дает концерты в Москве.

Осенью 1984 года выходит альбом «День Серебра», который стал одним из лучших записей «Аквариума» и воспринимался как итог более чем 10-летней деятельности группы. В это же время написаны хиты «Жажда», «Нож режет воду».

В 1988 году Б. Гребенщиков заключил контракт на запись восьми альбомов с американской компанией Си-би-эс и большую часть времени проводит за рубежом. В 90-х годах «Аквариум» интенсивно гастролирует по нашей стране.

Б. Гребенщиков увлечен культурой кельтских бардов, магией звука, слова и жеста Востока (Индия, Непал). В 1997 году выпустил двухтомник своих литературных сочинений («Песни», «Не песни»). Продолжает концертировать.

Литература:

Алексеев, А. «Аквариум» (Санкт-Петербург) [Текст] / А. Алексеев // Энциклопедия Российской поп- и рок-музыки / Алексеев, А., Бурлака, А. – Москва : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – С. 20–24.

Бубенникова, Л. Гребенщиков Борис Борисович [Текст] : [биографическая справка] / Л. Бубенникова // Эстрада России. ХХ век. Лексикон. – Москва : РОССПЭН, 2000. – С. 145–147.

30 песен БГ и группы «Аквариум» [Ноты]. – Москва : ТОО ЛЕАН, 1997. – 76 с

ДЕКАБРЬ
3 декабря

130 лет со дня рождения австрийского композитора, дирижера Антона Веберна (1883 – 1945 гг.).

А. Веберн – ученик и последователь А. Шёнберга. Он принадлежал к основным представителям новой венской школы первой половины ХХ века. Музыкальный язык его произведений предельно лаконичен.

А. Веберн оставил сравнительно небольшое (около 30 опусов) наследия, значительное место в котором занимали вокальные жанры: кантаты, песни, пьесы для хора, инструментальные ансамбли. Более десятка лет работал оперным и симфоническим дирижером в городах Европы.

Свое творческое кредо изложил в цикле лекций «Лекции о музыке. Письма».

Литература:

Антон Веберн [Текст] : родоначальник «серийных» музыкантов // 100 композиторов ХХ века ; ред. Н. Болдырев. – Урал : LTD, 1999. – С. 34– 35.

Друскин, М. О Веберне [Текст] / М. Друскин // О западно-европейской музыке ХХ века / Друскин, М. – Москва : Сов. композитор, 1973. – С. 201–223.

Мартынов, И. [Антон Веберн] [Текст] / И. Мартынов // Очерки о зарубежной музыке первой половины ХХ века / Мартынов, И. – Москва : Музыка, 1970. – С. 86–91.

Холопова, В. Антон Веберн Текст] : жизнь и творчество / В. Холопова, Ю. Холопов. – Москва : Сов. композитор, 1984. – 318 с.


3 декабря

90 лет со дня рождения великой греческой певице Марии Каллас (1923 – 1977 гг.).

М. Каллас (настоящая фамилия Калойеропулос) величайшая певица ХХ века. Родилась в США. С 1936 года жила в Афинах. Окончила Афинскую консерваторию.

С триумфальным успехом выступала в ведущих оперных театрах «Ла Скала» (Италия), «Ковент-Гарден» (Англия), «Метрополитен-опера» (США) и в других крупнейших оперных театрах Европы и Америки.

М. Каллас обладала редким по красоте, тембровой насыщенности и диапазону голосом. Это помогало ей ярко проявить свое дарование, особенно в операх итальянских композиторов (Дж. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, В. Беллини) и др. Она была выдающейся драматической актрисой, снималась в кино, выступала в качестве оперного режиссера, много концертировала по всему миру.

С 1982 года в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени М. Калласс.

Литература:

Мария Каллас [Текст] : биография статьи, интервью / сост. Е. Гришина. – Москва : Прогресс, 1978. – 215 с.

Кестинг, Ю. Мария Каллас [Текст] : портрет мастера / Ю. Кестинг. – Москва : АГРАФ, 2001. – 400 с.


5 декабря

210 лет со дня рождения поэта Федора Ивановича Тютчева (1803 – 1873 гг.).

Тютчев Федор Иванович родился в селе Овстюг Брянского уезда Орловской губернии. Первые свои стихи опубликовал в годы учебы в Московском университете. В 1822–1844 г. г. находился на дипломатической службе при русской миссии в Германии, затем в Италии. По возвращении в Россию служил в ведомстве Министерства иностранных дел.

