Примерное тематическое планирование по литературному чтению
I полугодие (68 ч) Номер урока
| Тема урока
| Учебник
| Хрестоматия
| 1
| 2
| 3
| 4
| Глава I «Вступление, или Детективное начало…» (8 ч)
| 1
| Идея любви как воплощение интереса к окружающему миру. В. Драгунский «Что я люблю»
| с. 3–6
|
| 2
| Характер лирического героя И. Токмакова «Мне грустно…»
| с. 7
|
| 3
| Характер лирического героя. В. Драгунский «Что любит Мишка»
| с. 8–13
|
| 4
| Контраст как художественный прием в поэзии. Б. Заходер «О границах поэтического творчества»
| с. 14–15
|
| 5
| Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…»
| с. 16–17
|
| 6–7
| Общее начало разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь…», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Л. Бетховен «Лунная соната», Ф. Шопен «Ноктюрн»
| с. 18–21
|
| 8
| Сравнительный анализ научного и художественного текстов. Энциклопедическая статья. М. Пришвин «Осеннее утро», В. Друк «Роман»
| с. 21–23
|
| Глава II «Завязка, тайны искусства…» (15 ч)
| 9
| Художественный образ в поэзии и живописи. И. Пивоварова «Картина», В. Поленов «Московский дворик»
| с. 24–26
|
| 10–11
| Художественный образ в поэзии. Д. Кедрин «Осенняя песня». Первые опыты письменных сочинений. Сочинение на тему «Осенний пара- шютист»
| с. 26–27
|
| 12
| Олицетворение как поэтический прием. М. Лермонтов «Утес»
| с. 28–29
|
| 13
| Урок-концерт «Родная природа»
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 14
| Олицетворение как поэтический и живописный прием. Н. Мушкудиани «Что его беспокоит»
| с. 29–31
|
| 15
| Как смотрят на мир поэт и исследователь. Произведения устного народного творчества. И. Пивоварова «Как я считал»
| с. 32–33
|
| 16
| Нравственная идея произведения. Г. П. Корнилова «Про бабочку»
| с. 33–35
|
| 17–18
| Различение текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г. П. Корнилова «Вертолет»; Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»
| с. 35–38,
38–39
|
| 19
| Осенняя страница. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
| с. 40
|
| 20
| Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (музыки, поэзии, живописи). М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Чюрлёнис «Соната звезд»
| с. 41–44
|
| 21
| Секреты загадок
| с. 44–45
|
| 22
| Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Ёжик в тумане»
| с. 45–46
|
| 23
| Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна»
| с. 47–49
|
| Глава III «Погоня за секретами литературы…» (34 ч)
| 24
| Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия Басё и Тиё
| с. 50–51
|
| 25
| Художественный образ в поэтическом тексте. Эллен Нийт «Сказка о каменном короле» («Каменный замок на камне чернел…»)
| с. 52
|
| 26
| Литературный праздник. Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка»
| с. 53–54
|
| 27
| Ироническое отношение автора к герою. С. Михалков «Про мимозу»
| с. 54–57
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 28–29
| Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок»
| с. 57–60
|
| 30
| Эмоциональная окраска текста С. Михалкова «Бараны»
| с. 61
|
| 31
| Аллитерация (звукопись). Д. Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так»
| с. 62–63
|
| 32
| Как смотрят на мир поэт и художник. И. Суриков «В ночном» (отрывок), М. Врубель «К ночи»
| с. 64–64
|
| 33
| Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
| с. 66–67
|
| 34
| Авторская сказка. Ш. Перро «Кот в сапогах»
| с. 68–73
|
| 35
| Русские сказки о животных: сравнительный анализ
|
| с. 3–11,
с. 12–20
| 36
| Русская и европейская сказки: сравнительный анализ
|
|
| 37–38
| Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
| с. 83–99
|
| 39
| Урок читательской самостоятельности. Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»
|
| с. 75–90
| 40
| Красота и выразительность пушкинского стиха. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»
| с. 85
|
| 41
| Годовой круг
