Этап урока
| Цель этапа
| Виды деятельности учащихся
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование умений и навыков
| Время
|
1. Организационный
| Актуализация опорных знаний.
Подготовка учащихся к работе, мотивации на познавательную деятельность.
| Самостоятельная работа в группах.
| Предлагает учащимся решить кроссворд по произведению.
Мы сегодня продолжим работу с текстом произведения В. Астафьева «Васюткино озеро».
| Решают кроссворд.
http://schoolsan.narod.ru/PimenovaAN/uchenik.htm
«Отгадайте кроссворд»
| Познавательные навыки – умение находить ответ по характерному вопросу
| 2 минуты
|
2. Самоопределение к деятельности
| Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
| Просмотр
| Я предлагаю начать урок с просмотра видеоролика.
Фрагменты из кинофильма Л. Голуба «Девочка ищет отца». (Приложение 1)
| Смотрят видеоролик
| Личностные навыки: умение анализировать жизненную ситуацию
| 3 минуты
|
3. Постановка проблемы. Планирование деятельности
| Формирование умений организации деятельности учащихся: формулировка проблем, составление плана.
| Постановка проблемы, составление плана действий по решению этой проблемы.
| Итак, вы попали в экстремальную ситуацию (заблудились в лесу). Помощи ждать не откуда.
Что нам нужно выяснить на уроке?
Это ключевая проблема урока. Сегодня мы с вами будем наблюдать, как формируются личностные качества человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. На основе произведения В. Астафьева «Васюткино озеро»
Какой же план действий, план нашей работы на уроке вы предложите по решению этой проблемы? Тезисно записывает план на доске.
|
Как выжить в таких условиях?
Определить:
1. Что должен знать и уметь человек, чтобы выжить в экстремальной ситуации.
2. Какими чертами характера он должен обладать?
| Умение организовывать сою деятельность: формулировать проблему, составить план действий по решению проблемы.
| 5 минут
|
4. Открытие нового знания
| Развитие умений по анализу материала, умение общаться в группах, усвоить новые знания. Формирование умения выделять главное, обобщать и делать выводы.
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса,
| Работа в группах
Работа с текстом.
Сравнительный анализ.
| Сейчас мы поработаем в 4 группах. Я предлагаю вам составить памятку, какими качествами, умениями и навыками должен обладать человек, чтобы выжить в данных ситуациях. Опорой вам будет служить текст рассказа «Васюткино озеро»
Обсуждение составленных памяток.
Дополнения. Вывешивается общая памятка.
У вас получилось много одинаковых правил в памятке, которые мы с вами объединили в одну общую. Дома вам было задано составить памятку «Заблудившемуся в лесу» (приложение 2).
Сравните вашу домашнюю памятку с той, что мы сделали сейчас на уроке.
Что нового вы узнали, чем дополните домашнюю памятку?
|
Работа учащихся над памяткой «Что нужно делать, если заблудился в лесу» по рассказу «Васюткино озеро». (Приложение 3).
Оформляют памятку на специально заготовленных карточках и вывешивают на доску.
У каждой группы получается своя памятка.
Ребята сравнивают получившиеся памятки. Находят общее, вносят дополнения. По мере обсуждения составляется одна общая памятка.
Выборочно отвечают: я узнал, что…
| Умение осуществлять действия по решению проблемы. Умение перерабатывать данную информацию (анализ произведения, классификация, сравнение) для получения результата. Умение сотрудничать, работать в группах. Перерабатывать информацию из одной формы в другую.
| 10 минут
5 минут
5 минут
|
5. Применение нового знания
| Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
| Устные индивидуальные ответы
| Каждый ли может в 10 лет, заблудившись, выжить в лесу и спастись?
Нарисуйте словесный портрет человека, который смог бы выжить в любых сложившихся экстремальных ситуациях. Какими качествами он должен обладать?
| Нет
Смелый, находчивый, отважный, внимательный, наблюдательный, сообразительный, быть оптимистом, не падать духом
| Высказывание своих точек зрения с аргументаций.
| 3 минуты
|
6. Итог урока
|
| Устные индивидуальные ответы
Работа с текстом.
| А могут ли эти черты быть присущи нашему автору, В. Астафьеву и почему?
Вы правы. Частица автора в данном рассказе присутствует в образе героя. Астафьев делится своими переживаниями, чувствами и эмоциями.
Как можно назвать такое произведение? http://schoolsan.narod.ru/PimenovaAN/uchenik.htm
«Презентация рассказа». Слайд 2. Чтение фрагмента статьи учебника «Судьба рассказа «Васюткино озеро» (Приложение 4)
| Могут. Потому что только сам переживший такую экстремальную ситуацию человек, мог правдиво ее описать.
Автобиографичное.
| Познавательные навыки – умение анализировать, работать с текстом.
| 7 минут
|
7. Рефлексия
| Самооценка результатов деятельности Сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания и применять их в жизни.
| Индивидуальная работа на карточках
| Мы с вами на уроке выяснили, какими качествами должен обладать человек, чтобы выйти из любой трудной ситуации. У вас у каждого на партах лежат пустые карточки. Проанализируйте, какие качества у вас уже есть, а каких не хватает. Эти качества напишите на карточках и вывесите на доску.
| Выписывают качества на карточки, вывешивают на доску.
| Оценочные – умение давать оценку своей деятельности
| 3 минуты
|
8. Домашнее задание
| Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
|
| Пересказ от лица героя наиболее понравившегося эпизода
| Записывают домашнее задание в дневник.
|
| 2 минуты
|