Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер153.93 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа

<http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»>


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 279

имени Героя Советского Союза контр-адмирала

Лунина Николая Александровича

Исследовательская работа

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК


Автор: Благушко Полина Дмитриевна,

1б класс, МБОУ ООШ № 279
Научный руководитель: Котенкова Ирина Валериевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279
г. Гаджиево

ЗАТО Александровск

2012
Содержание.







Стр.

1.

Введение

3




1.1.

Актуальность темы







1.2.

Цель исследования







1.3.

Задачи исследования







1.4.

Объект и предмет исследования







1.5.

Методы исследования







1.6.

Гипотеза







1.7.

Основополагающий и проблемные вопросы




2.

Основная часть

4

3.

Практическая часть

8

4.

Заключение

10

5.

Литература и интернет-источники

10

6.

Приложение

11


1. Введение.

1.1. Актуальность темы.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.
1.2.Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

1.3. Задачи исследования:

  • Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

  • Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

  • Провести анкетирование среди одноклассников на тему «Волшебные сказки».

  • Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

  • Изготовить конструктор сказок.

  • Сочинить волшебную сказку.

1.4. Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

1.5. Методы исследования:

  • анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

  • описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

  • анкетирование.

1.6. Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

1.7. Основополагающий вопрос: Что такое сказка?

Проблемные вопросы:

  • Чем отличаются волшебные сказки от других сказок?

  • Похожи ли волшебные сказки друг на друга?

  • Каких героев можно встретить в волшебных сказках?

  • Почему в сказках есть не только положительные герои? (Можно ли обойтись без злодеев в сказке?)

  • Как устроены волшебные сказки?



2. Основная часть.

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

Сказки бывают:


Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;

  • троекратное повторение;

  • положительные и отрицательные герои;

  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

  • чудесные превращения;

  • добро побеждает зло.


Композиция сказки.

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Призказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970 гг.), проанализировав структуру русских народных волшебных сказок, убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много) совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Героев обычно не более семи (может быть меньше): вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись. Победить их главному герою помогают дарители или помощники.

Поступки, которые герои совершают в сказках, Пропп называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда одинакова. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные действия все же присутствуют. В сказке может нарушаться последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга.

Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся функции волшебной сказки.

Таблица 1.

 

Основные функции действующих лиц.

1.

Недостача или запрет, нарушение запрета

2.

Отъезд или уход из дома. Дорога.

3.

Задача, стоящая перед героем.

4.

Встреча с помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.

5.

Появление сверхсильного противника.

6.

Борьба с ним (три раза). Победа.

7.

Возвращение домой. Часто свадьба.

8. *

Ложный герой.

9. *

Вновь трудные испытания.

10. *

Беда ликвидируется. Узнавание истинного героя.

11. *

Ложный герой наказывается.

12.

Награждение героя, свадьба.

Значком * обозначаются функции, которые не всегда бывают в сказках.

Я проанализировала волшебную сказку «Иван царевич и серый волк» и выяснила, что в ней есть многие из перечисленных функций (таблица 2).

Таблица 2.

 

 Функция сказки

Описание эпизода сказки

1.

Недостача

В царском саду стали пропадать золотые яблоки

2.

Отъезд или уход из дома. Дорога.

Иван царевич отправился искать Жар-птицу

3.

Встреча с помощником

Встреча с серым волком

4.

Помощник испытывает героя. 

Волк отправляет Ивана-царевича за Жар-птицей, златогривым конем, Еленой прекрасной, но…

5.

Запрет

… говорит о том, что нельзя трогать клетку, уздечку.

6.

Нарушение запрета, наказание героя

Иван-царевич не послушался волка, взял клетку, уздечку. Трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись и схватили Ивана-Царевича

7.

Задача перед героем (3 раза)

Найти Жар-птицу, златогривого коня и Елену прекрасную

8.

Помощник, волшебные дары

Серый волк, превращаясь, помогает Ивану-царевичу забрать Елену Прекрасную, а затем – коня и Жар-птицу

9.

Победа

Ивану-царевичу привозит отцу Жар-птицу, а самому достаются Елена Прекрасная и конь златогривый

10.

Пир, свадьба

Иван-царевич женится на Елене Прекрасной


При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку (приложение 1).

Известный сказочник Джанни Родари (1920-1980 гг.) предложил использовать графически изображенные функции сказок, назвав их «Картами Проппа». Он написал книгу «Грамматика фантазии», в которой учит детей и взрослых придумывать удивительные сказочные истории, используя эти карты. Джанни Родари отмечал, что благодаря использованию этих карт ребенок не просто наблюдает и слушает, а сам становится создателем оригинальных литературных произведений.

Карты можно без труда изготовить самостоятельно. Нет каких-то правил их использования. Можно брать карты со всеми функциями, доставать на выбор любые три карты и придумывать историю, опираясь на них. Также возможно играть компанией, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую предыдущим игроком.

«Карты Проппа», предложенные Родари, – это настоящий «сказочный конструктор».Чтобы научиться конструировать из него, нужно знать сказочные традиции, читать волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки.

3. Практическая часть.

Результаты анкетирования.

