Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Гаврилов-Яма ярославской области
Утверждаю Директор школы____________ Поздышева Г.А.
Рабочая программа
по русскому языку
1 класс Составила
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 г.Гаврилов-Яма
Полиектова Н.К.
2008-2009 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по русскому языку Л.Е. Журовой, С.В. Иванова.
В 1 классе на курс «Русский язык» отведено 170 часов. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (5 часов в неделю) и обеспечивается учебником «Букварь», часть 1 (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова). Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы С.И. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова). Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» («Букварь», часть 1).
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения Концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений грамотного и безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьников, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, формируем у детей научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое мышление, представляем родной язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (тренинге)
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль.
Работа по развитию речи учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому, программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировка различных текстов.
В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». При этом в рамках урока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование текста позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие понятия и законы не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Поурочно-тематическое планирование
-№ уроков
| Общая тема урока
| Содержание и приёмы
| Формируемые УУД
| 1 - 2
| Язык как средство общения
| Общение посредством устной и письменной речи
Звуковой анализ, алгоритм списывания
| Познавательные
-умение строить речевое высказывание
-моделирование
-работа по алгоритму
| 3-4
| Устная и письменная речь
| Ситуации, связанные с выбором устной или письменной речи
Знаки препинания в конце предложения
| Познавательные
- анализ
-сравнение
-умение строить речевое высказывание
| 5-8
| Речевой этикет
| Ситуация приветствия
Интонация предложения
| Познавательные
-моделирование
-создание алгоритма действия
Личностные
- нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные
-планирование работы в группе с учителем и детьми
| Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности
Звуковой анализ
| Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
| Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения и отказа
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения
|
| 9-12
| Знакомство с взрослыми и сверстниками
| Ситуация представления себя
Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных
| Познавательные
-моделирование
-работа по алгоритму
-анализ
-синтез
-сравнение
Коммуникативные
-работа в парах
-умение точно выражать свои мысли
| Ситуация представления себя и обращения к взрослому
Алфавит, звуковой анализ
| 13-14
| Возраст
| Речевые/языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника
Заглавная буква в именах собственных
| Познавательные
- формулирование проблемной ситуации
-создание способов решения проблемы
Коммуникативные
- умение работать в парах
- умение точно выражать свои мысли
| 15-19
| Внешность
| Ситуация описания внешности
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»...
| Познавательные
- сравнение
- подведение под понятие
-выведение правила
-анализ и построение схемы слова
Коммуникативные
- построение устных речевых высказываний
| Ситуация описания внешности
Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов
| Сравнения при описании внешности
Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?»
| 20-21
| Адрес
| Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры)
Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов
| Познавательные
- обсуждение представленной проблемы
- поиск путей решения проблемы
- работа с моделями
Коммуникативные
- работа в паре , написание адреса
от откры
| Написание адреса на конверте, открытке
Перенос
| 22-24
| Родина
| Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина)
Перенос, звуковой анализ
| Познавательные
- поиск информации в словаре
-моделирование
-смысловое чтение
-развитие речи
| Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина)
Развернутое толкование значения слова
| 25-26
| Исторические места
| Приглашение на экскурсию
Ударение, развернутое толкование значения слова
| Познавательные
- поиск информации в словаре
-сравнение
-смысловое чтение
-рефлексия
- построение речевого высказывания
Коммуникативные
- умение работать в паре
| 27-29
| Профессия
| Профессии родителей
Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что
делал?»
Объяснение профессий
Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
| Личностные
- смыслополагание
Познавательные
-подведение под понятие
- смысловое чтение
- работа с моделями
- поиск информации в толковом словаре
| 30-36
| Характер
| Словесное описание характера человека.
Ситуации, в которых необходимы слова извинения
Правописание сочетаний жи – ши
| Познавательные
- формулировка проблемы
- поиск решения проблемы
-работа с моделями
- построение речевого высказывания
| Роль слова в изменении характера
Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ
| высказывания
-рефлексия
-сравнение
Коммуникативные
-построение речевых высказываний
-сотрудничество с учителем
| Описание своего характера
Постановка вопросов к словам, перенос
| 37-38
| Кто что любит...
| Как рассказать о том, что любишь. Как задать точный вопрос
Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос
| Познавательные
-выявление общего признака
-поиск слов по заданному признаку
Коммуникативные
- умение точно ставить вопрос при
сборе информации
| 39-41
| Интересы детей
| Речевые/языковые средства, позволяющие договориться с собеседником
Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками.
| Познавательные
-наблюдения
-анализ
- сравнение
-работа с моделями
- правильная постановка вопросов
-оценка суждений
-решение творческой задачи
Личностные
-нравственно-этическое оценивание
| Умение правильно задать вопрос, проявляя свою любознательность
Постановка вопросов к словам
| 42-43
| Хобби
| Объявление как жанр. Структура объявления
Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши
| Познавательные
-анализ
- синтез
-сравнение
Коммуникативные
- работа в паре для создания
объявления
| 44-45
| Детские фантазии
| Речевые/языковые средства, позволяющие развеселить собеседника
Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу
| Познавательные
- поиск информации в словаре
-смысловое чтение
-построение речевых высказываний
- создание текста на заданную тему
- поисковые задания
| Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния
Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос
| 46
| Любимые книги
| Речевые/языковые средства, позволяющие выразить просьбу, отказ и совет
Сочетания чу – щу. Перенос
| Познавательные
-построение речевых высказываний
-постановка вопросов
- оценка действий
| 47-51
| Домашние питомцы
| Объявление как жанр. Структура объявления
Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос Заглавная буква в именах собственных
| Личностные
-нравственно- этическое оценивание
Познавательные
-анализ
-синтез
- сравнение
поиск информации
- умение определить структуру текста
-построение речевого высказывания
Коммуникативные
- планирование работы в парах
- выполнение творческого задания паре
| Речевые/языковые средства, необходимые для описания внешности и характера животного
Звуковой анализ. Сочетания жи – ши
| Выбор необходимых речевых/языковых средств для выражения просьбы
Ударение. Интонация предложения
| Описание животного
Определение слова, от которого образовано заданное слово Соотношение количества звуков и букв в словах
| Отличие языка человека от языка животных
Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ
| 52-55
| Мои друзья
| Речевые/языковые средства, позволяющие выразить радость
Слова, которые можно записать цифрами
| Регулятивные
- постановка вопросов
Познавательные
-поиск информации в тексте
- работа с моделями
-анализ
- выведение понятия
-построение устных речевых высказываний
Личностные
- нравственно- этическое оценивание
| Мимика и жесты как дополнительные средства общения
Образные выражения. Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ
| Использование в речи многозначных слов, умение определить значение из контекста
Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу
| 56-57
| Школьная жизнь
| Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека и его культуры
Слово как единство звучания и значения. Ударение
| Регулятивные
- целеполагание
Познавательные
- усвоение нового понятия
- анализ
- сравнение
- обогащение словаря учащихся
- создание и обсуждение проблемной ситуации
| Речевые/языковые средства, которые используются при извинении
Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ
| 58-59
| День рождения
| Выбор точных языковых средств в зависимости от ситуации
Знакомство с транскрипцией. Многозначность
| Познавательные
- поиск и отбор информации
- самостоятельное выделение цели
- сравнение
- анализ
- синтез
- построение схемы
Коммуникативные
-умение точно выражать свои мысли
- групповое решение творческой задачи
- оценивание
| Речевые/языковые средства, которые используются при поздравлении
Функция мягкого знака
| 60
| Детские развлечения
| Что делает нашу речь понятной и точной
Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос
| Познавательные
- построение суждений
- доказательство своего суждения
- рефлексия
| 61-64
| Театр
| Речевые/языковые средства, которые используются при обращении с просьбой
Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ
| Познавательные
- построение суждений
- доказательство своего суждения
- рефлексия
-работа с моделями
Регулятивные
- контроль
- оценка
Коммуникативные
-планирование и работа в группе
- составление отзыва о просмотренном спектакле
| Речевые/языковые средства, позволяющие выразить восторг
Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов
| Речевые/языковые средства, позволяющие выразить свои впечатления от просмотренного спектакля. Точность, выразительность речи
Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос
| Речевые/языковые средства, позволяющие точно выразить свои впечатления от просмотренного спектакля
Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение
|
| 65-66
| Разговорная и научная речь
| Наблюдение над разными стилями речи
Образование слов. Разделительный мягкий знак. Пропедевтика написания слов с безударными гласными
| Познавательные
- анализ
- синтез
-сравнение
-работа с моделями
- подведение под понятие
- создание памятки
- выделение главного
| Художественный и научный стиль
Звуковой анализ. Многозначность. Пропедевтика написания слов с парными по звонкости- глухости согласными
| 67-68
| Зоопарк
| Передача в письме своего отношения к увиденному
Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы
| Познавательные
- построение речевых высказываний
- выведение понятия
- формулировка понятия
- выделение главного
- структурирование знаний
| Речевые/языковые средства, позволяющие выразить запрет
Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы
| 69
| Цирк
| Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений
Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам
| Познавательные
- построение суждений
- доказательство своего суждения
- рефлексия
| 70-77
| Повторение изученного
|
|
|
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть, приводить примеры:
- звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых)
- слов, называющих предметы; различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх-пяти звуковых слов;
- правильно писать «ча-ща», «чу-щу» и «жи-ши» под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают). |