|
|
| 42–43
| Сравнительный анализ авторской сказки и научно-популярных текстов о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»
| с. 87–92
| с. 21–38,
с. 39–52
| 44
| Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»
| с. 92–95
|
| 45–46
| Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
| с. 95–105
|
| 47
| Шуточный или юмористический художественный образ в стихотворениях Тима Собакина и Юнны Мориц
| с. 106–
107
|
| 48
| Разная природа вымысла. Б. Заходер «Моя Вообразилия»
| с. 108
|
| 49–50
| Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н. Носов «Фантазеры»
| с. 109–
116
|
| Окончание табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 51
| Природа необычного, фантастического в лите- ратурном тексте. Ф. Галас «Мир наоборот», В. Шленский «Другу»
| с. 116–
117
|
| 52
| Природа необычного, фантастического в лите- ратурном тексте. П. Ершов «Конёк-горбунок»
| с. 118–
119
|
| 53
| Природа необычного, фантастического в лите- ратурном тексте. К. Бальмонт «У чудищ»
| с. 120
|
| 54–55
| Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
| с. 122–
127
|
| 56
| Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»
| с. 127–
131
|
| 57
| Конференция «Новый год шагает по планете». И. Пивоварова «Вкусные ботинки»
|
|
| Глава IV «Новые загадки следствия…» (11 ч)
| 58
| Происхождение сказки из мифа. В. Даль «Старик-годовик»
| с. 132–
133
|
| 59
| Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»
| с. 133–
137
|
| 60
| Устный журнал «Цветы из мифов и легенд». Т. Белозеров «Подснежники»
| с. 138
|
| 61
| От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко», В. Одоевский «Мороз Иванович»
|
| с. 61–75
| 62
| Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство»
| с. 139–
142
|
| 63
| Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»
| с. 142–
144
|
| 64
| Специфика авторской сказки (ее отличие от на- родной). Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
| с. 144–
145
|
| 65
| Специфика авторской сказки (ее отличие от на- родной). О. Пройслер «Маленький Водяной»
| с. 146–
148
|
| 66
| Специфика авторской сказки (ее отличие от на- родной). О. Пройслер «Маленькая Баба Яга»
| с. 148–
151
|
| 67
| Обобщающий урок. Особый взгляд на мир. Л. Друскин «Я сплю»
| с. 152
|
| 68
| Контрольная работа за I полугодие
|
|
| II полугодие (64 ч + 8 ч) Номер урока
| Тема урока
| Учебник
| Хрестоматия
| 1
| 2
| 3
| 4
| Глава V «Кульминация! Вершина изображения…» (5 ч)
| 69–70
| Поэтические тексты: авторские и народные (на примере загадок, стихотворений Е. Благининой и С. Есенина «Зима»)
| с. 3–5
|
| 71–72
| Специфика работы с жанром рассказа (на при- мере рассказа Н. Носова «Мишкина каша»)
| с. 6–19
|
| 73
| Работа над жанром рассказа (на примере произ- ведения Н. Носова «Заплатка»)
| с. 20–23
|
| Глава VI «Вперед по дороге открытий…» (27 ч)
| 74–77
| Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом (на примере произведений: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Ф. Тютчев «Весна», Н. Рыленков «После дождя», Р. Сеф «Странное дело»)
| с. 23–33
|
| 78
| Связь авторской поэзии с фольклором (на при- мере стихотворения Ю. Тувима «Овощи»)
| с. 34–35
|
| 79
| Кульминационные моменты в рассказе Л. Н. Толстого «Акула»
| с. 36–38
|
| 80
| Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
|
| с. 201–204
| 81–82
| Авторская сказка и ее связь с сюжетом и струк- турой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца», русской народной сказки «Кот и Лиса»)
| с. 39–44
| с. 6–11
| 83
| Авторская поэзия: обращение к фольклору (на примере поэзии Саши Черного «Колыбельная» (отрывок), Агнии Барто «Старший брат…» и малых жанров фольклора)
| с. 44–46
|
| 84–85
| Шуточный рассказ: серьезная проблема. О. Кургузов «День рождения вверх ногами», Д. Родари «Сакала-пакала»
| с. 46–50
|
| 86
| Шуточный рассказ: серьезная проблема. Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»
|
| с.
| 87
| Н. Носов «Живая шляпа»
|
| с. 56–59
| 88–90
| Законы малых жанров: потешки, сказка «У страха глаза велики», загадки
| с. 52–58
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 91
| Специфика авторской сказки С. Козлова «Черный омут»
| с. 59–63
|
| 92
| Сравнительный анализ авторской и народной сказки (на примере сказки С. Козлова «Черный омут» и русской народной сказки «У страха глаза велики»)
| с. 39, с. 53
|
| 93
| Мир глазами сказочного героя или животного (на примере стихотворений С. Козлова «В небе туча хмурится», Р. Сефа «Муравей», Н. Лама «Зебра», С. Черного «Песня мухи»)
| с. 64–65
|
| 94
| Специфика авторской сказки в ее отличии от народной (на примере сказки Л. Петрушевской «Кот, который умел петь»)
| с. 66–68
|
| 95–96
| Авторская сказка и черты народной сказки в ней (на примере сказок А. Толстого «Золотой ключик…», Л. Толстого «Липунюшка»)
| с. 69–73
|
| 97–99
| Авторская сказка и черты народной сказки в ней (на примере сказок Ш. Перро «Мальчик- с-пальчик», братья Гримм «Храбрый портной», Х. Андерсена «Огниво»)
|
| с. 126–138
| 100–101
| Нравственные проблемы в сказке Л. Муура «Крошка Енот» и народной сказке «Айога»
| с. 74–78
|
| Глава VII «Развязка. Распутанные тайны…» (40 ч)
| 102
| Сходство мировосприятия ребенка и поэта (на примере произведений П. Неруды, К. Чуковского)
| с. 79–80
|
| 103–105
| Закон смешного в поэзии и прозе (на примере произведений Э. Успенского «Разгром», В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», «Заколдованная буква»)
| с. 81–87
| с. 59–62
| 106–107
| Различение научного и художественного текстов (на примере произведений Г. Сапгира «Чудак математик», Дж. Родари «Для чего нужны слезы?», «Отчего идет дождь»)
| с. 87–89
|
| 108–110
| Природа «необычного» в литературе (на примере стихотворений Б. Заходера «Приятная встреча», Дж. Родари «Рапуны»; русской народной небылицы и произведения братья Гримм; Дж. Родари «Вопросы наизнанку»)
| с. 90–91;
с. 91–92;
с. 93–95
| с. 196–200
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 111–112
| Законы фольклорных жанров (докучная сказка и загадки)
| с. 95–97
|
| 113
| Проявление сказочной логики в народной сказке (на примере русской сказки «Мороз, Солнце и Ветер»)
| с. 97–100
|
| 114
| Проявление сказочной логики в авторской поэзии (на примере «Колыбельной песни» А. Майкова)
|
|
| 115–117
| Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки (на примере произведений М. Исаковского «Ветер», А. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч!...», А. Рылова «Зеленый шум», И. Левитана «Свежий ветер. Волга», П. Чайковского «Времена года»)
| с. 101–
104
|
| 118
| Поэтический образ и средства его создания (на примере стихотворений Р. Сефа «Слезы», С. Черного «Плакса»)
| с. 105–
106
|
| 119
| Сравнение поэтического и живописного образа (на примере стихотворения С. Маршака «О мальчиках и девочках» и картины И. Репина)
| с. 107
|
| 120–122
| Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной культуре. Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей»
| с. 108–
122
|
| 123–126
| Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников (на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)
| с. 123–
149
|
| 127–128
| Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете (на примере сказки Ш. Перро «Спящая красавица»)
| с. 150–
155
|
| 129–132
| Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
| с. 156–
170
|
| 133
| Открываем тайны стихотворения (на примере стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи»)
| с. 171
|
| 134–135
| Исследуем характеры мальчиков и девочек (на примере произведений Л. Пантелеева «Честное слово»)
|
| с.
| Окончание табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 136–138
| Исследуем характеры мальчиков и девочек (на примере произведений В. Катаева «Цветик- семицветик», Б. Заходера «Бочонок-собачонок», О. Григорьева «Былина»
|
| с. 165–188
| 139
| Контрольная работа за II полугодие
|
|
| 140
| Итоговый урок: что читать летом
|
|
| |