Скачать 178.49 Kb.
|
Анализ работы библиотеки МБОУСОШ № 13 за 2012 – 2013 учебный год г. Ставрополь Показатели библиотечной статистики за 2012-2013 учебный год
СБА библиотеки (примерный объём в карточках)
Книжный фонд
Уровень соответствия фонда
Анализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год.МБОУ СОШ №13 в 2012-2013 учебном году работала по единой методической теме: «Создание модели конкурентно способного образовательного учреждения, развитие конкурентно-способной личности». Исходя из особенности организации учебной деятельности и программы развития школы, основными целями и задачами работы библиотеки являлись:
Посещаемость библиотеки учащимися и учителями
Целые пласты отечественной и мировой классики, выходящие за рамки школьной программы, способные облагораживать личность, оказались невостребованными. Осознавая важность этой проблемы, б-ка пытается найти путь приобщения к чтению. Этому способствует как ежедневная работа с каждым читателем, так и проводимые массовые мероприятия по пропаганде книги и библиотеки. Основными показателями работы б-ки являются кол-во читателей и кол-во книговыдачи, некоторые б-ки показывают кол-во посещений. Такие показатели, как читаемость, обращаемость, книгообеспеченность являются производными и не являются основными. Книговыдача в библиотеке зависит конечно от фонда библиотеки. В целом, книгообеспеченность по школе - 8 книг, но это и энциклопедии, словари, справочники и художественная литература не по программе. Программная художественная литература должна быть 2-3 книги на одного ученика. Всего количество посещений составило – 2048. Этот показатель остался на уровне прошлого учебного года Работа с библиотечным фондом Фонд библиотеки содержит научно–популярную, справочную, художественную литературу для обучающихся, а также учебники и учебные пособия, педагогическую и методическую литературу для педагогических работников. Книги расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по библиотечной классификации, по возрасту обучающихся, отдельно расположена методическая литература, подписные издания, сравочно–библиографические издания. В библиотеке имеется и тематическая расстановка книг: «Сказки», «Фантастика», «Приключения», «Трагедия и подвиг» (книги о Великой Отечественной войне), «Россия – великая судьба». Для обеспечения учета и сохранности фонда ведется соответствующая документация. Записи в документах производятся своевременно. Изучение состава фонда и его использования. Проведено анкетирование учащихся 7 - 8 классов, одним из направлений которого было изучение читательского спроса (октябрь). Были определены издания, необходимые для приобретения. Наиболее востребован фонд художественной литературы. Комплектование фонда традиционными и нетрадиционными носителями информации. В течение 2012-2013 года основной фонд библиотеки пополнился на 24 экз. художественной, на 322 экз. учебной литературы. Приём и оформление документов производился своевременно. Вся поступившая литература отражена в документах учёта библиотечного фонда. Работа с фондом периодических изданий. Фонд библиотеки пополнился за год 5-ю комплектами газет и журналов на общую сумму 6731руб. Оформление подписки осуществлялось 2 раза в год (октябрь 2012 г, май 2013 г.) Работа с учебным фондом. Совместно с председателями МО школы был составлен заказ на учебники на 2013-2014 учебный год. На основании бланка заказа разработаны перечни используемых учебников по каждому предмету и просчитан уровень обеспеченности учащихся учебниками на будущий год. Анализ составления заказа был доведён до сведения председателей МО школы в марте 2013 г. Приём и техническая обработка поступивших учебников проводилась в соответствии действующим руководящим документам. Учителя и учащиеся школы были ознакомлены с поступившими учебниками на выставке «Новые учебники» и в индивидуальных беседах с библиотекарем. В октябре – ноябре 2012 г. библиотекарем была проведена проверка состояния учебников 3, 4, 5, 6, 7 классов. Приём и выдача учебников производилась согласно графику, утверждённого директором школы. В течение года проводилась работа по сохранности фонда. Осуществлялся систематический контроль своевременного возврата выданных изданий в библиотеку. В работе школьной библиотеки с задолжниками большую помощь оказывают классные руководители. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний Воспитание культуры чтения учащихся является приоритетной задачей для работы библиотеки. Эта задача решалась путём проведения библиотечно-библиографических уроков и индивидуальных бесед с читателями. В рамках программы библиотечно-библиографических знаний проведено 10 уроков:
