Скачать 1.38 Mb.
|
Содержание От составителя. 1. Понятие о словосочетании (урок-путешествие). 2. Понятие о предложении (семинар). 3. Порядок слов в предложении (лекция, практикум). 4. Главные члены предложения (лекция, практическая работа). 5. Однородные члены предложения (урок-путешествие). 6. Стилистические функции однородных членов предложения (лекция с элементами эвристической беседы, практикум). 7. Обособление определений, выраженных причастным оборотом (урок-викторина). 8. Стилистические функции обособленных членов предложения (лекция с элементами эвристической беседы, практикум). 9. Сравнительный оборот (практическая работа, лекция). 10. Своеобразие поэтической речи древнерусской летописной литературы (интегрированный урок). 11. Своеобразие поэтической речи древнерусской житийной (агио-графической) литературы (интегрированный урок). 12. Синтаксическое и стилистическое своеобразие речи автора, рас-сказчика и героя в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок). 13. Реальные события пугачевщины и их художественное во-площение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (ин-тегрированный урок). 14. Идеи и образы современной поэзии (интегрированный урок). 15. Приложение 1. 16. Приложение 2. 17. Приложение 3. Литература. От составителя Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, изучение которой требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не-редко становятся лишь мертвым грузом. «Корень учения горек», – говорили древние римляне. И вколачи-вали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры... Но меняются времена, меняются нра-вы, и мы вместе с ними. Не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для каждого увлекательным, принося радость приобще-ния к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Данное пособие адресовано учителям-словесникам, работающим в 8-м классе. Мы стремились к тому, чтобы наше пособие пригоди-лось вам непосредственно на уроке, при организации внеклассных мероприятий, на консультациях и во время репетиторских занятий. Пособие содержит обширный справочный материал, занимательные и творческие задания, направленные на лучшее усвоение программного материала по русскому языку, развитие логического мышления уча-щихся. Желаем успеха! Удивительное путешествие в страну Синтаксис «Динь-ди-линь», – прозвенел звонок на урок. Привычный каби-нет русского языка в этом году выглядел странно. Здесь почему-то пахло морем, а с потолка свешивались лианы. Где-то наверху запела птица, ей отозвалась другая. Всегда шумные ученики 8 «Б» на этот раз просто потеряли дар речи. – Смотрите! – заорал вдруг Пашка и ринулся к окну. И все увидели, что прямо в окно плещут морские волны, на которых покачи-вается красавец-фрегат. – Ой, хочу туда! Хочу путешествовать! – заныла Настя. – Что же, нет ничего проще! – улыбнулась Наталья Николаевна. Через минуту они уже были в открытом море. Мальчишки вопи-ли от счастья, сидя на мачтах, Настя, блаженно закрыв глаза, вдыхала соленый морской воздух, а Ксюша спросила: – Куда же мы плывем? – У этой страны совершенно экзотическое название, – ответила Наталья Николаевна, – Синтаксис. Она достала из сумочки компас и карту. Вскоре фрегат при-чалил к берегу, и наши путешественники выбрались на сушу. Красота вокруг была необычайная: диковинные развесистые деревья, цветы редкостных видов. Небо синее-синее. Птицы с разноцветным опере-нием распевали на все голоса. – Как здорово, Наталья Николаевна! – восхитилась Катя. Отличник Женька первым заметил указатель: «Добро пожало-вать в государство Словосочетание!» Страна Синтаксис Урок 1. Понятие о словосочетании ( урок-путешествие) Цель урока: ознакомить учеников со словосочетанием как номи-нативной единицей синтаксиса, дать представление о синтаксических отношениях и видах подчинительной связи в словосочетаниях, про-должить формирование навыка пользования лексическими и грамма-тическими нормами построения словосочетаний и предложений. Ход урока 1. Пограничный контроль. Найдите словосочетания, поясните свой выбор.
Словосочетание – такая синтаксическая единица, которая со-стоит из двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически: по морям и океанам; снег да ветер; необыкновенно добрая; уйти из дома; спросить у прохожего. Предложение формируется из словосочетаний. При этом подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Так, в пред-ложении «Тяжёлые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор» (М. Лермонтов) пять словосочетаний: тяжёлые тучи, холодные тучи, лежали на вершинах, на вершинах гор, окрестных гор, – и одна грамматическая основа: тучи лежали. В словосочетаниях одно слово подчиняется другому и от него можно поставить вопрос: дрессировать тигров – дрессировать (кого?) тигров. В этом словосочетании главное слово – дрессировать, зависимое – тигров. Словосочетания с различными типами синтаксической связи могут выступать по отношению друг к другу как синонимичные: брас-лет из серебра – серебряный браслет; костюм для пляжа – пляжный костюм; тростник у берега – прибрежный тростник. Благополучно преодолев пограничный контроль, наши путе-шественники отправились осматривать достопримечательности. 2. Определите «строительный материал», использованный мастерами страны Словосочетание (учащиеся определяют строение и грамматическое значение словосочетаний, способ связи слов в слово-сочетаниях).
– Посмотрите, – закричал Кирилл. – Там драка возле магазина! – Это очень плохо, мы должны вмешаться и помочь людям! – сказала Наталья Николаевна. 3. Разберитесь, кому какие предметы принадлежат. Можно ли определить, кому принадлежат в каждом словосочетании названные предметы?
4. Вставьте пропущенные буквы. Зимн…м вечер…м, осени…м днем, пр...шлогодн...м з...пас...м, вчерашн...ми об...щани...ми, о зимн...м вечер..., об осенн...м дне, в весен…м воздух…, в тих.. .м омут...,тих...м мор...м, бе...крайн...ми пр...стор...ми, весенн...ми пр...гулк...ми. Определите способ связи слов в словосочетаниях (задание 3, 4). Можно ли заменить эти словосочетания синонимичными? Как изме-нится способ связи слов? Послышался крик мальчишки-газетчика. «Внимание! Внима-ние! Цельные словосочетания требуют свободы и независимости! Сло-ва, входящие в них, желают выступать самостоятельными членами предложения. Правительство вступило в переговоры!» – Наталья Николаевна, а какие словосочетания называются цель-ными? – спросил Саша. – Как правило, каждое самостоятельное слово, входящее в сло-восочетание, является отдельным членом предложения. Но в русском языке есть словосочетания, которые рассматриваются как один член предложения. Такие словосочетания называются цельными. Цельные словосочетания – это словосочетания, которые имеют смысловую цельность и в предложении выступают в роли одного члена пред-ложения. В цельных словосочетаниях главное слово не несёт доста-точной для отдельного члена предложения смысловой полноты, так как основная смысловая нагрузка ложится на зависимое слово. Можно выделить несколько групп цельных словосочетаний:
5. Помогите доказать цельным словосочетаниям, что они должны пойти на переговоры с правительством страны Слово-сочетание (докажите, что главное слово в таких словосочетаниях не несет достаточной смысловой нагрузки, чтобы быть самостоя-тельным членом предложения). За одного учёного двух неучёных дают, да и то не берут. (По-словица). Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин). Туристы исходили десятки километров в поисках потеряв-шегося мальчика. Пятеро из нас хорошо знают английский язык. Мы с братом собираемся поехать летом на Азовское море. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. (И. Тургенев). Мимо путешественников быстрым шагом прошла с встре-воженным лицом миловидная девушка-медсестра в белом халате. – Что случилось? – поинтересовалась Наталья Николаевна. – Из процедурного кабинета убежали несколько предложений, зараженных вирусом речевой ошибки. Они должны были пройти курс лечения, но испугались. Не представляю, как я их всех успею собрать! Если упустить время, может начаться эпидемия... – А если мы вам поможем? Нас много, – предложил Дима. – Это было бы просто замечательно! 6. Помогите восьмиклассникам «вылечить» «заболевшие» предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их). Гуси готовились к улету. Слонёнок три раза обежал вокруг себя. Шопен был единственный ребёнок в многодетной семье. Он не мог оторвать глаз от бегущего лося. В комнату вошёл негр в ботинках телесного цвета. Девушки отрывали от себя последнее и вязали солдатам ва-режки. Я хотел бы иметь огромный домик... 7. «Гербарий». Незаметно солнце стало опускаться за горизонт, путешествен-никам надо было возвращаться на борт корабля. – Подождите! – одноклассников догоняли Маша и Ирина. – Посмотрите, какие красивые словосочетания мы собрали на опушке! Как бы их сохранить на память о нашем путешествии? – Действительно, это очень интересные и выразительные сло-восочетания. Прилагательные в них называются эпитетами. А сохра-нить их очень просто – давайте составим текст и поместим в него ваши трофеи, – сказала Наталья Николаевна. Помогите ребятам составить тексты или отдельные предложе-ния (возможна работа в группах) с предложенными словосочетаниями и предложениями. Ветер. Сыроватый, мягкий ветерок. Лёгкое дуновение знойного ветра. Вой осеннего ветра. Непрестанно гудит. Ветер бесился. Скулит жалобно, скучно и непрерывно. Поднимает свой голос до жалобного визга и опускает его вниз до звериного рычания. Вода.
Воздух.
Времена года.
Ледоход. Ноздреватые льдины. Река трещала и горбилась. – Давайте и дальше собирать гербарий в разных частях этой страны на память о нашем путешествии, – предложила Лена, и все с ней согласились. Приложение к уроку 1. Урок 2. Понятие о предложении (семинар) Цель урока: дать учащимся представление о предложении как предикативной единице языка, строении и грамматическом значении предложений, сформировать навык согласования членов предложения. Ход урока Высаживались на берег шумно. Наталья Николаевна пере-считала восьмиклассников. 29 путешественников с рюкзаками за пле-чами стояли на берегу. – Ну, что же! Территория кажется вполне обжитой и безопасной, а местные жители – дружелюбными. Я предлагаю вам разбиться на группы, отправиться на разведку и разузнать побольше о стране, в которой мы оказались, и о её жителях. Встречаемся здесь через 4 часа, – предложила Наталья Николаевна. Спустя 4 часа разведчики вернулись с информацией (подго-товленные сообщения в группах): |