Поэзия Ф. Тютчева, в том числе его лучшие переводы из Гете, Шиллера, Байрона, Беранже, вошла в сокровищницу русской и мировой культуры.

Первые вокальные произведения на слова Ф. Тютчева были написаны композиторами-дилетантами: Е. Кочубей, М. Сабининой, Д. Столыпиным. Первым из крупных композиторов, обратившихся к лирике Ф. Тютчева, был П. Чайковский. Романсы, вокальные ансамбли, музыкальные картины, хоровые произведения на слова Ф. Тютчева писали П. Виардо-Гарсиа, А. Гречанинов, В. Золотарев, М. Коваль, Н. Метнер, С. Рахманинов, В. Ребиков, Н. Черепнин, Ю. Шапорин и др.

Литература:

Тютчев, Ф. Стихотворения [Текст]. – Москва : ЭКСМО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

Тютчев Федор Иванович [Текст] : [биографическая справка] // На заре ты ее не буди : русская любовная лирика ХIХ века ; сост. Б. Евсеев. – Москва : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – С. 367–369.

Тютчев Федор Иванович [Текст] // Орловщина музыкальная : библиографический указатель ; сост. Л. Кулакова, В. Каменева, В. Ткачева. – Орел : Картуш, 2011. – С. 124–136.

10 декабря

105 лет со дня рождения французского композитора, органиста, педагога, музыкального теоретика Оливье Мессиана (1908 – 1992 гг.).

О. Мессиан окончил Парижскую консерваторию (ученик П. Дюка). Как органист был постоянным органистом Парижского собора Св. Троицы. Здесь наряду с участием в службах, он регулярно проводил органные концерты, которые пользовались огромной популярностью. Как педагог преподавал теоретические дисциплины, а так же музыкальную эстетику и музыкальную психологию в Парижской консерватории. Среди его учеников известные современные композиторы П. Булез, К. Штокхаузен и др.

О. Мессиан автор книг о музыке: «Техника моего музыкального языка», «Трактат о ритме».

Подавляющее большинство в сочинении композитора связано с религиозной тематикой. Среди духовных сочинений О. Мессиана «Три маленькие литургии для женского хора и камерного ансамбля».

Особую роль в его творчестве играл глубокий интерес к образам природы, к голосам певчих птиц. Им написаны циклы для фортепиано с оркестром «Каталог птиц», «Пробуждение птиц», «Экзотические птицы».

О. Мессиан автор масштабной и яркой симфонии «Турангалила» и оперы «Святой Франциск Ассизский».

Литература:

Екимовский, В. Оливье Мессиан [Текст] : жизнь и творчество. – Москва : Сов. композитор, 1987. – 301 с.

Шнеерсон, Г. [Оливье Мессиан] [Текст] / Г. Шнеерсон // Французская музыка ХХ века / Шнеерсон, Г. – Москва Музыка :, 1970. – С. 330–358.
10 декабря

75 лет со дня рождения дирижера, Народного артиста СССР Юрия Хатуевича Темирканова (род. 1938 г.).

Ю. Темирканов окончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования у И. Мусина.

В разные годы руководил Академическим оркестром Ленинградской филармонии, был главным дирижером Мариинского театра, с 1988 года возглавляет Академический симфонический оркестр С.-Петербургской филармонии.

Ю. Темирканов постоянно выступает как симфонический дирижер и за рубежом (Англия, США). Значительные творческие достижения музыканта связаны с воплощением оперных и симфонических партитур М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Литература:

Темирканов Юрий Хатуевич [Текст] // Кто есть кто в современной культуре : эксклюзивные биографии ; ред. С. Семенов. – Москва : МК-ПЕРИОДИКА, 2006. – Вып. I. – С. 705–707.

Темирканов Юрий Хатуевич [Текст] // Мастера музыки, искусства и архитектуры ; сост. Н. Сергеева. – Москва : ВЕЧЕ, 2008. – С. 52–53.

Темирканов, Ю. «Культура во всем мире в катастрофическом состоянии…» [Текст] : [интервью] / Ю. Темирканов ; беседовала Е. Кривицкая // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С. 112–113.

2008 – год Юрия Темирканова в Югре [Текст] // Музыкальная жизнь. – 2007. – № 11–12. – С. 27.

Кривицкая, Е. Дирижер всея Руси [Текст] : [Юрий Темирканов] / Е. Кривицкая // Музыкальная жизнь. – 2007. – № 8. – С. 4.

Юзефович, В. Беглые заметки на концертах Темирканова в Америке [Текст] / В. Юзефович // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С.113–114.

Юзефович, В. Корифеи. «…В состоянии высокой духовности» [Текст] : Темирканова приветствуют / В. Юзефович // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С. 108–111.

11 декабря

205 лет со дня рождения французского композитора, дирижера, музыкального писателя Гектора Берлиоза (1803 – 1869 гг.).

Г. Берлиоз создал жанр романтической программной симфонии. Был новатором в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. В своих сочинениях он воплощал сюжеты, взятые преимущественно из литературных произведений великих писателей: Байрона (симфония «Гарольд в Италии»), Шекспира (увертюра «Король Лир», драматическая симфония «Ромео и Джульетта»), Гёте (легенда «Осуждение Фауста»).

Музыкант редкой многогранности Г. Берлиоз был так же великолепным дирижером и музыкальным писателем. Он автор «Большого трактата о современной инструментовке и оркестровке», содержательных «Мемуаров», а так же многочисленных статей о музыке и музыкантах.

Совершил ряд концертных поездок по странам Европы, в том числе и в России, где с большим успехом выступал в Петербурге и Москве.

Литература:

Берлиоз, Г. Мемуары [Текст] / Берлиоз, Г. – Москва : Госмузиздат, 1962. – 915 с.

Берлиоз, Г. Избранные письма 1819–1852 [Текст] : книга 1. 1819–1852 / Г. Берлиоз ; сост. В. Александрова, Е. Бронфин. – Ленинград : Музыка, 1984. – 240 с.

Берлиоз, Г. Избранные статьи [Текст] / Г. Берлиоз. – Москва : Госмузиздат, 1956. – 406 с.

Хохловкина, А. Берлиоз [Текст] / А. Хохловкина. – Москва : Госмузиздат, 1960. – 545 с.

22 декабря

155 лет со дня рождения итальянского композитора Джакомо Пуччини (1858 – 1924 гг.).

Дж. Пуччини с 10 лет выступал в концертах как пианист и органист. Окончил Миланскую консерваторию. Внес большой вклад в оперное искусство. В историю мировой музыки он вошел как яркий представитель веризма – художественного направления, сложившегося в последние десятилетия ХIX века в итальянской литературе.

Всемирную известность и славу принесли композитору лучшие его оперы: «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема», «Манон Леско», «Турандот», «Джанни Скикки».

Кроме 12 опер Дж. Пуччини написал Реквием, произведения для симфонического оркестра, пьесы для органа, хоры, романсы, камерно-инструментальные сочинения.

Произведения Дж. Пуччини до сих пор пользуются популярностью у современного слушателя, особенно его оперы «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема».

Литература:

Пуччини, Дж. Письма [Текст] / Дж. Пуччини ; сост. Т. Келдыш. – Ленинград : Музыка, 1971. – 366 с.

Данилевич, Л. Джакомо Пуччини [Текст] / Л. Данилевич. – Москва : Музыка, 1969. – 454 с.

Левашова, О. Пуччини и его современники [Текст] : мастера ХХ века / О. Левашова. – Москва : Сов. композитор, 1980 . – 524 с.

22 декабря

130 лет со дня рождения американского (по происхождению француз) композитора, дирижера Эдгара Вареза (1883 – 1965 гг.).

Э. Варез был культовой фигурой музыкального авангарда, основателем Международной гильдии композиторов, экспериментировал в области электронной музыки.

Композитор так же приобрел известность как хоровой и симфонический дирижер.

Он неоднократно выступал в печати, отстаивая необходимость сотрудничества музыкантов и инженеров для создания новых инструментов.

Среди сочинений Э. Вареза «Америка» для симфонического оркестра, «Гиперпризма» для малого симфонического оркестра и ударных, «Интегралы» для оркестра и ударных, «Ионизация» для 37 ударных, «Экваториал» для хора, духовых, фортепиано, органа.

Открытия Э. Вареза в области новых акустических звучаний, в области спектра музыкального звука во многом определили облик музыки конца ХХ века.

Литература:

Эдгар Варез [Текст] // 100 композиторов ХХ века ; ред. Болдырев Н.– Урал : LTD, 1999. – С. 32–33.

Акопян, Л. Варез Эдгар [Текст] : [биографическая справка] / Л. Акопян // Музыка ХХ века : энциклопедический словарь / Акопян, Л. – Москва : ПРАКТИКА, 2010. – С. 109–110.

Дубов, М. Вселенная Эдгара Вареза [Текст] / М. Дубов // Музыкальная жизнь. – 1999. – № 3. – С. 39–42.

Шабловская, И. Эдгар Варез [Текст] : музыкальный календариус / И. Шабловская // Музыка и время. – 2008. – № 12. – С. 57–58.

28 декабря

105 лет со дня рождения хорового дирижера, композитора, общественного деятеля, педагога, Народного артиста СССР Владислава Геннадьевича Соколова (1908 – 1993 гг.).

В Соколов более десяти лет был председателем Всероссийского хорового общества, руководил образцовым детским хором при Центральном доме художественного воспитания детей, организатор и художественный руководитель Московского государственного хора. Неоднократно выступал дирижером объединенных хоров.

В. Соколов был выдающимся мастером работы с детскими хоровыми коллективами и принимал участие во всех Всемирных фестивалях молодежи и студентов (как дирижер, консультант, член жюри).

Композитор автор хоровых сочинений на стихи М. Садовского, автор обработок русских народных песен, хоровых переложений. Им написано множество статей о хоровом искусстве, он автор популярной книги «Работа с хором».

Среди его учеников В. Минин, К. Никольская, А. Ушкарев и другие.

Литература:

Соколов, Вл. Работа с хором [Текст] / Вл. Соколов. – Москва : Музыка, 1967. – 228 с.

Владислав Соколов дирижер, педагог, композитор [Текст] ; сост. М. Садовский. – Москва: Музыка, 1988. – 124 с.

Соколов, Вл. Детские хоры [Ноты] : на слова М. Садовского / Вл. Соколов. – Москва : Музыка, 1982. – 48 с.

30 декабря

75 лет (1938 г.) со дня первой постановки балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

В 1595 году В. Шекспир написал свою знаменитую трагедию «Ромео и Джульетта». Тема трагической любви Ромео и Джульетты издавна привлекала внимание композиторов.

На этот сюжет написана опера Ш. Гуно, увертюра-фантазия П. Чайковский, драматическая симфония и др.

Вдохновил этот сюжет и С. Прокофьева, им был написан одноименный балет. Он работал над ним в 1935–1936 годы.

Либретто балета, помимо самого композитора, принадлежит С. Радлову, А. Пиотровскому, Л. Лавровскому.

Балет С. Прокофьева отличался глубоким своеобразием музыки. Премьера балета состоялась 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно. Первая постановка в нашей стране была осуществлена 11 января 1940 года в Ленинграде, в Театре оперы и балета им. С. Кирова. Поставил балет Л. Лавровский и этот вариант стал всемирно известным.

Премьера в Москве в Большом театре состоялась 26 июня 1979 года.

Выдающиеся творения С. Прокофьева балет «Ромео и Джульетта» по праву вошел в классику этого жанра и украшает репертуар лучших балетных трупп мира.

Отдельные, самые яркие номера балета очень часто звучат на концертной эстраде (симфонические сюиты, переложения для фортепиано). Это «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек» и др.

Литература:

Василенко, С. Балеты Прокофьева [Текст] / С. Василенко. – Москва ; Ленинград : Музыка, 1965. – 74 с.

Пасютинская, В. «Ромео и Джульетта» [Текст] / В. Пасютинская // Волшебный мир танца : книга для учащихся / Пасютинская, В. – Москва : Просвещение, 1985. – С. 176–179.

Ромео и Джульетта [Текст] : [либретто] // Советские балеты : краткое содержание ; сост. А. Гольцман. – Москва : Сов. композитор, 1984. – 107–109.

Ромео и Джульетта [Текст] : [либретто] // 111 балетов и забытых опер : справочник-путеводитель ; сост. Л. Михеева. – Санкт-Петербург : Культ Информ Пресс, 2004. – С. 180–185.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск