Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
Размер54.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок



Тема урока: Диалектная лексика

(Урок в VI классе на материале говора родного края)

Цель: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.

Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной литературой; воспитание любви к малой родине.

Оборудование: “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля; магнитофонная запись народной музыки; запись на доске:

1)эпиграф к уроку:

Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?

А.Яшин “Родные слова”

2) Словарик:

Передник –фартук

Шаньги- оладьи

Подсобить – помочь

Пекчи – печь (н.ф.г.)

Тын – изгородь, забор из тонких еловых стволов

Плетуха – корзина

Потка – птица

Клюка – кочерга

Котомка- рюкзак

Рукомойник – умывальник

Судёнка – кухонный шкаф.
Ход урока.
I . Оргмомент. Звучит народная музыка.

Слово учителя:

- Ребята, вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно: мы будем изучать народный говор. Тема урока – “Диалектная лексика”. Это лексика, ограниченная в употреблении. О таких словах речь идет в эпиграфе, который я подобрала к сегодняшнему уроку. Прочтем его (один учащийся читает выразительно вслух).

II. Синтаксическая пятиминутка (на материале эпиграфа).

- Из скольких предложений состоит цитата? Докажите.

- Дайте характеристику этих предложений.

- Назовите грамматические основы первого предложения. - Чем выражено сказуемое второй грамматической основы?

- Составьте схему первого предложения.

- Как вы понимаете слово “привадила”. ( Это просторечное слово. Привадить – приучить к кому-нибудь, чему-нибудь лаской, вниманием, расположить).

- Как вы поняли, чем озабочен автор стихотворения? Почему эти слова нужно отстаивать, стремиться не растерять?

III. Переход к изучению нового материала. 1) Разыгрывается сценка, заранее подготовленная учащимися.

Учитель: - Восьмилетняя Соня вместе со своей мамой приехала на каникулы к бабушке в д. Великово Солигаличского района.

Однажды утром, проснувшись от звона чугунов и ухвата, девочка прибежала к бабушке на кухню.

- Ну что, мнученька, давай зови мамку, пусть надевает передник и подсобит мне шаньги пекчи.

- Что, бабушка, ей нужно надеть?

- Передник!

Девочка в недоумении поглядела по сторонам и отправилась в другую комнату. Там мама сидела на диване и читала журнал.

- Мамочка, бабуля велела, чтоб ты в передней комнате что – то надела и отправилась зачем- то в подсобку. Я ничего не поняла!

Мама пожала плечами и отправилась на кухню. Она сразу же почувствовала приятно дымный аромат только что испеченных оладушек.

- Ну, где ты там пропала?- с дорой укоризной произнесла бабушка.- Не успеваю я. На передник, подсоби мне шаньги пекчи!

Мама громко захохотала, позвала Сонечку, и они все вместе стали хлопотать у плиты.

(Учитель выясняет, какие слова, произнесенные героями сценки, не являются общеупотребительными, а характерны для речи жителей нашего села. Учащиеся в случае затруднения толкования слов обращаются к словарику, записанному на доске).

2. Терминологическая работа.

Учитель: - Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного языка, например: говор села Красное Новохоперского района Воронежской области, рязанские говоры, костромские, псковские. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия – южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково:

[акно/], [малако/]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно/], [корова/]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.

А сейчас давайте обратимся к учебнику стр. 31,§ 16. Прочитаем определение и ответ на вопрос- Что же такое диалектные слова?

3. Сообщение “Что дает изучение местных говоров ученым”? (выступает ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание).

Ученик: - Оказывается, говоры – это ценнейший источник изучения истории русского языка. Ведь многие черты, утраченные в общем литературном языке, еще сохраняются в областных говорах. А изучение диалектных особенностей на географической карте помогает изучить историю нашего народа. Причем как историю древнюю, например, размещение древнерусских племен и пути освоения нашими предками громадных территорий на севере и востоке нашей Родины, так и более позднюю. На диалектологических картах оказываются запечатленными торговые пути, традиционные связи жителей разных областей страны.

IV. Закрепление материала.

1. Работа над характерными особенностями диалектной лексики села. Игра “Кто больше и быстрее?” (учитель приводит один пример на каждую особенность, остальные – подбирают учащиеся самостоятельно, затем коллективно проверяется).

Учитель: - Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий, труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (хва/ртух – “фартук”) (записывается пример в первый столбик), ударения (песни/ – “пе/сни” (2-й столбик), словообразования (кошеня/ – “котенок”) (3-й столбик), морфологическими особенностями ((спелая) я/блука – яблоко) (4-й столбик).

Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке (спри/зьба – “завалинка”, би/ля – “возле”) (5-й столбик). (Учащимся дается несколько минут для выполнения задания).

2. “Отгадай загадку”. Работа с классом.

Учитель: - Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.

Задание: найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, укажите их лексическое значение.

Через тын да в кадку. (огурец)

Желтуха, краснуха,

Глянь: целая плетуха. (грибы в корзине)

Красненькая потка по жерди ходит. (Горящая лучина)

3. Учитель знакомит ребят с “Толковым словарем” В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров.

- Какие специальные пометки имеют диалектные слова в словаре?

4. Письменное упражнение. Распределить слова в два столбика:

1) общеупотребительные; 2) диалектные. Обозначить орфограммы.

клюка, п..л..тенц.., котомка, рукомойник, к..рзина, п..тух, к..чели, судёнка, рушник, ч..стушки.

V. Подведение итога (возвращение к эпиграфу урока).

Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, которые дают исчерпывающие сведения по истории русского языка в целом, помогают сохранить традиции и обычаи, о внимании и уважении, которых заслуживают носители диалектной речи. В этом нас убеждает история многих литературных и диалектных слов, поиски их этимологии. (см. “скрыня” – скрывать, укрывать; в слове “чувствовать” непроизносимый согласный можно проверить местным диалектным словом “недочувать”).

VI. Задание на дом: 1) Выучить параграф 16. 2) Составить словарик из 10 диалектных слов нашей местности.

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МОУ «Васильевская основная

общеобразовательная школа»

Морозова Ирина Николаевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск