Скачать 50.87 Kb.
|
Урок литературы «Васюткиными тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») Учитель: Евсягина О.Ю. Класс: 5 А Цели: 1. Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой. 2. Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся. 3. Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе. Оформление урока: электронная презентация. Ход урока:
II. Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы c вами отправимся в необычное путешествие: мы постараемся проследить путь Васютки и пройти по его маршруту. (слайд 1) Для этого мы разделились на несколько групп. (“Архивариусы”, “Юннаты”, “Лесовики”, “Литераторы” – слайд 2). Вы должны показать знание текста, продемонстрировать умения и навыки в области литературы, природоведения, русского языка. Конечный пункт нашего путешествия – берег Успеха. Итак, счастливого пути! III. Первый этап: Опушка Архивариусов (слайд 3) 1. Что вы отыскали в архивных “закромах” о писателе, его детстве, его детских рассказах? (сообщение по биографии писателя – слайды 4-7) 2. Интересно, а знаете ли вы историю создания рассказа “Васюткино озеро”? 3. Какое из названий вам понравилось больше? 4. Понравился ли рассказ? Второй этап: Поляна Литераторов (слайд 8) 1. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей) 2. Обратимся к тексту на стр. 118 (автор В.Я. Коровина ). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой? (Нагнетает тоску, страх, грусть). 3. Что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 118 учебника). 4. С какой целью уходил Васютка в лес? (пересказ эпизода) 5. Толкование слов: тайга, затеси, валежина, тоня, хлипкий. (слайды 9-10) 6. Найдите описание тайги (стр. 120-121) по тексту рассказа “Васюткино озеро”. А теперь проверим ваше знание текста рассказа – ответим на тестовые вопросы (слайды 11-15) Беседа: Какую оплошность допустил мальчик? (Перестал следить за пометками на деревьях) Кто виноват в том, что он заблудился? (глухарь; сам Васютка) Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? (Увлечен добычей птицы, охотой) Какие глаголы помогают передать этот азарт (стр. 123-124 учебника)? Когда Васютка понял, что он заблудился? (Когда разглядел муху в сетях паука) Вывод: Картины природы передают состояние главного героя. 7. Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки ("Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим" – стр. 124-126 пересказ). Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 125 учебника). Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика. (слайд 16) Третий этап: Просека юных натуралистов (слайд 17) Мы добрались до просеки Юных натуралистов! 1. Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 126 по тексту). 2. Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? (ответы учащихся) Далее озвучивается “Памятка идущему в лес” (слайд 18 – под запись) Четвёртый этап: Родник Лесовиков (слайд 19) 1. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу? Озвучиваем памятку “Если ты заблудился в лесу” (слайд 20 - дать под запись). 2. Ситуации “Если ты заблудился”. Как можно укрыться от дождя, снега, палящего солнца? (слайд 21) 3. На какой день перед Васюткой оказалось озеро? (Вечером на второй день пребывания в тайге) 4. Почему озеро назвали Васюткиным? (О существовании озера раньше никто не знал, а мальчик его нашел первым) 5. В чём проявлялся практицизм, умение выжить? (Спасся, выжил, благодаря своим знаниям) (физкультминутка) Пятый этап: Пригорок Загадок (слайд 22) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! (Рысь) Вам встречалась на поляне Птица с красными бровями? (Глухарь) У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке. (Сосна) Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит. (Ива) А теперь я вам предлагаю более подробно прослушать сообщение о птице, из-за которой Васютка ушел в тайгу, забыв и затесях, - о глухаре. А какие животные еще населяют тайгу? IV. Седьмой этап: Берег Успеха (слайд 23) Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки? V. Восьмой этап: Домашнее задание (слайд 24) Написать письмо Васютке. О чем вы напишите мальчику? Может быть, вы что-то ему посоветуете или спросите у него? (спросить нескольких учащихся) Выставление оценок за урок. Спасибо за урок! До свидания, ребята! Приложение Карта оценивания
|