Среди учащихся своего класса я провела анкетирование «Волшебная сказка». В опросе приняло участие 25 детей. Я подобрала такие вопросы, чтобы ответы на них использовать при сочинении собственной сказки о школе. Результаты анкетирования представлены диаграммами 1-6.
Диаграмма 1.

Диаграмма 2.


Диаграмма 3.



Диаграмма 4.




Диаграмма 5.

Диаграмма 6.

Вывод: таким образом, я выяснила, что мои одноклассники читают волшебные сказки, знают ее героев, и могут наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.
Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» (приложение 1), изготовила комплект карт Проппа – «Конструктор сказок» (приложение 2). И сочинила собственную волшебную сказку (приложение 3).

Также вместе с одноклассниками мы создали «Книгу волшебных сказок» (некоторые из них представлены в приложении 4), которую читаем теперь вместе. Ребята отметили, что сочинять сказки – это очень интересно и увлекательно. Многие из них воспользовались предложенной мной памяткой, что заметно упростило выполнение задачи.
4. Заключение.

В ходе исследования я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их изучают. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. А в помощники можно взять специальный сказочный конструктор.

Я сочиняла сказки и истории и раньше, но работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории с настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

В результате проведенной работы мне удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

В ходе работы над проектом у меня возникла новая идея: сравнить народные и современные литературные волшебные сказки, найти сходства и отличия. Так что, это присказка, а сказка будет впереди…
5. Литература.

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

  2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

  4. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

Ссылки на интернет-источники:

http://allday2.com (иллюстрации художника Н.Кочергина)

http://hyaenidae.narod.ru/

http://ru.wikipedia.org/

http://www.les-skazok.ru/

http://www.ckazka.net/

http://wiki.iteach.ru/

6. Приложение.

Приложение 1.

ПАМЯТКА.

«Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

При сочинении сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Можно переставлять функции местами.

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

"давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"

Особое обстоятельство

"солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"


Запрет

"не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"

Нарушение запрета

персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель

Герой покидает дом

при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

серый волк, кот в сапогах


Способ достижения цели – волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь

Герой выдерживает испытание дарителя

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем, или соревнование

Враг оказывается поверженным

в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе

Счастливый конец

пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу



Приложение 2.

КОНСТРУКТОР СКАЗОК.



Приложение 3.

СКАЗКА ПРО ВОЛШЕБНУЮ РУЧКУ.

(автор Полина Благушко)

В небывалом царстве-государстве, в некотором городе, в некоторой школе, учился мальчик Петя Петрушкин. Петя учиться не любил и зря времени на учёбу не тратил. Он в снежки во дворе с ребятами играл, крепости лепил. Бывало, даже школу прогуливал и частенько домой замечания в дневнике приносил.

В этой же школе, в этом же классе, училась девочка, умная-преумная, красивая-прекрасивая, ни в сказке сказать, ни пером описать. А звали её Крошечка-Хаврошечка. Она своё время попусту никогда не тратила. И уроки успевала выучить и с подружками погулять. Когда Хаврошечка писала в своей тетрадке, то ручка в ее руке, как по волшебству пританцовывала, выписывая ровным почерком буквы и цифры.

Вот как-то прибежал наш Петрушкин в школу с опозданием, подходит к классу и видит: лежит на полу ручка Хаврошечки. Обрадовался Петя, взял ручку себе и в класс зашел. Только не знал Петрушкин, что ручка-то и в самом деле волшебная: если пишет ею человек, который сам не старается, то через 3 дня у ручки чернила закончатся!

Сел Петрушкин за парту, достал тетрадку. А дети диктант пишут, стараются. Петя тоже стал писать: ручка-то волшебная – буковки ровные получатся, одна к одной. Когда учительница диктант проверять стала – онемела от удивления: надо же, у Петрушкина-то не хуже, чем у Крошечки-Хаврошечки получилось! Пришлось пятерку поставить.

На следующий день по математике ручка в руках Петрушкина продолжала показывать чудеса: примеры решались правильно, цифры стояли на местах в своих клеточках. И опять в тетради – пятерка! Класс даже зааплодировал. Вот и в дневнике у Петрушкина появилась первая пятёрка.

На уроке русского языка учительница вызвала Хаврошечку, но никто даже не смотрел на доску, все болтали, смеялись, а громче всех кричал Петя Петрушкин. Хаврошечка после отличного ответа вернулась на своё место.

И на третий день волшебная ручка выручила Петю. Он даже стал смеяться над Крошечкой-Хаврошечкой, что лучшее ее теперь пишет. Долго ли коротко ли сказка сказывается, да прошло три дня. И на четвертый день захотел Петя Петрушкин в тетради по русскому предложение написать, только закончились в волшебной ручке чернила, а вместе с ними закончились и Петины красивые буквы… А Крошечка-Хаврошечка продолжала прилежно учиться, и каждый день радовала своих родителей хорошими отметками!

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


Приложение 4.

Сборник сказок

учеников 1 б класса

МБОУ ООШ № 279

имени Героя Советского Союза

контр-адмирала

Лунина Николая Александровича







III Всероссийский дистанционный конкурс «Детский проект»<>


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск