Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор учебника: Л.А. Ефросинина
Дата: 16.01. 2009г.
Тема урока: У страха глаза велики. Русская народная сказка в пересказе М.Серовой
Тип (вид урока): комбинированный
Задачи по содержанию:
вспомнить с детьми известные им русские народные сказки;
выяснить, есть ли у них любимые народные сказки, и какие именно;
познакомить с одной из присказок;
помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики» и положительно оценить ее; проанализировать языковые богатства сказки, обратить внимание детей на необычность ее названия (это поговорка), на образные сравнения («ведра с огурчик» и «ведра с наперсток» и т. п.);
отрабатывать интонационную выразительность речи (чтение концовки сказки в лицах);
формировать навыки выразительного чтения;
совершенствовать умение делить текст на части.
Методы обучения: проблемная ситуация, сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей беседа, игра
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, соревнование, составление и отгадывание загадок.
Средства обучения:
для учителя: видеосюжет сказки.
для учащихся: учебник «Литературное чтение»: 2 класс (авт.: Л.А. Ефросинина)- М.: Вентана-Граф, 2008; рабочие тетради «Литературное чтение»: 2 класс (авт.: Л.А. Ефросинина)- М.: Вентана-Граф, 2008; заранее подготовленные сообщения по предыдущей теме.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I. Актуализация знаний
| I. Постановка вопросов
1.Какие трудности вы испытывали при подготовке своего смешного рассказа, героями которого были ваши ровесники?
2. Как удалось преодолеть трудности?
II. Обращение с заданием
Послушайте смешной рассказ в исполнении ученика в группе.
Определите, удалось ли сочинить смешной рассказ.
III. Наблюдение за работой групп и оказание необходимой помощи.
IV. Подведение итогов работы.
| Саморефлексия.
Сообщение учителю и одноклассникам о своих трудностях и об их разрешении.
Взаимопомощь в поиске путей преодоления трудностей.
Внутригрупповая работа:
- слушание
- дискуссия
| II. Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи
| I .Побуждение к выдвижению гипотез.
Задания:
Прочитать названия книг на выставке.
Определить жанр произведений
Обосновать своё мнение.
Назвать автора сказок.
II. Вопрос:
Все ли сказки, представленные на выставке вы знаете?
III. Сообщение темы:
- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?
-Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огнь горит.
Отвечает мама: - Нет!-
Щелк и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете-
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка…
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете-
Это печка с кочергой
-Представляете, что можно от страха себе навыдумывать?
| Самостоятельная индивидуальная работа.
Общеклассная дискуссия
Индивидуальное сообщение.
Саморефлексия. Сообщение её результатов.
Высказывание предположений. Формулирование гипотез (если…,то…,)
| III. Решение учебной задачи: выдвижение и проверка гипотез
| I. Просмотр видеосюжет сказки.
Охранительный режим:
II. Выявление первичного восприятия сказки.
Понравилась вам сказка?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Скажите, сказка эта смешная или грустная?
Можно назвать ее волшебной?
III Упражнения по формированию читательских умений.
1. Работа с текстом прослушанного произведения.
Открыть конверт, выполнить задания:
- Рассмотреть текст.
- Определить количество частей.
- Определить количество абзацев
Проверка выполнения заданий.
2. Организация выборочного чтения
- Прочитать начало сказки.
- Выполнить задания №1,2 на с.81
- Прочитать чем заканчивается сказка.
Охранительный режим
| Просмотр сказки.
Физминутку проводит ученик
Высказывание оценочных суждений.
Внутригрупповая работа.
Индивидуальные выступления от группы.
Самостоятельная работа
Физминутку проводит ученик
| IV. Воспроизведение открытых знаний
| I Обращение с заданием:
- Достать из шкатулки “Яблочко” пословицу.
- Прочитать её.
- Определить: подходит ли пословица к данной сказке.
- Обосновать своё мнение
| Фронтальная работа по “цепочке”
| V. Творческое преобразование открытых знаний
| I Обращение с вопросом:
- Что было бы, если бы вы были одним из героев этой сказки?
| Индивидуальная работа
Сообщение собственной идеи
| VI. Итог урока
| I Итог урока:
- Над чем вас побудила задуматься сказка “У страха глаза велики”?
II Домашнее задание по выбору:
1.с.81з.3, 4 в учебнике.
2. Краткий пересказ сказки.
|
Сообщение результатов саморефлексии
| VII. Рефлексия
| Организация подведения итогов
Оценивание работы учащихся
| Оценивание своей работы на уроке
|
Литература и Интернет – источники:
учебник «Литературное чтение»: 2 класс (авт.: Л.А. Ефросинина)- М.: Вентана-Граф, 2008;
рабочие тетради «Литературное чтение»: 2 класс (авт.: Л.А. Ефросинина)- М.: Вентана-Граф, 2008
http://savok.name/diafilm.php?name=ustraha&count=32 – диафильм сказки «У страха глаза велики»
http://andchigrin.ucoz.ru/load/2-1-0-47 - фонотека. Сказка «У страха глаза велики»
|