В течение года было проведено 12 мероприятий, 22 выставки направленных на повышение культуры личности учащихся разного возраста, среди них: 1. « Поиграем». Литературная викторина для учащихся (3-е классы) 2. « Нет добровольному безумию». (Беседа о вреде табакокурения, алкоголизма, с использованием ИКТ 7 – 8-е классы) 3. « В трясине наркотиков». Беседа о вреде наркотиков с использованием ИКТ (8 – 9 классы) 4. Беседа по книге Г.Беликова «Оккупация» (5 – 6 классы) 5. «Светлая пасха» (Исторический час с использованием ИКТ 1-4-ые. классы, 5-6-ые.классы). 6. « Когда мои друзья со мной». Литературный ералаш по книгам В.Драгунского, Н.Носова (2 - 3 классы) 7. «Дорога к звездам». ( Исторический час ко дню космонавтики, с использованием ИКТ), (1а,1б,4а, 5а, 5б, 6а, 6б, 8б, 10а классы) 8. « Ради жизни на Земле», « В память павших, во славу живых», 9. Ко дню славянской письменности и культуры «Свет лампы - от масла, знания учеников - от учителя». Литературный вечер с использованием ИКТ. (6-7классы). 10. «Души прекрасные порывы ». Литературно – музыкальная композиция. (5-11классы). В 11 классе прошел литературный вечер по повести В.Распутина «Живи и помни». Литературно-музыкальная композиция «Твои защитники Россия»! К 68 годовщине великой Победы был проведен цикл уроков мужества; «К победе шел, Россия, твой содат!», «Легенда , ставшая былью» ( о крепости –герой Брест). На базе библиотеки фил.№6 прошел вечер встречи ветеранов «К победе шел, Россия , твой солдат!» Выставки 1. Тропинка школьная моя. 2.Будъте добрыми, человечными. 3.Здесь Родины моей начало. 4.Земля твой дом! 4.Тайны и загадки природы. 5.В здоровом теле - здоровый дух. 6. Планета Земля в опасности. 7. Восславим женщину- Мать. 8. В трясине наркотиков. 9.Любовью живы материнской. 10.Сокровище мое библиотека. 11. Хоровод прочитанных книг. 12. За великое дело Отчизны. 13. Писатели Ставрополья. 14. Ради мира на Земле. 15. Тронь страницы, года встают. 16. Твои защитники Россия! 17.70 лет Сталинградской битве. 18. Сохранить природу- сохранить жизнь 19.В.Высоцкому – 75 лет. 20.Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. 21. К победе шел, Россия, твой солдат! 22. Добро должно быть с кулаками. 23. У каждой собаки своя судьба. В целях снижения уровня ксенофобии и формирования толерантности, формирования представления об истории, культуре, обычаях представителей других национальностей, развития творческих способностей у учащихся в школе работает интерклуб «Этносфера». По доброй традиции ежегодно в школе проводятся фестивали толерантности. В этом году фестиваль был посвящён народам мира, поэтому проходил под девизом «Наш дом – Земля!». Фестиваль состоял из нескольких мероприятий: выставки блюд национальной кухни «Приятного аппетита!» (1-4 классы), конкурса литературно-музыкальных композиций «Малоизвестное об известном» (5-8 классы) и конкурса презентаций «На этой Земле» (9-11 классы). По итогам фестиваля состоялся гала-концерт, на который были приглашён руководитель Общественной организации «Осетинское культурно-просветительское общество «Амонд» Ставропольского края Татаров Батрадз Майрамович, председатель общества болгарской дружбы Соловьёв Ангел Гаврилович и научный руководитель экспериментальной площадки школы, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, кандидат педагогических наук, Прядко Наталья Александровна. Фестиваль толерантности «Наш дом – Земля» Неделя детской книги Открытие недели детской книги. «Книга – твой спутник жизни» 1.(История рождения Недели детской книги с использованием ИКТ). 1-4 классы 2. Уроки добра и зла по произведениям( Д.Троепольского Белый Бим Черное ухо «У каждой собаки своя судьба», Железникова «Чучело») 3. «Мир сказок А.С. Пушкина» - (Литературная викторина с использованием ИКТ 1-3 классы) Закрытие Недели детской книги 4.«Они рисуют сказки» (Выставка рисунков «Разноцветные сказки» 1-ые кл.). 5. (Экологический час «Земля твой дом» с использованием ИКТ, выставка рисунков посвященная году экологии 5-6 классы С целью повышения сознания школьников, привития им любви к родному дому, семье, родителям прошли следующие мероприятия, посвященные Дню матери; выставка–обзор «Восславим женщину, чьё имя – Мать!», «Россия великая наша держава» и конкурсы рисунков. Эти мероприятия позволили еще раз напомнить детям о самом празднике, о важности матери в жизни каждого человека, о материнской заботе, о важности почтения и уважения к своей матери. Обучение школьников правилам дорожного движения, безопасным навыкам поведения на улицах и дорогах является неотъемлемой частью воспитательного процесса школы. Были проведены Уроки безопасности дорожного движения, при этом использовались следующие формы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: беседы, викторины, путешествие в сказку, просмотр видеофильмов, книжная выставка «на улице – не в комнате, о том, ребята, помните!». В целях популяризации здорового образа жизни среди молодежи, формирования представления о негативных последствиях воздействия наркотиков