Скачать 153.93 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича Исследовательская работа СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Автор: Благушко Полина Дмитриевна, 1б класс, МБОУ ООШ № 279 Научный руководитель: Котенкова Ирина Валериевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 г. Гаджиево ЗАТО Александровск 2012 Содержание.
1. Введение. 1.1. Актуальность темы. Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку. 1.2.Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок. 1.3. Задачи исследования:
1.4. Объект исследования: волшебные сказки Предмет исследования: законы создания волшебной сказки. 1.5. Методы исследования:
1.6. Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок. 1.7. Основополагающий вопрос: Что такое сказка? Проблемные вопросы:
2. Основная часть. В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо». Сказки бывают: Признаки волшебных сказок:
Композиция сказки. Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность. Призказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”. Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…». Завязка – это начало событий. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать». Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970 гг.), проанализировав структуру русских народных волшебных сказок, убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много) совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Героев обычно не более семи (может быть меньше): вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись. Победить их главному герою помогают дарители или помощники. Поступки, которые герои совершают в сказках, Пропп называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда одинакова. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные действия все же присутствуют. В сказке может нарушаться последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть. В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся функции волшебной сказки. Таблица 1.
Значком * обозначаются функции, которые не всегда бывают в сказках. Я проанализировала волшебную сказку «Иван царевич и серый волк» и выяснила, что в ней есть многие из перечисленных функций (таблица 2). Таблица 2.
При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец". Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку (приложение 1). Известный сказочник Джанни Родари (1920-1980 гг.) предложил использовать графически изображенные функции сказок, назвав их «Картами Проппа». Он написал книгу «Грамматика фантазии», в которой учит детей и взрослых придумывать удивительные сказочные истории, используя эти карты. Джанни Родари отмечал, что благодаря использованию этих карт ребенок не просто наблюдает и слушает, а сам становится создателем оригинальных литературных произведений. Карты можно без труда изготовить самостоятельно. Нет каких-то правил их использования. Можно брать карты со всеми функциями, доставать на выбор любые три карты и придумывать историю, опираясь на них. Также возможно играть компанией, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую предыдущим игроком. «Карты Проппа», предложенные Родари, – это настоящий «сказочный конструктор».Чтобы научиться конструировать из него, нужно знать сказочные традиции, читать волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки. 3. Практическая часть. Результаты анкетирования. Среди учащихся своего класса я провела анкетирование «Волшебная сказка». В опросе приняло участие 25 детей. Я подобрала такие вопросы, чтобы ответы на них использовать при сочинении собственной сказки о школе. Результаты анкетирования представлены диаграммами 1-6. Диаграмма 1. Диаграмма 2. Диаграмма 3. Диаграмма 4. Диаграмма 5. Диаграмма 6. Вывод: таким образом, я выяснила, что мои одноклассники читают волшебные сказки, знают ее героев, и могут наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях. Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» (приложение 1), изготовила комплект карт Проппа – «Конструктор сказок» (приложение 2). И сочинила собственную волшебную сказку (приложение 3). Также вместе с одноклассниками мы создали «Книгу волшебных сказок» (некоторые из них представлены в приложении 4), которую читаем теперь вместе. Ребята отметили, что сочинять сказки – это очень интересно и увлекательно. Многие из них воспользовались предложенной мной памяткой, что заметно упростило выполнение задачи. 4. Заключение. В ходе исследования я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их изучают. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. А в помощники можно взять специальный сказочный конструктор. Я сочиняла сказки и истории и раньше, но работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории с настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. В результате проведенной работы мне удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок. В ходе работы над проектом у меня возникла новая идея: сравнить народные и современные литературные волшебные сказки, найти сходства и отличия. Так что, это присказка, а сказка будет впереди… 5. Литература.
Ссылки на интернет-источники: http://allday2.com (иллюстрации художника Н.Кочергина) http://hyaenidae.narod.ru/ http://ru.wikipedia.org/ http://www.les-skazok.ru/ http://www.ckazka.net/ http://wiki.iteach.ru/ 6. Приложение. Приложение 1. ПАМЯТКА. «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». При сочинении сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Можно переставлять функции местами.
Приложение 2. КОНСТРУКТОР СКАЗОК. Приложение 3. СКАЗКА ПРО ВОЛШЕБНУЮ РУЧКУ. (автор Полина Благушко) В небывалом царстве-государстве, в некотором городе, в некоторой школе, учился мальчик Петя Петрушкин. Петя учиться не любил и зря времени на учёбу не тратил. Он в снежки во дворе с ребятами играл, крепости лепил. Бывало, даже школу прогуливал и частенько домой замечания в дневнике приносил. В этой же школе, в этом же классе, училась девочка, умная-преумная, красивая-прекрасивая, ни в сказке сказать, ни пером описать. А звали её Крошечка-Хаврошечка. Она своё время попусту никогда не тратила. И уроки успевала выучить и с подружками погулять. Когда Хаврошечка писала в своей тетрадке, то ручка в ее руке, как по волшебству пританцовывала, выписывая ровным почерком буквы и цифры. Вот как-то прибежал наш Петрушкин в школу с опозданием, подходит к классу и видит: лежит на полу ручка Хаврошечки. Обрадовался Петя, взял ручку себе и в класс зашел. Только не знал Петрушкин, что ручка-то и в самом деле волшебная: если пишет ею человек, который сам не старается, то через 3 дня у ручки чернила закончатся! Сел Петрушкин за парту, достал тетрадку. А дети диктант пишут, стараются. Петя тоже стал писать: ручка-то волшебная – буковки ровные получатся, одна к одной. Когда учительница диктант проверять стала – онемела от удивления: надо же, у Петрушкина-то не хуже, чем у Крошечки-Хаврошечки получилось! Пришлось пятерку поставить. На следующий день по математике ручка в руках Петрушкина продолжала показывать чудеса: примеры решались правильно, цифры стояли на местах в своих клеточках. И опять в тетради – пятерка! Класс даже зааплодировал. Вот и в дневнике у Петрушкина появилась первая пятёрка. На уроке русского языка учительница вызвала Хаврошечку, но никто даже не смотрел на доску, все болтали, смеялись, а громче всех кричал Петя Петрушкин. Хаврошечка после отличного ответа вернулась на своё место. И на третий день волшебная ручка выручила Петю. Он даже стал смеяться над Крошечкой-Хаврошечкой, что лучшее ее теперь пишет. Долго ли коротко ли сказка сказывается, да прошло три дня. И на четвертый день захотел Петя Петрушкин в тетради по русскому предложение написать, только закончились в волшебной ручке чернила, а вместе с ними закончились и Петины красивые буквы… А Крошечка-Хаврошечка продолжала прилежно учиться, и каждый день радовала своих родителей хорошими отметками! Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Приложение 4. Сборник сказок учеников 1 б класса МБОУ ООШ № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича III Всероссийский дистанционный конкурс «Детский проект»<> |