Рубрика «обмен опытом – учителям»
Гурина С.И
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №3» ЧТЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Чтение и литература» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. В. Джежелей «Чтение и литература», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Чтение и литература – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Основой предмета являются принцип развития речи, прикладная направленность речевых умений. В результате освоения предметного содержания чтения и литературы учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
− О. В. Джежелей. Чтение и литература: учебник для 4 класса, в 3 ч. – М.: Дрофа, 2004.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год - 175.
Количество часов в неделю - 5.
Количество часов в I четверти - 45. Количество часов во II четверти - 35. Количество часов в III четверти - 50. Количество часов в IV четверти - 45.
Тематическое планирование уроков ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ в 4 «А» классе на 2008 – 2009 учебный год
Автор учебника О.В. Джежелей
№ п/п
| Наименова
ние раздела программы
| Тема урока
| Тип
урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Кол-во
час
| Дата
проведения
| Примечание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1
|
Читатель и книга (введение)
5 ч.
| Классный час «Богатство земли югорской»
| Комби
нирован
ный
| Окружающая природа, представле
ние о прошлом и настоящем
югорского края
| Знать о природных богатствах края, хозяйствен
ной деятельности
| Темати-
ческий
| Экологическая культура, легенда о происхождении нефти
| Нарисовать сюжетный рисунок
| 1
|
|
| 2
| Вс. Рождественский «Над книгой»
| Комби
нирован
ный
| Осознанность и выразительность чтения
| Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении
| Вырази-тельное чтение
| Читатель, читательские знания и умения
| С. 3 выразитель
но читать
| 1
|
|
| 3
| Скорость чтения. Чтение вслух и про себя.
| Комби
нирован
ный
| Выразительное чтение вслух, про себя и использование при этом интонаций соответствующих смыслу текста
| Уметь читать
вслух и про себя
| Диагнос-тика навыка чтения
| Скорость чтения
| С. 8, 10
проверить темп чтения
| 1
|
|
| 4
| Р.Стивенсон. «Вычитанные страны»
| Комби
нирован
ный
| Связь произведений литературы с другими видами искусств
| Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы
| Темати-
ческий
| Логическое ударение
| С. 16 подготовиться к игре-викторине
| 1
|
|
| 5
| Внеклассное чтение. «В мире книг». Экскурсия в библиотеку.
| Комби
нирован
ный
| Использование полученных знаний для самостоятельного выбора книг
| Уметь ориентироваться в мире книг по рекомендательному списку
| Темати-
ческий
| Круг чтения младшего школьника
| Определить свой круг чтения.
Читать стихотво-
рения об осени
А.С.Пушкина
Выучить наизусть отрывок по выбору.
| 1
|
|
|
6
|
Колыбель
ная поэзия
10 ч.
| Обр. Н.П.Колпаковой «Как по морю, морю»
| Усвое
ния новых знаний
| Произведения устного народного творчества.
| Знать жанр «детский фольклор»
| Вырази-
тельное чтение
| Колыбельная поэзия
| С. 20
выразительно читать
| 1
|
|
| 7-8
| Народные колыбельные.
| Комби
нирован
ный
| Различение жанров произведений
| Чтение наизусть
| Фольклорные колыбельные
| С.22, 24
наизусть
| 2
|
|
| 9
| Колыбельные песни народов, которые веками живут рядом.
| Комби
нирован
ный
| Выделение языковых средств выразительности.
| Чтение наизусть
| Пестование
| С. 27
наизусть
| 1
|
|
| 10
| Внеклассное чтение. А.С.Пушкин Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах
| Комби
нирован
ный
| Декламация произведений
Связь произведений литературы с другими видами искусств.
| Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности.
| Вырази-
тельное чтение
| Олицетворение, сравнение.
| Читать рассказы - загадки про зверей и птиц
Рассказ по выбору
| 1
|
|
| 11
| Литературные колыбельные. В.Я.Брюсов «Спи, мой мальчик!...»
