Скачать 48.69 Kb.
|
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка». 1-й урок по теме. Цель урока: в ходе исследовательской работы показать учащимся, насколько богат и разнообразен их родной язык. Обучающие задачи:
Развивающие задачи: 1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и воображения учащихся.
Воспитывающие задачи:
Тип урока: урок- исследование. Форма проведения урока: групповая работа. Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная система голосования «Verdikt», карточки-задания, раздаточный материал (тексты для исследования) таблицы для заполнения, лингвистические словари разных типов. Ход урока Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценней самой вещи (Н.В. Гоголь). 1. Организационный момент урока (1 мин.). Сегодня вам предстоит работа в научно-исследовательском институте языкознания. Прошу вас распределиться по исследовательским лабораториям ( учащиеся разбиваются по группам). Учащимся предлагается назвать свою лабораторию(название должно быть связано с темой урока). 2. Вступительное слово учителя (1мин.). Познакомьтесь с научными материалами, которые вам предстоит исследовать. Перед вами таблицы, карточки с текстами, необходимые вам для работы. Кроме того, вам надо будет выполнить задания, которые вы увидите на экране. В ходе работы вы можете пользоваться всеми лингвистическими словарями. 3. Тестирование по теме «Слитно-дефисно-раздельное написание различных частей речи» в электронной системе голосования «Verdikt». Баллы учащихся одной группы суммируются и выставляется общий балл (7мин). 4. Изучение теоретического материала учебника (5 мин.). 5. Работа с текстом раздаточного материала. Задание: найти синонимы к слову «препятствие», подчеркнуть их. Составить синонимический ряд, дополнить его своими примерами (в случае затруднения обратиться к словарю синонимов)- 2 мин. 1. На пути ко всякой цели стоит много препятствий. Побеждая эти препятствия, человек бывает счастлив. 2. Через несколько лет тяжелой жизни все преграды были преодолены, и желания его сбылись: он стал юристом. 3. При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны. 4.— Так тебя и отсюда послать могут! — Нет! — Генка понизил голос: — Тут одна загвоздка есть. Я кончил четыре класса в этом году, понял? — Ну? — А нужно семилетку, понял? 5. — Потом-с: некоторые сцены «Женитьбы», Вот тут маленькая закавычка: действующих лиц много — нынешние писатели вообще любят толпу, которая только в больших труппах возможна. 6. Теперь-то я уж пообвык, но первых два-три дня немало разных закавык свалилось на меня. 6. Работа с таблицей. Распределить приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы.( 2 мин.) Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить. Образец:
7. Творческое задание №1. Подобрать синонимы к слову «убегать» и описать сцену погони в детективном жанре, используя составленный синонимический ряд.(3 мин) 8. Найти в тексте антонимы. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, когда кипит огонь в крови. М.Ю.Лермонтов. 9. Физкультминутка (1 мин.). «Театр мимики и жеста». Ученики мимикой и жестами изображают антонимы к словам, названным учителем:; высоко, узко, худой, весёлый, добрый, неподвижный, быстрый, причёсанный, весёлый, слабый, жарко, голодный, равнина, сухой. 10. Рассказать об антонимах( 3мин.). Для чего они используются в речи? Привести примеры стихотворений, которые построены на противопоставлении. 11. Творческое задание №2(4мин.). Сравнить ленивого и активного учеников. Написать их психологический портрет, используя антонимы. 12.Работа с омонимами(2 мин.). На каком лексическом явлении построена рифма стихотворения И.Бродского? Назовите его. Мерцала на склоне банка Возле кустов кирпича. Над розовым шпилем банка Ворона вилась, крича. И.Бродский. 13.Творческое задание№3(3 мин.). В словаре омонимов выберите 2 омонимичные пары и зарифмуйте их, создав стихотворный текст. 14. Творческое задание№4( 3мин.) Вы сделали научное открытие. Изобрели прибор, который исполняет все ваши желания. Прибор состоит из трёх частей. Чтобы назвать эти три части и сам прибор, вам необходимо придумать неологизмы. 15.Творческое задание№5(3мин.). Перед вами текст, в котором много разговорных слов. Замените их устаревшими словами. Изменился ли характер текста? Какое звучание он приобрёл? Напротив меня сидела девчонка. Она зыркала вокруг своими зенками. То прикрывала веки, то оглядывала город, вытягивала шею, как гусыня, поправляя правой рукой волосёнки; левой рукой тёрла щёку. Губы её были плотно сжаты, а пальцы теребили одежду. 16. Постройте лингвистическое высказывание о русском языке как об одном из самых богатых языков в мире. Выберите одного представителя группы, который мог бы выступить с сообщением( 2мин.) 17. Подведение итогов урока(1 мин.). Выставление оценок, выбор лучшей творческой лаборатории. 18. Домашнее задание: Упр. 158 Резерв времени: 3 минуты. Учитель русского языка высшей квалификационной категории Лыбанева З.О._ |