Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 47.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.03.2014
Размер47.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Одним из основных направлений в своей работе считаю литературное краеведение.

Курс литературного краеведения позволяет, с моей точки зрения, живо прикоснуться к прошлому родной земли, осознать свои корни, прочувствовать преемственность поколений, формировать патриотическую гордость за свою малую родину, давшую миру созвездие талантов.

Еще Гете писал: «Если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину». А патриарх нашей литературы Д.С.Лихачев утверждал, что нельзя «понять литературу, не зная мест, где она родилась».

В ходе проведения уроков и факультативных занятий по литературному краеведению я убеждаюсь в том, что писатели и созданные ими произведения через призму литературного краеведения становятся ближе, «человечнее», ибо познаются через знакомое и близкое.

Процесс усвоения учащимися литературно-краеведческих знаний активен: ученики, всерьез занимающиеся литературным краеведением, обречены искать, исследовать, рыться в текстах художественных произведений, заглядывать в архивы и музеи, сопоставлять, обобщать, бывать в достопримечательных местах.

В целом уроки литературного краеведения должны быть уроками мысли и чувства. На уроках особенно важны высокий душевный подъем, эмоциональность, «разговор от сердца к сердцу» в том возрасте, когда душа особенно открыта для восприятия жизни, когда сильное и яркое впечатление может стать кирпичиком для фундамента созревающей личности. Поэтому в краеведческой работе необходимо расширение методической палитры изучаемых тем. Ведь это не обычный урок, который ученик должен посещать, а занятие, которое не привлекут его, если будут ординарными.

Я использую в своей работе классические и нетрадиционные приемы изучения литературы плюс исследовательская деятельность детей, посещение музеев, встречи с писателями, литературные вечера, подготовка презентаций и т.д. Отсюда разнообразные формы уроков: урок-путешествие в мир поэта («Вяземский и Пензенский край», «Пензенская тропинка к Пушкину»), урок-композиция («М.Ю.Лермонтов и Тарханы»), цикл уроков-исследований, уроков-презентаций по легендам и преданиям Поволжья ,села Засечное(«Преданья старины глубокой…», «Карты без названий немы…», «Легенды рассказывают…»).

Одной из важнейших заслуг литературного краеведения считаю возможность помочь учащимся самим найти, увидеть, эмоционально пережить радость открытия. В.Бианки писал: «Краевед-исследователь, маленький Колумб».

Так, уроку-исследованию,уроку-презентации топонимических преданий предшествовала исследовательская работа детей (фольклорная экспедиция): они собирали бытующие в с.Засечное предания о названии села, о названии горы Божьей, о названии улиц. Такие уроки, начиная с подготовительного этапа и до завершения, создаются в сообществе учителя и ученика. Предварительно на занятиях дети учились культуре поведения во время интервьюирования, правильному оформлению фольклорного материала, созданию презентаций.

В результате появились мини-исследования ребят, презентации – творческие, оригинальные работы.

На уроке наряду с преданиями Пензенского края, записанными А.П.Анисимовой о названии реки Сура, Айва, дети с удовольствием читают свои исследования, путешествуют по карте Пензенской области с целью нахождения следов пребывания мордвы в географических названиях, знакомятся с мордовскими,татарскими и русскими костюмами. Приобщение детей к фольклору села, Пензенского края активизирует их творческие способности, рождает желание записывать произведения , придумывать самим по аналогии сказки, загадки. Мы с учениками увлеклись собирательством, этнографией.

Уверена, если умеющий рисовать ребенок делает зарисовку своего села, а любящий сочинять напишет стихи, сказки, значит, в детских душах поселилось то чувство, которое зиждется на памяти и благодарности прошлому,- чувство отчего края.

Особая форма работы-театрализации (один из выходов обязательное сделать интересным. Чтобы художественный текст стал «своим» для читателя, его нужно «прожить», в него нужно «окунуться», им нужно «дышать». Это происходит на уроках-спектаклях, театральных уроках.

Например, инсценирование очерка Лескова из «Мелочей архивной жизни» «О Пензенском архиерее Варламе». Предварительно мы с учениками прочитали произведение, составили «рекомендации для господ актеров» в духе Гоголя с разгадкой характеров и как кому играть. Думаю, мы справились с заданием сохранения настроения, основной направленности характера, смогли уловить тонкую лесковскую интуицию. Также инсценировали сказку о «красавице Варане» и показали в начальных классах.

Согласна с точкой зрения методистов, что «ловить» учеников надо на знании, а не на незнании. Надо готовить, организовывать успех ученика, учить его работать. Поэтому разрабатываю такие типы заданий, когда ученику был бы радостен этот процесс интеллектуального поиска, чтобы он не испытывал испуг от того, что его вызовут к доске.

Они выступают на занятиях и в качестве экскурсоводов (практическое занятие «История одного экспоната»), и в качестве гидов на занятии «Путешествие по лермонтовским местам», и в качестве докладчиков, критиков, художников, защитников проектов.

Важнейшим структурным принципом курса является его сопряженность с основным курсом.

Занятия и навыки, полученные на факультативных занятиях, используются и применяются далее в самой активной форме в процессе работы над конкретными темами учебного курса. Полученное там возвращается ребенком на урок, и он уже чувствует себя увереннее, мыслит интереснее, самостоятельнее.

Кроме того, дети выступают перед учащимися разных классов с сообщениями по темам, связанным с Пензенским краем, с интересными творческими работами: инсценированием, композицией, сериями рисунков к произведениям разных поэтов, презентациями своих проектов.

Или посещение музеев, которое делает для учащихся зримым многое из того, о чем они читают в классической литературе. Ведь музей - это не только научное учреждение, хранилище реликвий и памятников старины. Это центр нравственного, эстетического воспитания, призванный пробуждать «чувства добрые».

И думаю, это хорошо понимают те, кто работает в Литературном музее. Этот музей – незатухающий очаг, в котором горит огонь любви к родному краю.

Мы посетили с детьми 5 занятий в Литературном музее:

«Песни и сказки Пензенского края», «Пенза и Пензенский край (с просмотром видео-фильмов «Станционный смотритель», «Лермонтов и Тарханы», «Лесков и Пензенский край (с просмотром видео-фильма «Левша»). Дети были в восторге. Также мы побывали в картинной галерее, в краеведческом музее. Я убеждена, чем раньше в своей жизни человек приходит в музей, тем скорее сумеет он обогатить душу любовью к историческому и культурному наследию малой родины.

Что же необходимо урокам литературного краеведения, чтобы они стали яркими, неординарными, запоминающимися? Интеллект, артистизм, методическая точность учителя. Постоянная обратная связь в виде реакции ребят, их участия-соразмышления, сочувствия и творческой самоотдачи.

Урок-диалог: обучающие и обучаемые как единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках истины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск