Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 481.7 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации14.03.2014
Размер481.7 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики № 1301


имени Е.Т.Гайдара


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Русский язык»

5 класс

Составитель: Потапова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Москва, 2012

Пояснительная записка



Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:

  1. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ № 1897
    Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
    http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.06.2012
    http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

  4. Программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  6. Приказ № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год»

  7. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.04).


Общая характеристика учебного предмета

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных, социальных.

Программа содержит:

  1. отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  2. сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.

  3. перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

Структура школьного курса русского языка в 5 классе:

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 15+2 часов. Это позволит правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи: это и различные виды работы над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  2. овладение нормами русского литературного языка;

  3. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  4. обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

1. формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

2. развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

1. воспитание учащихся средствами данного предмета;

2. развитие их логического мышления;

3. обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

4. формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

Принцип построения - концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;

  2. проблемное обучение;

  3. информационно-коммуникационные технологии;

  4. здоровьесберегающие технологии;

  5. система инновационной оценки «портфолио»;

  6. проектно-исследовательская технология.

Место предмета в учебном плане школы

Программа предполагает непрерывное изучение русского языка в 5 -9-х классах в объеме, из них: 170 часов в 5 классе (5 часов в неделю).

В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 204 часа, а в рабочей программе – 170 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю, а в учебном году 34 рабочих недели.

В связи с этим было увеличено количество часов на изучение тем и повторение изученного после каждой темы и в конце года. Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА орфографии, словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов.

В рекомендациях инструктивно-методического письма по русскому языку на 2011-2112 учебный год отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще; необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка (звук, морфема, словосочетание, одушевленность-неодушевленность, обращение, переносное значение слова и т.п.), и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания (звукопись, риторическое обращение, риторический вопрос, метафора, олицетворение и т.п.). С этой целью в планирование уроков были включены вопросы: «Роль обращений в художественном тексте», «Роль восклицательных и вопросительных предложений в художественном тексте», «Основные выразительные средства фонетики», «Роль глаголов в художественном тексте», «Роль синонимов, антонимов и омонимов в художественном тексте».

Согласно пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) она включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.

Тематический и итоговый контроль осуществляется с помощью контрольных диктантов (9), тестов (7), сочинений (7), изложений (7).

Текущий контроль содержит: тест; диктант / диктант с грамматическим заданием; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; письменный ответ на вопрос проблемного характера; сочинение по картине; рассказ о случаях из жизни; описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине; устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Основными формами организации учебного процесса являются: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос по индивидуальным карточкам; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический); лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста, а именно: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; участие в диалогах различных видов; аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей); создание собственных письменных текстов; составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; составление опорных схем и таблиц; работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи;

  • пользоваться различными словарями;

  • понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

  • владеть техникой чтения;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

  • создавать письменное высказывание разных типов речи;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать своё отношение к предмету речи;

  • - исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

  • - находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); - составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

Предметные результаты:

  • знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

уметь:

  • разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения - синтаксически.

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;

  • пользоваться орфографическими и толковыми словарями; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • В области орфографии: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

  • В области пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор, уметь выделять грамматическую основу. Давать характеристику простому и сложному предложениям в объёме изученного материала. По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине; подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

  • Использовать приобретённые знания при написании сочинений; при выстраивании диалога и монолога.

В области фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарём.

В разделе графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

  • красиво и разборчиво излагать свои мысли на бумаге.

В разделе морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учётом лексического значения слова;

  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

В разделе лексикология:

  • объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

  • находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

В разделе морфология:

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

  • уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

В разделе орфоэпия:

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

В разделе синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • различать виды словосочетаний;

  • конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями;

  • конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск