Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании педсовета
Протокол №__________
От «____» ____________ 20___г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Юдина Т.В.
От «____» _____________ 20___г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ново-Александровская ООШ»
______________ Григоренко И.В.
Приказ №_______
От «____» ___________ 20___г.
| Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
Учитель: Смирнова
Светлана Алексеевна
Ново-Александрово 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т. на 68 часов в год. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе по программе отводится 68 часов. Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Смирновой С.А. и рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Б.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г. рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что не соответствует учебному плану МБОУ «Ново-Александровская ООШ», где на изучение русского языка в 9 классе отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:
«Сложносочиненные предложения» до 10 часов, «Сложноподчиненные предложения» до 25 часов, «Бессоюзные сложные предложения» до 10 часов, «Сложные предложения с различными видами связи» до 13 часов. Значительно увеличено количество часов на разделы «Повторение пройденного в 5-8 классах» до 10 часов, «Систематизация изученного в 9 классе» до 18 часов. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.
С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА — задание С1 и С2) 23 часа отведено на развитие речи.
№
| Разделы, темы
| Количество часов
| Программа под ред. М. Б. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М.Шанского, М.:»Просвещение», 2008г.
| Рабочая программа
| I
| Международное значение русского языка
| 1
| 1
| II
| Повторение пройденного в 5-8 классах
| 5+2
| 8+2
| III
| Сложное предложение. Культура речи
|
|
| 1.
| Сложные предложения
| 1
| 1+1
| 2.
| Союзные сложные предложения
| 6
| 6
| 3.
| Сложносочиненные предложения
| 3+2
| 8+2
| 4.
| Сложноподчиненные предложения
| 19+5
| 18+7
| 5.
| Бессоюзные сложные предложения
| 6+2
| 8+2
| 6.
| Сложные предложения с различными видами связи
| 5+2
| 9+4
| IV
| Общие сведения о языке
| 3
| 2
| V
| Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культуре речи
| 4+2
| 15+3
|
| ИТОГО:
| 68
| 102
| Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Частные цели и задачи изучения предмета «Русский язык»
Цели преподавания предмета:
подготовка учащихся к успешной сдаче государственных экзаменов за курс основной школы: достижение средних показателей итоговой аттестации (успеваемость и качество) не ниже средних показателей города, округа, России
Изучение предмета в 9 классе способствует решению следующих задач:
1) углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;
2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;
3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;
4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;
5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;
6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;
7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими и грамматическими);
8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;
9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;
10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;
11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.
Преемственность в обучении прослеживается в продолжении изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной и лингвистической (языковедческой), языковой компетенций.
Программа базируется на межпредметных связях с курсами литературы, истории, экологии и МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку.
Программа предполагает внеучебную деятельность: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы, олимпиады, индивидуальные и групповые консультации.
Роль программы в образовательном маршруте учащихся видится в направленности курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, что создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-тематический план
№
| Тема (раздел)
| Количество часов
| Контрольные работы
| Текст/Развитие речи
|
| Международное значение русского языка
| 1
|
|
|
| Повторение изученного в 5-8 классах
| 10
| 1
|
|
| Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
| 2
|
| 1
|
| Союзные сложные предложения
| 6
|
|
|
| Сложносочиненные предложения
| 10
| 1
| 2
|
| Сложноподчинённые предложения
| 25
| 2
| 7
|
| Бессоюзное сложное предложение
| 10
| 1
| 2
|
| Сложные предложения с различными видами связи
| 13
| 1
| 4
|
| Общие сведения о языке
| 2
|
|
|
| Употребление знаков препинания
| 5
| 1
| 2
|
| Повторение изученного за год
| 18
| 1
| 3
|
| Итого
| 102
| 8
| 21
| |