№
| Дата
| Тема урока
| Цели
| Тип урока
| Оборудование, источники
| Проверяемый материал, теория литературы
| Виды работы
| Домашнее задание
|
|
По плану
| проведения
|
|
1.
|
|
| Введение. Художественная литература и действительность.
| Дать более глубокое представление о литературе, её месте в жизни общества, связи с историей; показать образное отражение жизни в художественной литературе; воспитание любви к чтению художественной литературы
| Изучение нового материала
| Учебник (8 класс); выставка книг
|
| Беседа.
Развёрнутые ответы уч-ся с опорой на читательский опыт
фронтальный опрос
| Перечитать и пересказать вступительную статью
|
|
|
|
| Русская литература XIX века.
|
|
|
|
|
|
|
|
2
3
|
|
| А. С. Пушкин «К Чадаеву», «Во глубине сибирских руд…»
«Арион», «Акчар»
| Углубить знания уч-ся о жизни и творчестве Пушкина; показать вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина, образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм; воспитывать внимание к творчеству поэта
| Изучение нового материала
| Портрет поэта
| Биография поэта
Стихотворная строфа
| Сообщения уч-ся о жизни и творчестве поэта.
Анализ лирических произведений.
Умение выразительного чтения стихотворений
| Выучить наизусть ст-е «К Чаадаеву»
|
|
4-5
|
|
| А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
| Показать причины обращения Пушкина к теме Пугачёвского восстания; познакомить с творческой историей написания повести; воспитывать интерес к изучению русской истории, литературы
| Комбинированный урок (с элементами семинара)
| портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести
| повесть, историческая повесть
Историческая правда и художественный вымысел в по
| Рассказ учителя
Работа с текстом, ответы на вопросы
Совершенствование умений аргументировать свой ответ
| Прочитать повесть «Кап. Дочка»; подготовить характеристику гл. героя – П. Гринёва
|
|
6
|
|
|
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.
Гринёв и Швабрин
(3-5 главы)
|
Проследить путь духовного становления Гринёва; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа; акцентирование внимания на проблемах нравственного выбора человека
|
Урок совершенствования ЗУН
| Тест –стр. 99
| Знание текста.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
|
Аналитическая беседа, комментирование текста;
Всесторонний анализ текста;
Самостоятельные выводы по теме
| Эпиграфов
к 6, 7 гл.
Гл. 7-12;
Какова роль портретных описаний Пугачёва?
сравнить эпиграф к 7 гл. с песней, кот. поют пугачёвцы на военном совете
|
|
7
|
|
|
Пугачёв и народ в повести
«Капитанская дочка»
(анализ 6-7 гл.)
|
Проследить путь духовного становления Гринёва;
Показать особенности художественного изображения Пушкиным исторического персонажа;
Воспитание внимания к деталям
| Урок совершенствования ЗУН
| иллюстрации
| Характеристика Пугачёва от лица другого героя;
Речевая характеристика Пугачёва
| Аналитическая беседа.
Комментирование текста
Всесторонний анализ текста
Работа с иллюстрациями
| Характеристика Пугачёва.
Прочитать «Станционный смотритель» А. С. Пушкина
|
|
8
|
|
| А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
| Показать изображение «маленького человека», его положения в обществе;
Раскрыть гуманизм повести, пробуждение чувства достоинства и чувства протеста
| Урок изучения нового материала
| Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827 г.)
Иллюстрации к повести
| Повесть как жанр литературы
|
| Подготовиться к сочинению
|
|
9
|
|
| Р. р. Подготовка к сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
| Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; приобщать уч-ся к высказыванию собственного мнения
| Совершенствование ЗУН
|
| Понимание темы, раскрытие темы на основе глубокого проникновения в текст повести
| Составление плана к сочинению.
Уместное использование цитат
Развитие устной и письменной речи
| Написать сочинение по одной из тем
|
|
10
|
|
| Внеклассное чтение.
К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»
| Развивать навыки анализа текста; приобщать уч-ся к высказыванию собственного мнения; воспитывать интерес к личности А. С. Пушкина
| Совершенствование ЗУН
| Иллюстрации, портреты Паустовского и Пушкина
| Биография Пушкина
| Беседа по содержанию повести
|
|
|
11
|
|
| М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»
| Раскрыть отношение Лермонтова к природе; противопоставление природы фальшивому обществу людей; показать варварство неблагодарных людей; воспитывать благоразумное отношение к природе
| Изучение нового материала
| иллюстрации
портрет М. Лермонтова
| Биография поэта
| Анализ ст-я по составленному плану:
1) Описание оазиса, одиночных пальм.
2) Упрёки пальм Богу, небу.
3) Описание каравана.
4) Встреча путников.
5) Гибель пальм.
6) Пустыни без пальм
| Подготовить выразительное чтение ст-я
|
|
12
|
|
| «Люблю я цепи синих гор…»
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!»
| Раскрыть отношение Лермонтова к природе; формирование навыков анализа ст-я; воспитывать любовь к природе
| Изучение нового материала
|
| Проверка плана к ст-ю «Три пальмы»
| Выразительное чтение.
Устный анализ ст-я.
Ответы на вопросы
|
Найти олицетворения в ст-х
|
|
|
13
|
|
| М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
| Познакомить с историей создания поэмы; показать контраст между жизнью в монастыре и за его пределами; выявить жанровые особенности поэмы
| Изучение нового материала
| Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
| Поэма как литературный жанр.
Тема, идея, сюжет
| Запись тезисов.
Комментированное чтение
Сопоставительный анализ.
| Перечитать поэму, подготовить выразительное чтение одной из глав. Уточнить значение терминов: тема, идея, сюжет
|
|
14
|
|
| Тема, идея, сюжет и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»
| Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь, проникнуть в замысел автора
| Комбинированный урок
| Тест – стр. 103
| Знание сюжетной линии поэмы.
Образ в литературе
| Сообщения уч-ся. Монологические высказывания. Формирование умений делать самостоятельные выводы. Составление характеристики Мцыри.
| Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника»
|
|
15
|
|
| Р.р. Составление плана к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова
| Раскрыть тему сочинения, развивать навыки анализа текста;
Учить работать с критической литературой;
Учить писать сочинение
| Совершенствование ЗУН
| Понимание темы, раскрытие темы на основе глубокого проникновения в текст поэмы
| Литературный образ
| Составление плана к сочинению
Уместное использование цитат.
Приобщение уч-ся к высказыванию своего мнения
| Написать сочинение-характеристику по поэме Лермонтова «Мцыри»
|
|
|
|
16
|
|
| Н. В. Гоголь «Шинель»
| Повторить биографию писателя; обобщить изученное ранее ;
Показать раскрытие темы «маленького человека», воспитывать гуманность, чувство собственного достоинства
| Комбинированный
| портреты Н. В. Гоголя, иллюстрации к повести Гоголя
| Герой литературного произведения
| Сообщение уч-ся о Гоголе, краткий обзор книг.
Викторина «Узнай автора»
Комментированное чтение произведения с последующей беседой
| Перечитать повесть, ответить на вопросы
|
|
17
|
|
| Н. В. Гоголь «Шинель»
| Продолжить знакомство с темой «маленького человека»;
Показать сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора, образ «значительного лица»
| Совершенствование ЗУН
| Иллюстрации к повести Гоголя
| Знание текста
| Аналитическая беседа.
Составление таблицы.
Устный анализ повести «Шинель» с использованием опорного материал.
|
Прочитать «Ревизор»
|
|