Скачать 461.02 Kb.
|
Литературное чтение Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Количество часов, отведенное на данный предмет составляет 102, согласно федеральному базисному учебному плану 2012 года. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличения скорости, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя. На уроках чтения дети получают знания литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о приеме сравнения, олицетворения, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Формой организации учебного процесса является в основном классно-урочная система, но также необходимы экскурсии в природу, в библиотеку. Основные методы, используемые на уроках литературного чтения в первом классе: беседа, творческая работа, поисковая. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны знать и уметь: - знать 3 основных внешних показателя содержания книги (фамилия автора, заглавие книги, иллюстрация); - подробно пересказать прочитанное и отвечать на вопросы по тексту с использованием необходимой громкости, темпа и тона речи; - сознательно и правильно читать незнакомый текст учебника вслух целыми словами (трудные по слогам); темп чтения – 40-50 слов в минуту. - самостоятельно знакомиться с детской книгой и читать ее под наблюдением учителя; - записывать название книги и фамилию автора в тетрадь или на карточку; - читать стихотворения наизусть. Учебно-методический комплект Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 2 класс». Основное содержание всех тем Устное народное творчество Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна. Стихи Ф.Тютчева, А.Блока, А.Плещеева и других поэтов о красоте природы в разное время года. Русские писатели Произведения русских классиков А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.Д.Крылова О братьях наших меньших Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Из детских журналов Выдержки и небольшие литературные произведения из детских журналов таких авторов как Д.Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Писатели - детям Произведения советских писателей о жизни детей Я и мои друзья Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энти-ным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. И в шутку, и всерьёз Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пиво-варовой. Литература зарубежных стран Произведения известных зарубежных писателей таких как Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Э.Хогарт Контрольно-измерительные материалы Стартовая проверка техники чтения Родник и детиВесна идёт! Из-под земли забил родничок. Он родился рано утром и сразу же припустился бежать с крутой горки. Его маленькие холодные ножки ловко пе-ре-пры-ги-ва-ли с камешка на камешек. И рос ручеёк тоже быстро. Со всех сторон к нему бежали его братья – роднички. Внизу роднички превратились в большой ручей. Тут-то ручеёк и повстречали дети. В руках у них были кораблики. Ловко запустили они свою фло-ти-ли-ю. До самой реки бежали дети рядом со своими парусниками. Солнышко заглядывало им в глаза, ветерок ласкал их щёки. Весна идёт! Вот радость-то! (85 слов) Вопросы и задания1. Расскажи короткий рассказ с заголовком «Родничок родился». 2. «Получился отличный ручей!» Прочитай отрывок из рассказа к данному заголовку. Проверка техники чтения за 1 четверть И. Соколов-Микитов. Домик в лесу. Наш маленький домик стоит в лесу на берегу реки. Зимою и летом мы приезжаем из шумного города, чтобы отдохнуть в этом маленьком тёплом домике. Зимою ходим на лыжах в знакомый лес. Ранней весною наблюдаем за прилётом птиц, чистим и ставим на деревьях возле домика скворешни. Смотрим, как просыпается и оживает весною земля, одевается лес и какие цветы раскрываются. (58 слов) 1. Каким ты представляешь себе этот домик? 2. Что значит: «лес одевается»? Объясни. 3. Расскажи, как отдыхали люди в этом чудесном краю. Проверка техники чтения за 2 четверть В. Чаплина. Лесная кормушка. Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы, пока ещё было светло, приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам и устроил её на большой берёзе. Сделал он её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду • не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая, просторная! (69 слов)
Проверка техники чтения за 3 четверть Две лягушки. Японская сказка. Давным-давно жила лягушка в маленьком полувысохшем колодце во дворе. Хорошо ей там было: дно мягкое, липкое, сырое. Но вот наступило жаркое лето. Такое жаркое, что всё кругом повысохло — лужи, канавы, ручьи. И старый колодец, конечно, тоже совсем пересох. Дно потрескалось, стало сухое и твёрдое. Даже не верилось, что в колодце сидишь. «Придётся переезжать!» — подумала бедная лягушка. — Но куда же? Поблизости всё кругом высохло. Пойду-ка я к морю, моря я никогда не видела. Хоть погляжу, какое оно!» (77 слов) 1. Где лягушке нравилось жить? 2. Почему она решила покинуть родные края? Проверка техники чтения за 2 класс В. Бианки. Голубые лягушки. Снег совсем почти стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки. Раз мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали — бульк-бульк! — попрыгали в воду. Канава была широкая. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?» Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки го страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они начали вылезать из воды. Вылезли и запели. Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые! (88 слов)
Тематическое планирование уроков по литературному чтению во 2 классе на 2012-2013уч год. |