Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.03.2014
Размер77.12 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья
статья из сборника «Начальная школа на пути совершенствования» – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2009.
Никитина Лариса Петровна,

преподаватель лаборатории развития

начального общего образования

ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж»
« Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Курс « Литературное чтение» в начальной школе соединил в себе цели, требования, содержание и методику с одной стороны непосредственно обучения чтению и литературоведческой пропедевтики с другой.

Конечная цель курса – литературное развитие обучающихся, предполагает решение двух основных задач, а именно: во-первых, это совершенствование навыка чтения во всех его качествах и формирование полноценного типа читательской деятельности, подразумевающего развитие читательских умений, привитие интереса и любви к чтению; во-вторых, это подготовка к изучению литературы в среднем звене школы.

Двунаправленность предмета предполагает обучение не просто чтению, но и пониманию, осмыслению и переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения.

Именно аналитическое чтение (по Л. А. Ефросининой) позволяет достичь конечного результата курса, обозначенного в программе,- литературного развития младшего школьника.

Основные задачи предмета намечают работу в двух направлениях: совершенствование умения читать и развитие умения анализировать, что вызывает у учителей-практиков сетование на нехватку времени именно в отработке навыка чтения и достаточные временные затраты на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств.

Действительно, анализ художественного произведения занимает центральное место и является основной деятельностью учащихся на уроке литературного чтения. С другой стороны, понятно, что анализу прочитанного следует учить, и полноценный анализ невозможен без качественного прочтения произведения. Поэтому, мы согласны с мнением О. В. Джежелей о том, что урок литературного чтения в 1-2 классах – это, в основном, чтение, а в 3-4 классах – анализ прочитанного. Конечно, анализ присутствует и ранее, но не в столь развёрнутом и глубоком виде как в последующих классах.

Собственно анализ художественного произведения, по мнению О. В. Кубасовой, это определение темы чтения, вычленение главной мысли, понимание авторской позиции, осмысление идеи произведения.

Условия эффективности анализа прочитанного, на наш взгляд, следующие:

  • осознание учителем необходимости развития аналитических умений младших школьников и вычленение такой работы в отдельную задачу урока;

  • умение учителя организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного (для этого учителю важно владеть разными видами и приёмами анализа);

  • умение выстроить урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста (диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного).

Вдумчивое чтение по сути своей диалогично, так как представляет беседу автора с читателем. Очень важно научить современного школьника видеть диалог в художественном произведении и вступать в диалог с автором. От учителя зависит обучение школьников приёмам такого диалога.

К наиболее эффективным приёмам анализа художественного произведения в диалоговом режиме можно отнести:

  • определение темы чтения по фамилии автора или названию текста;

  • чтение текста частями с предугадыванием дальнейшего развития сюжета;

  • выдвижение гипотез, поиск ответа на проблемный вопрос к тексту;

  • обсуждение каких-либо утверждений, вопросов, предположений в паре, в группе;

  • формулировку вопросов по прочитанному учителю, учащимся, автору произведения;

  • дискуссию, спор с автором, с оппонентами;

  • озаглавливание прочитанного текста;

  • выбор заглавия к прочитанному из нескольких предложенных;

  • трансформацию текста (дополнение начала или конца, сжатие текста, перестановка частей текста местами);

  • видоизменение сюжета (перенос места действия в другое место или в другое время, изменение обстоятельств или характера героя, отсутствие одного из героев, ввод героя из другого произведения);

  • творческие работы на основе прочитанного (все виды плана и пересказа, раскадровка диафильма и рекламы, составление отзыва,аннотации, сочинение по прочитанному).

Как видим, подобные виды работы предполагают активность учащихся, совместную деятельность учителя и детей по анализу прочитанного.

Конечно, применять те или иные приёмы анализа художественного текста следует избирательно с учётом жанра и содержания произведения.

Перечень приёмов осмысления прочитанного позволяет сказать о важном требовании к анализу художественного произведения на уроке литературного чтения в начальной школе, а именно: анализ прочитанного производится до чтения, в процессе чтения и после чтения произведения!

Соглашаясь с Н. М. Воюшиной, непременными требованиями к анализу считаем:

  • образность;

  • идейность;

  • завершённость.


Образность анализа требует связи сюжета и системы образов произведения: « Как повлияли события, описанные в рассказе, на характер главного героя?»

Идейность анализа – это связь произведения с жизнью, выход на идею сочинения: « О чём хотел сказать читателям А. П. Чехов своим рассказом « Ванька?»

Завершённость анализа заключается в обязательном его окончании синтезом: « В чём Вы убедились, (научились, поверили, полюбили) прочитав это произведение?»

Если анализ прочитанного – это основная деятельность учащихся на уроке литературного чтения, то структура анализа равна структуре деятельности и имеет мотивационный, операциональный и контрольно-оценочный этапы.

К приёмам мотивации чтения отнесём вступительное слово учителя; работу с биографией писателя, с названием произведения, с иллюстрациями к тексту; проблемные вопросы до чтения и др.

Операциональный этап включает первичное, подробное, ознакомительное чтение (разные методисты дают разные термины); изучающее или аналитическое чтение; быстрое, просмотровое чтение; цитирование; составление плана к прочитанному; формулировку вопросов к тексту.

Этап контроля и оценки предполагает поисковое чтение; ответы на поставленные вопросы; все виды пересказа прочитанного; творческие работы по прочитанному; определение личного отношения к прочитанному (виды чтения указаны по Л. А. Ефросининой).

Нам кажется чрезвычайно важным то, что, анализируя произведение, учащиеся всегда должны подтверждать своё мнение словами из текста. Анализ с обязательным цитированием развивает и умение размышлять над прочитанным, и навык чтения.

Виды анализа художественного произведения:

  • сюжетно-образный;

  • проблемный;

  • стилистический;

  • сопоставительный.


В первом виде важно рассмотреть сюжетную и образную стороны произведения. По словам В. А. Бородиной, сюжет – есть структура произведения, последовательность событий.

Рассмотрим элементы сюжета: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка. Вступление и концовка состоят из 2-3 предложений и не содержат никаких событий. Их функция – мотивация на чтение, сосредоточение внимания читателя. При повторном чтении целесообразно дать учащимся задание определить границы элементов сюжета и зачитать. Хорошо способствует укреплению навыка чтения просмотровое и поисковое чтение. Такие виды чтения следует использовать при поиске ответов на вопросы к тексту. Таким образом анализ прочитанного будет сопряжён с совершенствованием навыка чтения.

Работая с системой образов, необходимо рассмотреть в совокупности мысли и чувства, мотивы и поступки, характер и функцию героя и взаимосвязи с другими героями в произведении.

Проблемный анализ представляет собой дискуссию по поиску ответа на проблемный вопрос. Учителю важно сформулировать проблему или подвести к ней, обеспечить наличие разных мнений. Постепенно возможно привлекать учащихся к постановке проблемных вопросов. «Положительный или отрицательный герой Иванушка в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?» « Дойдёт ли письмо к дедушке в рассказе А. П. Чехова «Ванька?» Хорошо, если свои ответы учащиеся подкрепляют зачитыванием соответствующих отрывков из текста.

Эффективным средством развития аналитических умений учащихся является сопоставительный анализ. Для сравнения могут быть взяты произведения как одного, так и разных авторов. Непременное условие отбора текстов для такого урока – наличие в них помимо противопоставлений черт сходства темы, чувств, настроений, смысла. Сопоставительный анализ может проводиться на прозаических и поэтических произведениях. Главная цель урока заключается в поиске на основе анализа различий объединяющего фактора в сопоставляемых произведениях. Как правило, общим будет идейный смысл исследуемых произведений.

Целью стилистического или языкового анализа является выявление индивидуального стиля автора, представляющего собой, по определению В. А. Бородиной, « совокупность средств и приёмов художественной выразительности, характерных для данного автора». Перечень средств художественной выразительтности, с которым нужно ознакомить учащихся, содержится в программе. Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя. Например, динамизм рассказам Л. Н. Толстого придаёт обилие в них глаголов, а образность поэзии С. Есенина – удачные метафоры и олицетворения. Особенно интересен стилистический эксперимент. Это намеренное искажение текста с целью выявить, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа. Лучше проводить эксперимент на 2-3 урок изучения произведения, когда дети хорошо знают текст. Можно дать текст с искажениями или с пробелами. Неточности исправляются на слух или в напечатанном отрывке. « Прилетал папа, приносил букашек Пудику и говорил:

  • Чив ли я?

Мама-воробьиха говорила:

-Чив, чив.

А Пудик глотал букашек и думал: « Чем гордятся – червяка с ножками дали, - чудо!» И всё выглядывал из гнезда, всё выглядывал.

  • Пудик, - говорила мама, - смотри – упадёшь!

  • Чем, чем? – спрашивал Пудик.

  • Да не чем, а упадёшь на землю, кошка и скушает тебя, - объяснял отец, улетая на охоту…»


В этом отрывке из сказки М. Горького « Воробьишко» убраны все стилистически окрашенные слова, что, несомненно, уменьшает комизм и трагизм данного произведения и убеждает читателя в особой роли эмоционально окрашенной (экспрессивной) лексики в художественном произведении. Следует заметить, что стилистический эксперимент применим далеко не к каждому произведению!

Об особенностях анализа прочитанного можно говорить много, и учесть их в рамках одного урока сложно. Самым важным, на наш взгляд, в разборе читаемого является настрой, атмосфера, душа, пусть один, но оригинальный, выигрышный приём. Так А. И. Соболева (МОУ СОШ №14 г. Вологда) выбрала темой и музыкальным сопровождением урока по рассказу А. П. Чехова « Ванька» слова: « Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», - и соответствующую песню. А дети в результате анализа пришли к мысли о том, что А. П. Чехов протестует против бедственного положения детей его времени и надеется на хорошее будущее Ваньки, веря в «чистый исток» его деревенской души.

Таким образом, мы рассмотрели различные аспекты анализа художественного произведения в начальных классах. Самым важным из современных подходов к разбору прочитанного является совместная деятельность учителя и учащихся и постепенное обучение последних приёмам анализа, что даст возможность к 3-4 классу самостоятельно анализировать и полноценно воспринимать читаемое.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск