Скачать 370.76 Kb.
|
Проблемно-ориентированный анализ работы первой ступени начального общего образования за 2012-2013 учебный год Образовательная деятельность на первой ступени начального общего образования направлена на формирование общей культуры, социальное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Приоритетные направления образовательного процесса в начальной школе определены в соответствии со стратегической целью программы развития и основной образовательной программы начального общего образования, целью которой является создание основы для самостоятельной реализации образовательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ведущими технологиями, обеспечивающими реализацию образовательной программы, являются: развивающая и личностно-ориентированная, сберегающие технологии; технология учебного проектирования (метод проектов); игровые и информационные технологии. Основываясь на данные результатов проверок ВШК, проводимых в виде административных контрольных работ, срезов знаний по предметам, посещённых уроков, мониторинга обученности по предметам, анализа работы школы, можно сделать вывод о степени реализации поставленных задач. Одной из главных задач является повышение уровня качества обученности обучающихся. Во 2-4 классах в 2012–2013 учебном году обучалось 146 человек. Переведены в следующий класс 146 обучающихся. Результаты обученности уч-ся 1 ступени ГБОУ СОШ № 731 ( в сравнении):
Из проведённого анализа следует, что уровень обученности по сравнению с прошлым годом остается стабильным (100%). В 3 классе «а» снизился процент качества. Причины : смена учителя, учебный материал третьего класса на порядок сложнее и требования к ученикам выше. При этом сохранился достаточно высокий результат. Немного снизилось качество в 3»б» классе. Причина: в класс пришли дети, успевающие на «3». В 4-х классах качество знаний повысилось на 3 и 2 процента соответственно. Анализ результатов деятельности педагогов за 2012-2013 учебный год представлен в таблице:
По результатам освоения предметного содержания прослеживается стабильность в обученности во всех классах первой ступени и положительная динамика качества знаний.
Рейтинг учителей начальных классов в 2012 – 2013 учебном году:
В течение учебного года, с целью контроля за уровнем сформированности ЗУН школьников, формирования УУД были проведены следующие контрольные срезы: - в сентябре с целью выявления остаточных знаний обучающихся за предыдущий учебный год был проведён стартовый контроль во 2-4 классах по русскому языку (диктант с грамматическим заданием), математике и литературному чтению. В рамках административного контроля в 2-4 классах проводились контрольные работы в марте – апреле месяце; - проведены полугодовые, годовые итоговые контрольные работы во 2 – 4 классах. В 4-х классах было проведено независимое тестирование МЦКО по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Результаты показали недостаточный уровень усвоения знаний обучающимися выпускных классов.
Наибольшие затруднения у детей при выполнении тестов вызвали следующие задания:
Анализ тестовых работ был проведен как в индивидуальной беседе с учителями 4-х классов, так и на МО. Были намечены пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся. Учителя 3-х классов получили конкретные рекомендации по подготовке к итоговой аттестации. Работы были непростые, материал выше базового уровня. Некоторые обучающиеся имели психологические трудности: дети терялись, паниковали. Рекомендовано психологу проводить треннинговые занятия с учениками 4-х классов в преддверии диагностических работ. В апреле месяце проводилась оценка образовательных достижений учащихся 1-2 классов, реализующих стандарты второго поколения. Задания этих работ направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Все задания составлены с таким расчётом, чтобы каждое из них работало на формирование навыков учебной деятельности, а именно: - умение воспринимать словесную или письменную инструкцию; - умение планировать и действовать по плану; - умение управлять своим вниманием и осуществлять самоконтроль; - умение адекватно оценивать свою работу.
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения. Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий. Диагностика помогла определить, что в каждом классе есть хорошо подготовленные дети, которые успешно обучались в течение года в школе и показали высокие результаты. Но также диагностика позволила выявить обучающихся, которые имеют серьезные трудности в организации учебной деятельности. Им трудно ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, искать нужную информацию); произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса; переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп; ответственно относиться к результатам своей учебной деятельности, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его; осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, видеть свои успехи и достижения. Позволила выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем. Наглядно видна разница в результатах оценки ОД обучающихся 1-х и 2-х классов. Учителям 1-х классов необходимо поменять свое отношение к новому УМК, в будущем году активнее посещать курсы по ФГОСам, посещать уроки во 3-х классах, принять новые формы работы. Кроме того, посмотрев динамику образовательных достижений и личностного развития первоклассников, мы увидели:
Вместе с тем, беспокоит тот факт, что уровень готовности ребенка к обучению в школе в сравнении с уровнем готовности к обучению во 2 классе понизился от среднего до низкого в 1 «а» - у 4 уч., а в 1 «б »- у 1 уч. Учителям необходимо обратить внимание на этих обучающихся, проанализировать причины, принять меры к устранению этого факта. В рамках административного контроля в 2-4 классах проводились контрольные работы в марте – апреле месяце; - проведены полугодовые, годовые итоговые контрольные работы во 2 – 4 классах. |