Скачать 75.44 Kb.
|
Урок развития речи в 7 классе Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению по куртине И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 44)». Цели урока Обучающая: закрепить навыки составления текста; подготовить учеников к написанию сочинения; повторить особенности текста. Развивающая: составить рабочие материалы к сочинению; провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, точных и выразительных слов. Воспитывающая: способствовать обогащению мысли и слова учащихся, формированию культуры их речи. Метод обучения: индуктивно-дедуктивный. Оборудование Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, ЛО.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 221 с.,4 л. ил.; Словарь синонимов русского языка /ИЛИ РАН; Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 648 с. Список использованной литературы
План урока подготовки к сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
Ход урока
- Сегодня мы с вами будем готовиться писать домашнее сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». В основе сочинения лежит повествование с элементами описания как функционально смысловой тип речи. Мы попытаемся передать настроение автора, отраженное в картине, и выразить свое отношение к ней. 3. Определение жанра сочинения по картине. 1) Беседа по вопросам: - Вспомните, что такое сочинение? (Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.) - Назовите составные части сочинения. Какова их роль в сочинении? Ответ: Элементы внутренней структуры сочинения: А) Вступление; Б) Переход к основной части; В) Основная часть; Г) Переход к заключению; Д) Заключение Во вступлении указываются ввод в тему, точное определение ключевых понятий, лаконичность. Переход к главной части – особый, связующий элемент внутренней структуры сочинения. Основная часть – ответ на вопрос, заключенный в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность, доказательность, образность. Переход от основной части к заключению – особый элемент внутренней структуры сочинения. Составление фраз-связок. В заключении обычно подводится итог, обобщающие мысли, высказанные в основной части. Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы. Вывод. Сочинение повествование с элементами описания имеет определенную структуру. Особенность такого сочинения – понять и суметь передать замысел художника. 2) Молчаливое рассматривание репродукции (восприятие ее содержания). Задание. Откройте учебник, найдите упражнение 44, внимательно прочитайте задание, рассмотрите репродукцию на странице 145. 3) Беседа по вопросам: - Картину какого художника вы видите? (Перед нами картина выдающегося советского живописца и рисовальщика, заслуженного деятеля искусств РСФСР Исаака Израилевича Бродского (1883(по н.ст. 1884)- 1939). Родился в с. Софиевка, около г. Осипенко (Бердянск). Сначала учился в Одесском художественном училище у К.К. Констади. В 1902 в Петербурге поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской Репина И.Е. В первые годы обучения проявил большой интерес к пейзажу и портрету. К числу лучших работ дореволюционного периода относятся «Опавшие листья», «Зима», «Летний сад осенью» (1916) и др., создающие правдивый, проникнутый тонким поэтическим чувством образ природы.) - К какому жанру живописи относится это полотно? (Пейзаж) - Какие оттенки преобладают на картине? (Наверно, преобладают теплые, хотя художник любому цвету может придать более теплый или холодный оттенок.) - Можно ли говорить, что картина имеет свою задачу показать любимое время года художника? (Возможно, художнику нравится теплая, сухая осень, но, скорее всего, он тоскует об ушедшем лете.)
- Что изображено на картине? - Какое время года описал художник? (Осень.) - Какое первое впечатление произвела на вас картина? (Понравилась или нет? Почему?) - Как вы думаете, с каким настроением художник писал картину? 2) Творческое дополнение к картине. Примерные вопросы: - Что мы видим на картине? - Какое настроение у вас возникает? - Вы гуляете в парке, к вам подходит корреспондент и просит рассказать вас, часто ли вы здесь гуляете и почему вам нравится здесь бывать? Что вы ему на это ответите? - Какой стиль будет у вашего высказывания? - Изменится ли ваш стиль, если об этом вы будете сообщать в письме своему другу? - Какова будет тема вашего текста? Запишите. - Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях. - Каков будет тип вашего письма? - Кроме описания, какой тип речи вы еще можете использовать в своем сочинении? - Какова будет основная мысль вашего текста? - Сколько частей у вас должно быть? - О чем нужно писать в первой, второй, третьей части? Вывод. Итак, чтобы написать интересное законченное сочинение по картине, необходимо выделить основную тему вашего текста, выделить микротемы, определить основную мысль. Для этого необходимо помнить, что в основе сочинения по репродукции лежит описание.
Коллективное заполнение таблицы. (Ее можно заполнять в ходе беседы по содержанию картины.) Примерный план сочинения
Задание 1. Подумайте, какие глаголы можно использовать при написании сочинения? В форме какого времени они будут стоять? Ответ: Видеть, показать. Стоять. Облететь, гулять, лететь, наслаждаться, восхищаться, шелестеть, лежать, висеть, плыть, дуть, сидеть, идти, ехать, шуршать… Задание 2. Подберите синонимы к следующим глаголам: наслаждаться, видеть, показать, облететь. Ответ: Наслаждаться – любоваться, восхищаться; видеть – смотреть, созерцать; показать – изобразить, нарисовать; облететь – падать. Задание 3. Включите в работу эпитеты и сравнения, хорошо продумайте подбор признаков. Ответ:
Примерные вопросы: – В каком стиле вы будете писать сочинение? Какова его функция? Что для него характерно? - Назовите тип речи, который будет положен в основу вашего сочинения. - Какие образные средства языка вы можете использовать в своём сочинении? 3) Выбор синтаксических конструкций, наиболее полно соответствующих жанру и стилю сочинения. - Какие по структуре предложения(простые или сложные) можно использовать при написании сочинения? Почему? )Простые предложения как главное средство оформления повествования с элементами описания, выполненное в разговорном стиле, и осложнённые однородными членами простые предложения.) 4) Орфографическая и пунктуационная подготовка. Задание. Графически объясните орфограммы в следующих словах: Деревья, облететь, осенний, аллея, сад, наслаждаться, ложится, заброшенный, облачное, висят. 5) Беседа по вопросам: - Каких речевых ошибок надо избегать? (Неоправданного повтора слов, неправильного использования изобразительно-выразительных средств языка и т.д.) - Какие знаки препинания ставятся в тех или иных случаях? - Как оформляется новая микротема? (Абзацным отступом) 7. Самостоятельная работа учащихся Беседа по вопросам: -Как вы начнёте своё сочинение? -Как вы его закончите? - Как вы думаете, природа на картине И.Бродского – это главное действующее лицо или только фон для изображения предметов? 8. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание. Напишите сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью» в виде письма своему другу, опишите в нём осенний парк, в котором вы побывали в прошлые выходные, включив в него отрывок стихотворения об осени, который навеяла вам картина. Постарайтесь подробно описать то, что увидел художник: небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада. Не забудьте завершить письмо, попрощаться с товарищем. Начать письмо нужно с обращения. |