| Комби
нирован
ный
| Участие в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного,
отвечать на них
| Уметь
Проводить сравнительный анализ, высказывать оценочные суждения, читать осознанно.
| Вырази-
тельное чтение
| Литературные колыбельные Сравнение
Кроссворд Литературный комментарий Образные
языковые
средства
Статьи о литературе и книгах
| С.31
Выразительно читать
| 1
|
|
| 12
| А.А.Блок «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Месяц над нашею крышею светит…»
| Комби
нирован
ный
| Вырази-
тельное чтение
| С.32
Выразительно читать
| 1
|
|
| 13
| А. Л. Барто «Старший брат сестру баюкал…»
| Комби
нирован
ный
| Вырази-
тельное чтение
| С. 34
Выразительно читать
| 1
|
|
| 14
| Обобщение пройденного «Колыбельная поэзия»
| Обобщения и систематизации
| Связь произведений литературы с другими видами искусств.
| Фронтальный опрос
| С 36
Вопрос 6
| 1
|
|
| 15
| Внеклассное чтение. «Что? Где? Как? Почему?». Рассказы - загадки про зверей и птиц.
| Комби
нированный
| Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги.
| Уметь различать элементы книги, пересказывать текст.
| Пересказ
| Рассказы – загадки. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
| Устное творчество русского народа.
| 1
|
|
|
16
|
Волшебные сказки
20 ч.
| С.А.Есенин «В зимний вечер по задворкам…»
| Комби
нирован
ный
| Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
| Уметь читать осознанно, определять тему и главную мысль. Уметь читать стихотворные произведения наизусть.
| Чтение наизусть
| Лирика
| С 37
Наизусть
| 1
|
|
| 17-18
| Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
| Комби
нирован
ный
| Тема, главная мысль, события, последовательность.
| Знать какое построение имеет сказка: зачин, события – эпизоды, концовка
| Пересказ
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| С.38, 42
Краткий пересказ
| 2
|
|
| 19
| Волшебные сказки. И.С.Никитин «…Прогнали мой сон рассказы старушки», «Чудища»
| Комби
нирован
ный
| Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
| Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев
| Вырази-
тельное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| С.48
з. 6.,
Выразительно читать
| 1
|
|
| 20
| Внеклассное чтение.
Устное творчество русского народа.
| Комби
нирован
ный
| Различение жанров, тема, главная мысль, декламация произведений
| Уметь проводить сравнительный анализ, читать осознанно, высказывать оценочные суждения
| Пересказ
| Кроссворд
| Читать книги о приключениях. Пересказ отрывка по выбору.
| 1
|
|
| 21
| Волшебные сказки. «Кудесники»
| Комби
нирован
ный
| Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературно
го произношения.
Герои произведений
восприятие и понимание их эмоционально -нравственных переживаний
| Знать названия, основное содержание произведений Уметь пересказывать, анализировать характер героя.
Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы.
| Вырази-тельное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| С. 50 з.3
Выразительно читать
| 1
|
|
| 22
| Волшебные сказки «Красны девицы»
| Комби
нирован
ный
| Вырази-
тельное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| С.52 в. 1-3
Выразительно читать
| 1
|
|
| 23
| Волшебные сказки. «Добры молодцы»
| Комби
нирован
ный
| Творчес-кий пересказ
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| С.54
описать молодцев
| 1
|
|
| 24
| Волшебные сказки «Завистники, злыдни»
| Комби
нирован
ный
| Вырази-
тельное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| С.58
подготовить эпизод - загадку
| 1
|
|
| 25
| Внеклассное чтение. В мире приключений
| Комби
нированный
|
Тема, главная мысль, события, последовательность.
| Уметь читать осознанно вслух тексты художествен
ных произведений соблюдая орфоэпичес
кие нормы русского литературного языка
| Темати-ческий
Пересказ отрывка
| Кроссворд
| Читать книги о путешествиях и путешественни
ках, настоящих и вымышленных.
Пересказ отрыв
ка по выбору.
| 1
|
|
| |