Количество часов
| № урока
| Дата
| Тема. Основное содержание.
| Вид урока.
| Основные понятия, термины.
| Домашнее задание.
|
| 1
|
| Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией. Роль медленного чтения.
| Урок теоретических знаний.
|
| Ответ на вопрос 2, стр. 4
|
| 2
|
| Образы Ивана Грозного и Петра 1 в преданиях русского народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
| Урок теоретических знаний, чтения и изучения произведения.
|
| Задание 2, стр. 7. Принести сборник былин
|
| 3
|
| Былины. Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Главные герои русского эпоса.
| Развитие речи.
|
| Читать стр. 8-11, план в тетрадь
|
| 4
|
| Описание боя в текстах былин. Сравнения, гиперболы. Былина и сказка. Сказители и собиратели былин. Картина В.М. Васнецова «Богатыри».
| Чтение и изучение произведения.
|
| Читать былину «Вольга и Микула Селянинович»
|
| 5
|
| «Старшие» богатыри. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. МХК. Трудовая деятельность крестьян в творчестве А.Г. Венецианова.
| Чтение и обсуждение произведения.
|
| Составить словарь старинных слов
|
| 6
|
| Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность, краткость и выразительность пословиц. Прямой и переносный смысл. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Пословицы народов мира.
| Урок развития речи.
|
| Выписать 5-6 пословиц народов мира
|
| 7
|
| «Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам»: отрывок «О пользе книг». Отношение к книге в Древней Руси. Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха.
| Урок чтения и изучения произведений.
|
| Выучить наизусть отрывок «О пользе книг», читать стр. 41-42
|
| 8
|
| «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси Рассказ Владимира Мономаха о своей жизни.
| Урок чтения и изучения произведения
|
| Выписать названия городов и стран, кот. упоминает автор
|
| 9
|
| Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви.
МХК: «Колыбельная Волховы» (из оперы Римского – Корсакова «Садко») и ария Кармен (из оперы Бизе «Кармен»)
| Урок теоретических знаний, чтения и обсуждения произведения
|
| Задание 2 стр. 50 (письменно)
|
| 10
|
| М.В.Ломоносов - ученый- филолог. Силлабо – тоническое стихосложение. Надпись «К статуе Петра Великого».
| Урок теоретических знаний
|
| Выразительное чтение стихотворения «К статуе Петра Великого»
|
| 11
|
| Теория «трех штилей». Ломоносов – автор произведений «высокого», «среднего» и «низкого» «штилей». «Ода на день восшествия...». Патриотизм Жанр оды.
| Урок теоретических знаний, чтения и обсуждения произведений.
|
| Наизусть отрывок из «Оды…»
|
| 12
|
| Г.Р.Державин -гражданин и поэт. «Признание», «На птичку», «Река времен в ' своем стремленьи...». Размышления поэта о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
| Урок чтения и обсуждения произведений
|
| Выразительное чтение стихотворений «Призвание», «Река времён в своём стремленьи…»
|
| 13
|
| В.А. Жуковский: страницы биографии. «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку. Романтический мир произведений Жуковского.
| Урок внеклассного чтения
|
| Выразительное чтение баллады «Лесной царь»
|
| 14
|
| Интерес А.С.Пушкина к истории России. Н.М. Карамзин: «История государства Российского». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». «Песнь о вещем Олеге».
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
| Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге», вопрос 1, стр. 75
|
| 15
|
| «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка.
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
| Наизусть отрывок из «Песни»
|
| 16
|
| «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца. Размышление о значении труда летописца для последующих поколений
| Урок внеклассного чтения
|
| Прочитать поэму «Полтава»
|
| 17
|
| Поэма А.С.Пушкина «Полтава». Песнь первая. Историческая основа поэмы.
| Урок чтения и изучения произведения
|
| Наизусть отрывок «Была та смутная пора…»
|
| 18
|
| Песнь вторая. Образы Марии, Мазепы, Кочубея. Драматургия и лиризм второй песни.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 19
|
| Песнь третья. Композиция поэмы. Богатство стилей. Особенности стиха поэмы.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 20
|
| Характеристика главных героев поэмы. «Полтавский бой». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 21
|
| «На берегу пустынных волн...» (вступление к петербургской повести «Медный всадник») МХК: Я.Глиэр «Гимн великому городу» (из балета «Медный всадник»)
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 22
|
| А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
| Урок-конференция (урок внеклассного чтения)
|
|
|
| 23
|
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 24
|
| Сюжет поэмы. Фольклорная основа «Песни...». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 25
|
| Бой на Москве - реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Оценка персонажей с позиций народа. Язык поэмы. Позиция автора в поэме.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 26
|
| Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»: восприятие, истолкование, оценка.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 27
|
| Н.В.Гоголь: работа над повестью «Тарас Бульба». Повесть «Тарас Бульба». Тарас Булба, Остап и Андрий-: характеристика героев. Образ матери. Антитеза. Картины степи: эмоциональность, приподнятость описания, гиперболизация
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 28
|
| Образ Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 29
|
| Сопоставление Остаиа и Андрия. Психологические мотивы предательства Андрия.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 30
|
| Куренной атаман Остап Бульбенко. Совещание казаков. Речь Тараса о товариществе. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей запорожцев.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 31
|
| Гибель Тараса. Тарас Бульба - герой повести Н.В.Гоголя. Характеристика литературного героя.
| Урок развития речи
|
| Читать с. 212-214
|
| 32
|
| И.С.Тургенев: страницы биографии. «Бежин луг». Картины природы в рассказе.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 33
|
| Крестьянские дети в русской литературе. Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир. Значение художественной детали.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 34
|
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк»
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
| 35
|
| «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Богатство и красота русского языка. Нравственная основа человеческих взаимоотношений. «Бирюк»
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
| 36
|
| Н.А.Некрасов. «Русские женщины» Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Глава «Княгиня Трубецкая».
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 37
|
| Н.А.Некрасов «Вчерашний день, в часу шестом...»: образ некрасовской музы
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 38
|
| М.Е Салтыков - Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 39
|
| «Дикий помещик». М.Е. Салтыков - Щедрин: страницы биографии. Роль сатиры в обществе.
| Урок чтения и обсуждения произведения.
|
|
|
| 40
|
| А.П.Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». «Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Речевая характеристика героя.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 41
|
| Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска». Сходство и различие смеха сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина и рассказов А.П.Чехова
| Урок чтения и обсуждения произведений
|
|
|
| 42
|
| А.К.Толстой: страницы биографии. Образ русской природы в стихотворениях А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром...»
| Урок чтения и изучения произведений
|
|
|
| 43
|
| Л.Н.Толстой: страницы биографии. «Детство» -автобиографическое произведение. Особенность сюжета повести. Главы «Классы», «Юродивый», «Наталья Савишна». Мир взрослых. Отношения между детьми и взрослыми.
| Урок чтения и обсуждения произведения.
|
|
|
| 44
|
| Главы «Княгиня Корнакова», «Князь Иван Иваныч». Понимание ребенком отношений между взрослыми. Глава «Детство»
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 45
|
| И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Цифры». Отношение детей и взрослых в семье: проблема взаимопонимания. Образ рассказчика. Композиция рассказа. Анализ эпизодов.
| Урок чтения и изучения произведения.
|
|
|
| 46
|
| Рассказы И.А.Бунина «Лапти», «В деревне». К.Г.Паустовский о творческой манере Бунина.
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 47
|
| Стихотворения И.А.Бунина «Родина», «Догорел апрельский светлый вечер...»
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 48
|
| Максим Горький: страницы биографии. «Детство». Автобиографическая основа повести. Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». История Цыганка.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 49
|
| Обучение Алеши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. Нахлебник Хорошее Дело.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 50
|
| История жизни деда и бабушки. «Свинцовые мерзости русской жизни». Вера в творческие силы народа
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 51
|
| Афористичность языка повести «Детство». «Старуха Изергиль». Образ Лары.
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 52
|
| Легенда о Данко
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 53
|
| Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения. Проблема одиночества, способность к состраданию
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 54
|
| Отзывы учеников о рассказе «Кусака». Рассказы Л.Н.Андреева для детей.
| Урок чтения и обсуждения произведения.
|
|
|
| 55
|
| В.В.Маяковский. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Словотворчество Маяковского.
| Урок чтения и
изучения
произведений
|
|
|
| 56
|
| «Хорошее отношение к лошадям». Безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Своеобразие стихотворного ритма. Тоническое
стихосложение. Составная и приблизительная рифма.
| Урок изучения
произведения
|
|
|
| 57
|
| А.П Платонов. Личность писателя. «Юшка». Юшка - незаметный человек с большим сердцем. Проблема сострадания и уважения к человеку. Христианские традиции в рассказе Платонова.
| Урок чтения изучения
произведения
|
|
|
| 58
|
| Сказка - быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни. «Ни на кого не похожие» герои Платонова
| Урок чтения изучения
произведения
|
|
|
| 59
|
| А.Т.Твардовский: страницы биографии. «Братья». «Уроки Твардовского». Стихотворения Твардовского
| Урок чтения и изучения
произведения
|
|
|
| 60
|
| Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях советских поэтов. Ритмы и образы военной лирики. МХК: Шуман «Грезы», Щопен «Прелюдия № 20»
| Урок чтения и изучения
произведения
|
|
|
| 61
|
| Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади...». Этические и экологические проблемы рассказа. МХК: Калинников. Первая симфония (фрагменты)
| Урок чтения и обсуждения произведения.
|
|
|
| 62
|
| Е.И.Носов. Рассказ
«Кукла» («Акимыч»). Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. «Живое пламя»
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 63
|
| Ю.П.Казаков. «Тихое утро»: сюжетные элементы, композиция и динамика рассказа. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков. Отношения между мальчиками, их внимание к природе. Внимание автора к душевному миру героев. Психология подвига.
| Урок чтения и изучения произведения
|
|
|
| 64
|
| В.Брюсов. «Первый снег» Ф.Сологуб «Забелелся туман над рекой...» С.Есенин «Топи да болота...», «Край ты мой заброшенный». Восприятие родной природы русскими поэтами. Выражение настроения и душевного состояния человека через описание картин природы.
| Урок чтения и изучения произведений
|
|
|
| 65
|
| Н.Рубцов. «Тихая моя родина», «Левитан». Н.Заболоцкий: страницы биографии. «Я воспитан природой суровой...»
| Урок чтения и изучения произведений
|
|
|
| 66
|
| Д.С.Лихачев. «Земля родная»(главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Публицистика. Воспоминания, мемуары как публицистические жанры.
| Урок чтения и обсуждения произведения
|
|
|
| 67
| Доклад
| Зарубежная литература. Р.Берне, Байрон, японские хокку.
| Урок-конференция
|
|
|
| 68
| Доклад
| Зарубежная литература. ОТенри, Л.Пиранделло, Д.Олдридж
| Урок -конференция
|
|
|