№
| Тема уроков
| Кол-во
часов
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Дата проведения
|
Тема I полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» 16 часов
| План
| Факт
|
1
| В музыкальном театре.
| 1
| Знать/понимать понятия «классика», «классика жанра», «стиль», «опера». Вечные темы классической музыки.
|
|
|
2
|
Опера М.И.Глинки
«Иван Сусанин»
| 1
| Знать/понимать Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
|
|
|
3
| Портрет в музыке
| 1
| Знать/понимать Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
|
|
|
4,5
| А.П. Бородин
Опера «Князь Игорь»
| 2
| Знать/понимать Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы
|
|
|
6,7
| Балет «Ярославна».
| 2
| Знать/понимать Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
|
|
|
8
| Героическая тема в русской музыке (контрольный урок)
| 1
| Знать/понимать Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров.
|
|
|
9
|
Мой народ – американцы.
| 1
| Знать/понимать Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
|
|
|
10
| Д. Гершвин «Порги и Бесс»
| 1
| Знать/понимать Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
|
|
|
11,
12
| Ж. Бизе опера «Кармен»
| 2
| Знать/понимать Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
|
|
|
13
| «Кармен-сюита» - новое прочтение оперы Ж. Бизе «Кармен» (тест)
| 1
| Знать/понимать Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро
|
|
|
14
| Музыка к драматическому спектаклю («Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева)
| 1
| Знать/понимать Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики
|
|
|
15
| «Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизские сказки» (контрольный урок)
| 1
| Знать/понимать Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики
|
|
|
16
| Музыканты – известные маги («Шурале»)
| 1
| Знать/понимать Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
|
|
|
Тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 19 часов
|
17,
18
| Музыкальная драматургия – развитие музыки
| 2
| Знать/понимать Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки ( повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация) в творчестве композиторов Татарстана.
|
|
|
19
| Сюита в старинном стиле
| 1
| Знать/понимать Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
|
|
|
20
| «Патетическая» соната (тест)
| 1
| Знать/понимать Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М. Анализ музыкального произведения
|
|
|
21,
22
| Камерная и инструментальная музыка.
| 2
| Знать/понимать Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.
|
|
|
23,
24
| Симфония
| 2
| Знать/понимать Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
|
|
|
25
| Картинная галерея.
| 1
| Знать/понимать Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
|
|
|
26
| Картинная галерея. Контрольный урок
| 1
| Знать/понимать Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
|
|
|
27
.28
| Инструментальный концерт
| 2
| Знать/понимать Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
|
|
|
29
| Симфоническая картина
| 1
| Знать/понимать Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
|
|
|
30.
31,
32
| Рок – опера
| 3
| Знать/понимать Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
|
|
|
33
| Музыка народов мира
| 1
| Знать/понимать Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции.
|
|
|
34
| Музыка народов мира (контрольный урок)
| 1
| Знать/понимать Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции.
|
|
|
35
| Заключительный урок
| 1
|
|
|
|