Скачать 236.7 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Направление: художественное ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: «Пластилин вместо красок. Возможно ли это?» Юный исследователь: Доценко Дарья Владимировна, обучающаяся 2а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» Руководитель: Муллагалеева Эльвина Рамильевна, учитель ИЗО и МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» г. Надым, 2012 Содержание
Введение В школе на уроках изобразительного искусства мы в основном рисуем красками. Однажды учитель сказала принести пластилин на урок. Все ребята обрадовались. А я задумалась. И передо мной возникли вопросы.
Так, мне захотелось больше узнать об этом материале и сравнить его с красками. Время и место проведения исследования: октябрь-декабрь 2011 года, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» Цель исследования – изучить пластилин, провести сравнительный анализ пластилина и красок, а также создать пластилиновую и акварельную картины. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Объект исследования - пластилин. Предмет исследования – определение возможности использования пластилина вместо красок. Я выдвигаю гипотезу: пластилин вместо красок. Возможно ли это? В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования были определены следующие методы исследования: изучение литературы, наблюдение, сравнение, опрос, анализ, обобщение. Основная часть Глава I. Теоретическая часть
Пластилин (итал. plastilina, от греч. plastós — вылепленный, лепной, пластичный), материал, использующийся для лепки изделий. В его состав входят очищенный и размельченный порошок глины, воск, жир и другие вещества, препятствующие высыханию. Обычно окрашивается в разные цвета. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать работу через любой промежуток времени. Игры с пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, фантазии, усидчивости. Однако не только дети имеют дело с этим материалом – скульпторы используют его для выполнения эскизов своих работ, а аниматоры – для создания героев мультипликационных фильмов. Самый известный мультфильм «Пластилиновая ворона».
Кого считать изобретателем пластилина неизвестно до сих пор. По одной версии, пластилин был придуман в Англии преподавателем школы искусств Вильямом Харбуттом. Он хотел изобрести материал, который бы, в отличие от глины, не высыхал при контакте с воздухом. Его пластилин практически не сох и, давал возможность студентам спокойно делать (и переделывать) свои скульптуры. Кроме того, пластилин не прилипал к рукам, благодаря чему он быстро завоевал популярность у детей. Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер из США. Он собирался изготовить вещество, предназначенное для чистки обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Она заменила обычную глину на занятиях по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки (он был белого цвета). Затем совет по образованию в США обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Тогда люди начали покупать баночки с беловатым податливым веществом. Изобретатель стал миллионером в 27 лет, несмотря на то, что пластилин в те времена был только белым. Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки.
Выпускаются следующие виды пластилина: парафиновый, восковой, флуоресцентный, мелкозернистый, плавающий. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Помимо детского пластилина, существует так же пластилин для профессиональных скульпторов и учащихся художественных школ. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность. Чтобы работа с пластилином доставляла удовольствие, он должен:
Глава II. Материал и методы исследования 2.1. Оборудование и материалы Для проведения сравнительного анализа исследуемых материалов при проведении опытов потребовалось следующее оборудование и материалы:
2.2. Методика проведения сравнительного анализа материалов: пластилина и красок (акварель) Сравнительный анализ пластилина и красок (акварель) включал в себя 16 опытов, из которых 6 направлено на выявление сходства, а остальные 10 – на определение различий качественных характеристик анализируемых материалов. Опыт 1. Материал наносится на лист бумаги. Ход работы: нанести материал на лист бумаги. Оценить: нанесения материала. Опыт 2. Ровно или рельефно материал ложится на бумагу. Ход работы: провести на белом листе бумаги полоску (мазок) материалом. Оценить: ровность или рельефность полоски (мазка). Опыт 3. Материал приобретает различные формы. Ход работы: скатать материал в жгут, шар. Оценить: форму изделий. Опыт 4. Определение прозрачности слоя. Ход работы: нарисовать карандашом две линии, поверх рисунка нанести материал. Оценить: прозрачность слоя. Опыт 5. Определение материала на высыхание после нанесения на лист бумаги. Ход работы: провести на белом листе бумаги полоску (мазок) материалом и через 5 минут посмотреть высохла ли полоска. Оценить: материал после нанесения на высыхание. Опыт 6. Определение водонепроницаемости материала. Ход работы: на бумагу нарисованную материалом нанести небольшое количество воды. Оценить: при сохранении цвета материал водонепроницаем. Опыт 7. Определение растворимости материала в воде. Ход работы: поместить небольшие кусочки материала в пробирки, налить достаточное количество воды и хорошо перемешать (взболтать). Оценить: растворимость материала в воде. Опыт 8. Материал имеет различные цвета. Ход работы: посмотреть на наборы материалов. Оценить: в наборе коллекцию представленных цветов. Опыт 9. Анализируемые материалы обладают яркостью. Ход работы: посмотреть яркость цвета материала. Оценить: визуально определить материалы на яркость цвета. Опыт 10. Смешение цветов для получения дополнительных оттенков цвета. Ход работы: смешать два, три цвета материала для получения дополнительных оттенков: а) желтый и красный, б) белый и синий, в) синий, желтый и белый. Оценить: качества смешивания материала. Опыт 11. Определение твердости и мягкости материала. Ход работы: помять в руках небольшой кусочек материала. Оценить: если кусочек материала мнется, сгибается, то он мягкий. Если не изменяет форму, то он твердый. Опыт 12. Анализируемые материалы обладают пластичностью. Ход работы: помять в руках небольшой кусочек материала, придавая ему разные формы (шарик, блин и др.). Оценить: если материал легко деформируется под действием силы рук и легко меняет свою форму, то он обладает пластичностью. Опыт 13. Анализируемые материалы обладают клейкостью. Ход работы: материалом нанести на белый лист бумаги синее пятно, через 5 минут на это же место нанести пятно красного цвета. Подождать 15 минут. Оценить: если материал не потрескается и не начнет отлетать, то он обладает клейкостью. Опыт 14. Способность материала размягчаться под действием тепла Ход работы: материалы поставить в холодное место, через некоторое время переместить их в теплое. Оценить: материал в теплом месте на мягкость. Опыт 15. Материал липнет к рукам. Ход работы: материал помять в руках. Оценить: если остались частицы материала на руках, то он липнет к рукам. Опыт 16. Материал пачкает руки. Ход работы: материал помять в руках. Оценить: если рука окрасилась в цвет материала, то он пачкает руки. Глава III. Результаты сравнительного анализа пластилина и красок (акварель)
По результатам первого опыта установлено, что оба анализируемых материала наносятся на лист бумаги (опыт 1), но пластилином рисовать тяжелее, так как нужно действие силы рук (фото-приложение № 1). И первый, и второй образцы имеют в наборе коллекцию различных цветов (опыт 8) и они обладают яркостью цвета (опыт 9) (фото-приложение № 1). К тому же, эти цвета легко смешиваются друг с другом (опыт 10) для получения дополнительных оттенков. Но пластилин нужно долго смешивать в руках (фото-приложение №2).Оба представленных материала обладают клейкостью (опыт 13). Опыт показал, что слои краски и пластилина после нанесения не потрескались и не начали отлетать. В большой степени клейкость видна в пластилине. Краска (акварель) и хороший пластилин не липнет к рукам (опыт 15). Это свойство определяется составом материала (фото-приложение № 1). Таким образом, сходными свойствами пластилина и красок стали: нанесения материала на плоскость, наличие различных цветов в наборе, яркость цвета, клейкость, а также получение множества оттенков путем смешивания (приложение №1, таблица №1).
По результатам второго опыта установлено, что первым отличием явилось характер наложения материала на бумагу: краска (акварель) ложится ровно, а пластилин – рельефно (фото-приложение № 1). Ровность пластилина можно получить, используя воду, но нужно приложить много усилий. С помощью пластилина лепят различные формы (опыт 3) (фото-приложение № 1). Он не высыхает, ни после нанесение на лист бумаги (опыт 5), ни во время лепки. Это свойство пластилина связано с тем, что в своем составе он содержит жир и другие вещества, препятствующие высыханию. Изделие из пластилина имеет пластичность (опыт 12), которая податлива при разминании руками и хорошо держит придаваемую ей форму. Отличительным свойством пластилина является мягкость (опыт 11). Чем больше нагревается этот материал, тем мягче он становится (фото-приложение № 1). Данный аргумент подтвержден 14 опытом, заключавшимся в нагревании пластилина в теплом месте. Хороший пластилин не пачкает и не липнет к рукам (опыт 15, 16). В отличие от пластилина акварель разбавляется в воде (опыт 7), так как при нанесении на рисунок нужно обязательное смешение цвета с водой. Чтобы получить множество оттенков краску нужно смешивать на палитре, а пластилин смешивается прямо в руках (фото-приложение № 1). Самым главным отличительным свойством акварели является прозрачность краски (опыт 4), сквозь которую просвечивает рисунок и фактура бумаги (фото-приложение № 1), что нельзя добиться от слоя пластилина. Он очень густой, картина может получиться выпуклой и рельефной. Если нанести на пластилин небольшое количество воды, цвет сохранится, и не впитает воду, в отличие от слоя краски. Это очевидно доказывает то, что краска водопроницаема (опыт 6) (фото-приложение № 1). Еще одним свойством краски (акварель) является твердость (опыт 11). Кусочки не сгибаются, не меняют форму. Но краска пачкает руки (опыт 16), так как имеет в своем составе пигмент (фото-приложение № 1). Таким образом, различия обусловлены составом материалов и применением их на практике. Краска (акварель) используется для создания живописных работ, а пластилин для лепки скульптур. Но это не мешает выполнять живописные, рельефные картины с помощью пластилина. Различия пластилина и краски (акварель) приведены в приложении №1, таблица №2. |