Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики № 1301
имени Е.Т.Гайдара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Русский язык»
5 класс
Составитель: Потапова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Москва, 2012
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.06.2012 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Приказ № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.04).
Общая характеристика учебного предмета
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных, социальных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.
Структура школьного курса русского языка в 5 классе:
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.
Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 15+2 часов. Это позволит правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи: это и различные виды работы над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
1. формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
2. развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
1. воспитание учащихся средствами данного предмета;
2. развитие их логического мышления;
3. обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
4. формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Принцип построения - концентрический
Специфика предмета:
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
проектно-исследовательская технология.
Место предмета в учебном плане школы
Программа предполагает непрерывное изучение русского языка в 5 -9-х классах в объеме, из них: 170 часов в 5 классе (5 часов в неделю).
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 204 часа, а в рабочей программе – 170 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю, а в учебном году 34 рабочих недели.
В связи с этим было увеличено количество часов на изучение тем и повторение изученного после каждой темы и в конце года. Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА орфографии, словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов.
В рекомендациях инструктивно-методического письма по русскому языку на 2011-2112 учебный год отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще; необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка (звук, морфема, словосочетание, одушевленность-неодушевленность, обращение, переносное значение слова и т.п.), и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания (звукопись, риторическое обращение, риторический вопрос, метафора, олицетворение и т.п.). С этой целью в планирование уроков были включены вопросы: «Роль обращений в художественном тексте», «Роль восклицательных и вопросительных предложений в художественном тексте», «Основные выразительные средства фонетики», «Роль глаголов в художественном тексте», «Роль синонимов, антонимов и омонимов в художественном тексте».
Согласно пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) она включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.
Тематический и итоговый контроль осуществляется с помощью контрольных диктантов (9), тестов (7), сочинений (7), изложений (7).
Текущий контроль содержит: тест; диктант / диктант с грамматическим заданием; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; письменный ответ на вопрос проблемного характера; сочинение по картине; рассказ о случаях из жизни; описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине; устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
Основными формами организации учебного процесса являются: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос по индивидуальным карточкам; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический); лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста, а именно: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; участие в диалогах различных видов; аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей); создание собственных письменных текстов; составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; составление опорных схем и таблиц; работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи;
пользоваться различными словарями;
понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
создавать письменное высказывание разных типов речи;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать своё отношение к предмету речи;
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); - составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
Предметные результаты:
знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
уметь:
разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения - синтаксически.
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;
пользоваться орфографическими и толковыми словарями; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
В области орфографии: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
В области пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор, уметь выделять грамматическую основу. Давать характеристику простому и сложному предложениям в объёме изученного материала. По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине; подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
Использовать приобретённые знания при написании сочинений; при выстраивании диалога и монолога.
В области фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарём.
В разделе графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
красиво и разборчиво излагать свои мысли на бумаге.
В разделе морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учётом лексического значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
В разделе лексикология:
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
В разделе морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
В разделе орфоэпия:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
В разделе синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
различать виды словосочетаний;
конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
соблюдать верную интонацию конца предложений;
опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями;
конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
|