на физическое и духовное здоровье человека, привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом проведены беседы с просмотром видеокассет «Разрешенная смерть», «Радость жизни без вредных привычек». Оформлены выставки: «Алкоголь, наркотики, никотин – наши враги номер один», «Пока беда не постучала в дверь». Суицид является второй после несчастных случаев причиной смерти у молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет, мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка (по прогнозам исследователей). Подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, ищут выхода в самоубийстве. Очень важным является поддержка ребенка в кризисе. Был подготовлен материал для бесед на классных часах «О ценности человеческой жизни». С целью патриотического воспитания подрастающего поколения, знанию истории своей Родины, своего города, микрорайона. Все эти мероприятия прошли в увлекательной форме, помогли учащимся раскрыть свои интеллектуальные способности, в ходе всех мероприятий дети проявили большую активность. Положительным является тот факт, что к участию в некоторых мероприятиях были привлечены родители, которые увидели своих детей во внеклассной деятельности. При проведении мероприятий библиотекарь ставила перед собой следующие цели: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся. 2. Повысить интерес к изучению классических произведений. 3. Приобщить учащихся к классической музыке, изобразительному искусству. 4. Расширить читательский кругозор. Проведение этих мероприятий способствует расширению знаний учащихся о книге, развивает познавательный интерес учащихся, дети учатся культуре общения в команде. Содействие учебно-воспитательному процессу В этом направлении библиотека работает по привитию у детей любви к книге, чтению, выработке стимула посещения библиотеки, которая потом превращается в привычку и острую необходимость. Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с Положением о библиотеке. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно–информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Библиотекарь постоянно формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей новейшими педагогическими технологиями. Особой популярностью и повышенным спросом пользовались периодические издания «Вестник образования России», «Учительская газета». Анализ чтения обучающихся показал, что они читают мало, интерес к книге становится все меньше. Школьники старших классов обращаются в библиотеку, в основном, за програмной литературой, за справочной, научно-популярной литературой. От учеников поступило 22 запроса различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов. Знакомство со школьной библиотекой обучающихся первых классов традиционно происходит в сентябре. А после праздника «Прощание с букварем» для первоклассников проходит библиотечный урок, на котором дети узнают, что такое библиотека, знакомятся с библиотечными правилами, о бережном отношении к книге. С целью изучения библиотечного фонда школы на предмет наличия экстремисткой литературы, была осуществлена проверка в период с 03 декабря по 06 декабря 2012 года согласно перечню литературы. Подготовлен акт по результатам проверки и представлен на утверждение директора школы 07 декабря 2012 года. Воспитание культуры чтения обучающихся является приоритетной задачей в работе библиотеки. Эта задача решается через проведение библиотечных уроков и в индивидуальных беседах с читателями.
Организация координации работы с другими библиотеками Школьная библиотека на протяжении ряда лет сотрудничает с библиотекой № 6 ЦБС. За 2012-20123учебный год для учащихся школы были подготовлены и проведены работниками библиотеки следующие мероприятия:
Совместная работа школьной библиотеки с филиалом № 6 помогает воспитывать и закреплять умения и навыки культурного чтения, библиотечно-библиографической грамотности среди читателей. Повышение квалификации В 2012 – 2013 учебном году заведующая библиотекой велась активная работа по повышению своего профессионального уровня: использование в работе информации из профессиональных изданий, а также опыта лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях, постоянное изучение журнала «Школьная библиотека». Задачи, поставленные на учебный год, в основном выполнены. Проведены все запланированные мероприятия. Общие выводы и предложения: 1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению ученикам информационного материала. 2.Значительно больше проведено бесед, конкурсов, массовых мероприятий. 3.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и школьниками. 4.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной литературой. 5.Активизировать работу с читателями в младшем и среднем звене. 6.Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания читателей. Зав. библиотекой Иванищева Т.В. |