Скачать 54.4 Kb.
|
Тема урока: Диалектная лексика (Урок в VI классе на материале говора родного края) Цель: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка. Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной литературой; воспитание любви к малой родине. Оборудование: “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля; магнитофонная запись народной музыки; запись на доске: 1)эпиграф к уроку: Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства, И я ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять, И есть ли такие средства? А.Яшин “Родные слова” 2) Словарик: Передник –фартук Шаньги- оладьи Подсобить – помочь Пекчи – печь (н.ф.г.) Тын – изгородь, забор из тонких еловых стволов Плетуха – корзина Потка – птица Клюка – кочерга Котомка- рюкзак Рукомойник – умывальник Судёнка – кухонный шкаф. Ход урока. I . Оргмомент. Звучит народная музыка. Слово учителя: - Ребята, вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно: мы будем изучать народный говор. Тема урока – “Диалектная лексика”. Это лексика, ограниченная в употреблении. О таких словах речь идет в эпиграфе, который я подобрала к сегодняшнему уроку. Прочтем его (один учащийся читает выразительно вслух). II. Синтаксическая пятиминутка (на материале эпиграфа). - Из скольких предложений состоит цитата? Докажите. - Дайте характеристику этих предложений. - Назовите грамматические основы первого предложения. - Чем выражено сказуемое второй грамматической основы? - Составьте схему первого предложения. - Как вы понимаете слово “привадила”. ( Это просторечное слово. Привадить – приучить к кому-нибудь, чему-нибудь лаской, вниманием, расположить). - Как вы поняли, чем озабочен автор стихотворения? Почему эти слова нужно отстаивать, стремиться не растерять? III. Переход к изучению нового материала. 1) Разыгрывается сценка, заранее подготовленная учащимися. Учитель: - Восьмилетняя Соня вместе со своей мамой приехала на каникулы к бабушке в д. Великово Солигаличского района. Однажды утром, проснувшись от звона чугунов и ухвата, девочка прибежала к бабушке на кухню. - Ну что, мнученька, давай зови мамку, пусть надевает передник и подсобит мне шаньги пекчи. - Что, бабушка, ей нужно надеть? - Передник! Девочка в недоумении поглядела по сторонам и отправилась в другую комнату. Там мама сидела на диване и читала журнал. - Мамочка, бабуля велела, чтоб ты в передней комнате что – то надела и отправилась зачем- то в подсобку. Я ничего не поняла! Мама пожала плечами и отправилась на кухню. Она сразу же почувствовала приятно дымный аромат только что испеченных оладушек. - Ну, где ты там пропала?- с дорой укоризной произнесла бабушка.- Не успеваю я. На передник, подсоби мне шаньги пекчи! Мама громко захохотала, позвала Сонечку, и они все вместе стали хлопотать у плиты. (Учитель выясняет, какие слова, произнесенные героями сценки, не являются общеупотребительными, а характерны для речи жителей нашего села. Учащиеся в случае затруднения толкования слов обращаются к словарику, записанному на доске). 2. Терминологическая работа. Учитель: - Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного языка, например: говор села Красное Новохоперского района Воронежской области, рязанские говоры, костромские, псковские. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия – южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно/], [малако/]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно/], [корова/]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией. А сейчас давайте обратимся к учебнику стр. 31,§ 16. Прочитаем определение и ответ на вопрос- Что же такое диалектные слова? 3. Сообщение “Что дает изучение местных говоров ученым”? (выступает ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание). Ученик: - Оказывается, говоры – это ценнейший источник изучения истории русского языка. Ведь многие черты, утраченные в общем литературном языке, еще сохраняются в областных говорах. А изучение диалектных особенностей на географической карте помогает изучить историю нашего народа. Причем как историю древнюю, например, размещение древнерусских племен и пути освоения нашими предками громадных территорий на севере и востоке нашей Родины, так и более позднюю. На диалектологических картах оказываются запечатленными торговые пути, традиционные связи жителей разных областей страны. IV. Закрепление материала. 1. Работа над характерными особенностями диалектной лексики села. Игра “Кто больше и быстрее?” (учитель приводит один пример на каждую особенность, остальные – подбирают учащиеся самостоятельно, затем коллективно проверяется). Учитель: - Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий, труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (хва/ртух – “фартук”) (записывается пример в первый столбик), ударения (песни/ – “пе/сни” (2-й столбик), словообразования (кошеня/ – “котенок”) (3-й столбик), морфологическими особенностями ((спелая) я/блука – яблоко) (4-й столбик). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке (спри/зьба – “завалинка”, би/ля – “возле”) (5-й столбик). (Учащимся дается несколько минут для выполнения задания). 2. “Отгадай загадку”. Работа с классом. Учитель: - Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам. Задание: найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, укажите их лексическое значение. Через тын да в кадку. (огурец) Желтуха, краснуха, Глянь: целая плетуха. (грибы в корзине) Красненькая потка по жерди ходит. (Горящая лучина) 3. Учитель знакомит ребят с “Толковым словарем” В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров. - Какие специальные пометки имеют диалектные слова в словаре? 4. Письменное упражнение. Распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные. Обозначить орфограммы. клюка, п..л..тенц.., котомка, рукомойник, к..рзина, п..тух, к..чели, судёнка, рушник, ч..стушки. V. Подведение итога (возвращение к эпиграфу урока). Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, которые дают исчерпывающие сведения по истории русского языка в целом, помогают сохранить традиции и обычаи, о внимании и уважении, которых заслуживают носители диалектной речи. В этом нас убеждает история многих литературных и диалектных слов, поиски их этимологии. (см. “скрыня” – скрывать, укрывать; в слове “чувствовать” непроизносимый согласный можно проверить местным диалектным словом “недочувать”). VI. Задание на дом: 1) Выучить параграф 16. 2) Составить словарик из 10 диалектных слов нашей местности. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа» Морозова Ирина Николаевна |