Щербакова В.И. , учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №39, Ногинский район
Дополнительные уроки литературы по расширению изучения творчества А.И. Солженицына в 5 – 11 классах МБОУ СОШ №39 пос .им. Воровского Ногинского района Московской области.
Урок внеклассного чтения в 5 – 6 классах. Произведения – литературы в творчестве А. Солженицына, К. Паустовского, М. Пришвина (Эвристическая беседа).
Природа и человек (по рассказам «Крохоткам» А. Солженицына и «Затесей» В. Астафьева) – чтение и обсуждение в 5 – 6 классах.
Природа и человек в романтических рассказах М. Горького и А. Солженицына «Гроза в горах». 7 класс
Жанр путевого очерка в произведении А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и путевые очерки А. Солженицына «Город на Неве», «Озеро Сегден», «Прах поэта». Сопоставительный анализ в 9 классе.
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева и «Крохотки» Солженицына (чтение и обсуждение).
Образ русской женщины в литературе 20 века (урок дискуссия по произведениям А. Солженицына «Матрёнин двор» и М. Шолохова «Тихий Дон»)
Толстовские традиции в творчестве А. Солженицына. Сопоставительный анализ литературных героев: (Платон Каратаев и Иван Денисович Шумов) – 10 класс.
Сопоставительный анализ литературных героев по произведениям А. Солженицына «Матрёнин двор» и Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Урок-семинар. Образы природных, естественных людей, символизирующих образ русского народа в произведениях Н. Некрасова, Ф. Достоевского и А. Солженицына (10 класс).
Литература периода Великой отечественной войны. Духовная красота русской женщины в произведениях В. Закруткина «Матерь человеческая» и А. Солженицына «Матрёнин двор».
Художественное изображение русского национального характера в произведениях В. Распутина и А. Солженицына. 11 класс Урок-семинар.
Обращение к религиозной символике в «Божественной комедии» Данте и «Круге Первом» А. Солженицына.
Христологические мотивы в произведениях Б. Пастернака «Доктор Живаго» «Круге Первом» А. Солженицына. 11 класс Урок-семинар.
«Лагерная тема» в произведениях А. Солженицына и А. Шаламова «Круглый стол» в 11 классе.
Противостояние человека силе зла в произведениях А. Солженицына и В. Распутина.
Личность и общество в романе Е. Замятина «Мы», Платонова «Котлован» с Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Семинар 11 класс.
Использование творческого наследия А. Солженицына на уроках развития речи в 5 – 11 классах.
Описание природы, описание помещения (дидактический материал из «Абрикосового варенья»).
Описание внешности человека (дидактический материал из рассказа «Матрёнин двор»).
Изложение по рассказам «Дыхание», «Шарик», «Лиственница», «Молния».
Использование фразеологических оборотов, антонимов и других художественных средств в произведениях А. Солженицына.
Написание проектов.
«Своеобразие языка А. Солженицына».
«Роль пейзажа в прозе А. Солженицына».
«Портрет литературного героя». |